Ростовский областной музей краеведения представил старинные елочные украшения

В 2017 году внучке Деда Мороза Снегурочке исполняется 80 лет

Самый известный хит, который любят и дети, и родители, — «В лесу родилась елочка». Именно этой песней Ростовский областной музей краеведения открыл череду праздничных мероприятий, первое из которых — выставка елочных игрушек «Чудеса блестят в иголках». Школьники, пришедшие на экскурсию, подхватили песенку, подпевали ее и взрослые. Ведь слова «Елочки» знают все.

В 2017 году внучке Деда Мороза Снегурочке исполняется 80 лет
Ёлочные игрушки отражают историю страны. Фото: Хлыстун Светлана.

Однако когда автор выставки Зинаида Николаевна Римская назвала возраст хита, среди гостей пронесся удивленный шепот. Оказалось, что шедевру 113 лет! Впервые стихи о елочке были напечатаны в декабрьском номере журнала «Малютка» за 1903 год. Вместо фамилии значилось «А. Э.». Стихотворение прочел в журнале музыкант-любитель, кандидат естественных наук Леонид Карлович Бекман и неожиданно для самого себя написал очень приятную музыку. Маленькая дочка музыканта полюбила папино сочинение, и вскоре «Елочка» вошла в сборник «Верочкины песенки», о котором одобрительно отзывались Рахманинов, Танеев, Скрябин…

Нелегкая жизнь таинственной «А. Э.»

Об этой песенке вспоминали и забывали, но в 30-х годах прошлого века после возвращения в наш календарь Нового года (его отменяли из-за Первой мировой войны, затем после революции) «Елочка» получила второе рождение — ее вновь опубликовали в сборнике 1941 года. А составительница сборника Э. Эмден разыскала автора стихотворения. Им оказалась дворянка, представительница старинного княжеского рода, Раиса Адамовна Кудашева.

Жизнь ее сложилась непросто — семья обеднела, Раиса Адамовна была гувернанткой, а после прихода советской власти учительствовала и работала в библиотеке. Стихи она писала с детства, ее публиковали, но фамилию свою детская поэтесса ставить стеснялась.

Долгое время Раиса Кудашева не знала, что «Елочка» стала песенкой. Только спустя почти двадцать лет случайно услышала, как дети пели ее в трамвае. Услышала, порадовалась и дальше жила своей тихой жизнью.

Во время Великой Отечественной войны, когда вопрос получения провианта был равен вопросу выживания, перед Новым годом в Союзе писателей раздавали продуктовые пайки. И в очереди появилась никому не известная чистенькая старушка

— Я Раиса Адамовна Кудашева, — тихо произнесла она. — Не полагается ли мне паек?

— А ты что ли написала чего? Тут только писатели! — отрубил чиновник на выдаче.

— Я «В лесу родилась елочка» написала, — стесняясь, ответила она. Пайка тогда ей не дали. Но писатель Василий Субботин вспоминал, как спустя годы к председателю Союза писателей Александру Фадееву пришла какая-то старуха. Лет ей тогда было уже под девяносто — дряхлая, плохо одетая, с каким-то мешком в руке. Этот мешок она положила на колени и рассказала, что всю жизнь пишет стихи, но сейчас еле сводит концы с концами и нуждается в помощи. Фадеев, желая поскорее отвязаться, сказал:

— Ну, прочтите что-нибудь из своего.

Она опустила глаза и задребезжала:

— В лесу родилась елочка,

В лесу она росла,

Зимой и летом стройная,

Зеленая была…

Фадеев поднялся, зашагал по комнате, рассказывал, как впервые прочел эти стихи в журнале, как плакал, когда дошел до последних строк: «Срубил он нашу елочку под самый корешок». Затем он отдал распоряжение, чтобы автора этих стихов Р. А. Кудашеву немедленно оформили в Союз писателей и оказали ей всяческую помощь.

Автор выставки Зинаида Николаевна Римская. Фото: Хлыстун Светлана.

Мальчик-с-пальчик и его хозяин

Еще один символ Нового года — елочные игрушки.

— Украшать новогодние елки в России начали лишь со второй половины XIX века. Обычай пришел из Европы. Оттуда же привозили и первые елочные игрушки — дорогие стеклянные фигуры могли позволить себе только богатые люди, а в домах людей среднего достатка на долгие годы поселились игрушки из прессованного хлопка, фольги, папье-маше и картона, — рассказывала Зинаида Римская. — В начале ХХ века в России открылись две фабрики по производству елочных игрушек, расположенные в городе Клин и в Петербурге. Тематика их игрушек была в основном рождественской: елку обязательно украшали Вифлеемская звезда, свечи, ангелы и шары, олицетворяющие яблоки — символ плодородия.

Интересно, что в городе Клин стеклянные игрушки начали делать в период Первой мировой войны. Там мастера-артельщики выдували стеклянные изделия для аптек. Но в военные годы пленные немцы научили их выдувать шары и бусы, которые служили украшениями не только для елок, но и для женщин. Клинская фабрика «Елочка», кстати, по сей день остается единственной в России фабрикой, которая делает стеклянные бусы для елок.

Фото: Хлыстун Светлана.

Покупка стеклянной игрушки была событием, такие игрушки хранили в коробках, обкладывали ватой, передавали как семейные ценности. Семьи, которые были не так богаты, покупали игрушки из серии «дрезденский картонаж» — фигурки были склеены из двух половинок выпуклого тонированного картона. В то же время были и игрушки из ваты, накрученной на проволочный каркас. Они были словно ватные куклы.

Историю одной такой игрушки рассказала экскурсовод.

— Однажды к нам на встречу с дарителями (это люди, которые передают свои семейные реликвии в музей) пришел очень пожилой человек. В руках у него была маленькая коробочка. Очень старая, но хорошо сохранившаяся. Он раскрыл ее, и мы ахнули: там была елочная игрушка — ватная фигурка мальчика на санках. Занимала она всего четверть ладони. Игрушка пожелтела от времени, и сначала даже сложно было разобрать, что это за фигурка, — разворачивала цепь событий Зинаида Римская.

Мужчина рассказал, как в 1934 году он, еще совсем малыш, пошел с родителями в гости. Приятели пригласили их семью вместе встретить Новый год. Мальчик зашел и увидел в комнате нарядную елку. На ней были пряники, орехи, конфеты и свечи. И вдруг на одной из ветвей он увидел игрушку, прекраснее которой в своей маленькой жизни он еще ничего не встречал, — крохотный мальчик в белоснежной шубке спускался на санках с еловой ветки. Эта игрушка поразила воображение нашего героя. Он мог смотреть на нее часами. Но в гостях нужно было петь, танцевать, читать стихи. Все это он покорно выполнял, но глаз не сводил с мальчика с санками. И даже загадал, чтобы эту игрушку он получил в качестве подарка.

Фото: Хлыстун Светлана.

И вот начали вручать сюрпризы — сладости и книжки. А мальчик-с-пальчик так и остался на ветке.

— Весь вечер я просидел под елкой, не сводя глаз с игрушки. Попросить ее стеснялся, ведь это была очень дорогая вещь, — вспоминал даритель. — А когда родители засобирались домой, душа моя уже сгорала от горя. Я не выдержал: рухнул на пол и разрыдался. Не мог расстаться с мальчиком на санках. Когда хозяева узнали причину моих слез, игрушку сняли с ветки и подарили. Я почувствовал теплую, немного шершавую от краски вату с своей руке и вновь расплакался, но теперь уже от радости. Никогда в своей жизни я не был более счастлив, чем в тот день. И мальчика на санках хранил, как самый главный подарок.

Услышав эту историю, современные дети, у которых перед входом в музей предусмотрительная учительница отобрала гаджеты, утирали слезы.

— Неужели родители не могли ему купить еще игрушек? — не укладывалось в голове у третьеклассников.

— Вам сегодня это сложно понять, но тогда не могли. Их просто не было, а если и удавалось раздобыть такую игрушку, то при маленькой зарплате родителей цена ее казалась непосильной, — поясняла экскурсовод. И было видно, что для школьников этот ребус был похлеще, чем лабиринты квестов.

А Снегурочке-то почти 80!

Переходя от стенда к стенду, с удивлением понимаешь, что наша история нашла отражение и таких, казалось бы, оторванных от политики вещей, как елочные игрушки. Я помню, что в маминой коробке с игрушками были стеклянные перец, помидор, лук и даже чеснок. И только сегодня я узнала, что эти игрушки были сделаны во времена Хрущева. Так отразилась пропаганда сельского хозяйства. И не трудно догадаться, что самой популярной елочной игрушкой 60-х была царица полей — кукуруза.

Во время Великой Отечественной войны на фронтах елки украшали фигурками, которые мастерили из погон, бинтов, носочков. В музее краеведения можно увидеть даже колбочки и мензурки, которые служили елочными украшениями. Нарядить елку в то время было обязательным условием — этот обряд напоминал о мирной жизни и дарил солдатам надежду на скорую победу. «Военные» елки украшались «солдатами», «танками», «пистолетами», «собаками-санитарами»; даже Дед Мороз на новогодних открытках бил фашистов.

— В 1937 году на праздновании Нового, 1937 года в московском Доме Союзов Дед Мороз впервые представил всем свою внучку — Снегурочку. Раньше этого персонажа на праздниках не было, — просвещала гостей Зинаида Николаевна. — Интересно, что тогда Снегурочка была в образе маленькой девочки.

То есть в 2017 году внучке Деда Мороза будет 80 лет! За эти годы она подросла, но рубеж юности все-таки не перешагнула. Кстати, судьба Снегурочку не особо баловала. Во время войны о ней словно забыли. Десять лет она была «в изгнании», в начале 1950-х годов два известных советских писателя Лев Кассиль и Сергей Михалков ввели этот образ в сценарии кремлевских елок. Только после презентации на самом высоком уровне Снегурочка уже навсегда заняла место под холодным зимним солнцем.

Хотя выставка ««Чудеса блестят в иголках» занимает всего один музейный зал, однако знакомиться с ней можно очень долго. Вот, к примеру, еще одна примета времени — маленькая пластмассовая елочка, которая собирается по принципу пирамиды. Длиной всего сантиметров двадцать. На ней такие же крохотные игрушки. Сегодня ее можно принять за елочку, которую удобно поставить на столе в офисе.

Как оказалось, такие миниатюрные размеры тоже связаны с политикой. Но теперь социальной. Елочки-крошки выпускались в те времена, когда появились знаменитые хрущевки — квартиры стали маленькими, при этом жили в них и по нескольку поколений (когда там очередь на квартиру дойдет!). Места не хватало не то что на елку — на кухне раскладушка помещалась с трудом. Но праздник остается праздником: маленьким квартирам — маленькие елочки!

— В 1966 году Международной организацией коллекционеров елочных игрушек Golden Glow было принято решение считать старинными игрушки, произведенные до 1966 года, — рассказывала автор выставки. — Так что если у вас дома есть бабушкины, а еще лучше прабабушкины игрушки, то вы должны понимать, какую они имеют ценность. И дело даже не в деньгах. Если вы спросите у родных, как эта игрушка попала в дом, какие события пережила, какие повороты истории страны и вашей семьи она помнит, то узнаете очень много интересного. Ведь игрушки прошлых лет имеют особое очарование. И, чтобы почувствовать это, откройте бабушкины коробки, рассмотрите игрушки, аккуратно возьмите их в руки, посмотрите на блестящие бока и постарайтесь представить, сколько лиц отражалось в этих игрушках за прошедшие годы. А если же у вас не сохранились старинные елочные украшения, приходите к нам в музей...

От себя добавлю, что выставку игрушек лучше смотреть вместе с экскурсией. Ведь в эту публикацию вошла лишь малая часть тех удивительных жизненных историй, которые рассказывает своим гостям Зинаида Римская.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №1 от 28 декабря 2016

Заголовок в газете: История страны в истории игрушек

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру