Формирование информационно-развивающей среды в инновационной школе

Как используют мультимедиа технологии в ростовской школе №60

Внедрение в образовательный процесс информационных технологий и инновационных методов преподавания — приоритетная задача Управления образования города Ростова-на-Дону. Сегодня 28 общеобразовательных организаций города имеют статус «Школа цифровых технологий». Одним из первых участников проекта стало МБОУ «Школа № 60 имени пятого гвардейского Донского казачьего кавалерийского Краснознаменного Будапештского корпуса», которое вот уже четвертый год подряд подтверждает этот статус, свидетельствующий о высоком уровне информатизации общеобразовательного учреждения и эффективности внедрения средств ИКТ в учебный процесс. 

Как используют мультимедиа технологии в ростовской школе №60
Урок биологии с применением интерактивной доски. Фото: www.school60rd.com

В 2016 году школе № 60 исполнилось 45 лет. Ее директор Лилия Захарова, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ, рассказала, что программа информатизации здесь реализуется на протяжении более 15 лет. С 2005 года школа является областной экспериментальной площадкой по внедрению информационных технологий в образовательный процесс. В 2007 году школа стала победителем конкурса среди образовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы в рамках ПНП «Образование». В проект «Школа цифровых технологий» включились с 2013 года и каждый год этот статус подтверждают. Кроме того, школа является муниципальным методическим ресурсным центром, базовой (стажировочной) площадкой регионального проекта «Распространение на всей территории РФ моделей образовательных систем, обеспечивающих современное качество образования» Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ростовской области по внедрению информационных технологий.

— Что касается использования цифровых образовательных ресурсов, то нас интересуют эффективность учебного процесса и качественный результат в формировании культуры, образования, компетенций, расширении образовательных возможностей учащихся, воспитании творческой активности. В школе № 60 мы создаем информационно-развивающую среду — систему влияний и условий формирования личности, а также возможностей её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении, где особую роль играют информация и информационные технологии, ориентирующие всех участников образовательного процесса на ценности развития, саморазвития и духовные смыслы, — отмечает Лилия Геннадьевна.

Мультимедийными, интерактивными средствами обучения нового поколения в школе оснащены все учебные классы и предметные кабинеты. 90% уроков проводятся с использованием ИКТ-средств.

На уроке в начальной школе. Фото: www.school60rd.com

Интерактивные доски

Оборудованием, в корне меняющим учебный процесс, являются электронные интерактивные доски. Первые интерактивные доски в школе № 60 были установлены в 2007 году в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование». О преимуществах их использования рассказала Галина Чубарьян, заместитель директора, учитель биологии высшей квалификационной категории:

— Интерактивная доска — это электронный интерактивный инструмент, современный, мощный, значительно ускоряющий доступ к необходимой информации, облегчающий ее восприятие и способствующий формированию творческой атмосферы общения в учебном классе. Интерактивная доска в образовательном процессе — это незаменимый инструмент для организации самостоятельных и коллективных форм работы на уроке, дискуссий, в которых развиваются общеучебные умения учащихся анализировать, аргументировать, объяснять свою точку зрения. Применение интерактивной доски на уроке в школе помогает экономить время на ведении текущих записей по ходу урока. Заранее подготовленные в программном обеспечении интерактивной доски материалы (диаграммы, рисунки, тесты, таблицы, музыка, карты и другие ресурсы для урока) дают возможность сохранять быстрый темп урока. Учитель и ученики не тратят время на то, чтобы написать текст на обычной доске. В режиме онлайн на интерактивной доске можно работать с материалами урока — комментировать, вносить добавления, выходить в Интернет. Учителя могут создавать и проводить опросы в режиме реального времени, демонстрировать ученикам результаты тестирования. Уроки можно записывать, создавать базу записей, различных материалов, тестов, самостоятельных и контрольных работ. Каждый ученик может в любое время вернуться к материалам урока, сохранить их, распечатать, изучить пропущенный материал, проверить себя.

По санитарным нормам и в целях безопасности здоровья детей в ходе урока доска может использоваться лишь 10–15 минут, но, по словам педагогов, этого вполне достаточно для того, чтобы активизировать внимание учащихся, мотивировать их учебную деятельность, интерес. Галина Зауровна отмечает, что, используя на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернета, учитель воздействует на все системы восприятия одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

Для учащихся начальной школы интерактивная доска — это универсальный инструмент, позволяющий сделать урок более интересным, наглядным и увлекательным. Занятия становятся намного ярче и динамичнее.

Учитель немецкого языка высшей категории Екатерина Путилова адаптировала под особенности кабинета антибликовую магнитную маркерную доску с проекцией на экран с интерактивными возможностями, что позволяет отражать на уроке каждое действие учащихся, делая все его элементы доступными для восприятия, осознания и обсуждения.

— Внедряя инновационные технологии, в том числе информационные, мы всегда проводим мониторинг эффективности их использования, стремимся к многогранности, функциональности и полезности, делая процесс интересным и творческим, — отмечает директор школы Лилия Геннадьевна.

Электронный журнал, дневник и учебник

Порядка 80% общеобразовательных учреждений Ростова-на-Дону в настоящее время используют электронные дневники и журналы. Как и многие другие средние учебные учреждения, школа № 60 подключена к единой образовательной сети «Дневник.ру». Этот сайт позволяет родителям следить за успехами своих детей и активно участвовать в образовательном процессе вместе с ними. «Дневник.ру» — закрытая информационная система со строгим порядком регистрации образовательных учреждений и пользователей. В системе учтены все требования безопасности и федерального закона № 152 «О персональных данных». Электронный дневник ученика — это доступ в режиме реального времени к любой учебной информации: изменениям в расписании, текущим и итоговым достижениям, выставленным оценкам, темам пройденных и будущих уроков, комментариям преподавателя, домашним заданиям и оповещениям обо всех важных событиях школьной жизни. Помимо этого «Дневник.ру» предлагает сервисы дистанционного обучения: виртуальные конференции, проведение тестов в электронном виде, обмен комментариями к домашним заданиям, школьные объявления, новости, хранение файлов класса, доступ в библиотеку и медиатеку готовых учебных материалов.

Электронный журнал выполняет те же функции, что и традиционный, но имеет ряд преимуществ. Доступ к данным надежно защищен, а возможностью вносить изменения во все его разделы обладает лишь модератор. Каждый учитель имеет право заполнить журнал лишь по своему предмету, классный руководитель имеет доступ ко всей информации о своем классе, может составлять отчеты по успеваемости и посещаемости. Педагоги отмечают, что ведение электронного журнала не только обеспечивает прозрачность перед учащимися, родителями и администрацией школы хода педагогического процесса, но и оперативность, коммуникативность и надежность.

— Взаимодействие с родительской общественностью осуществляется через электронный журнал на сайте dnevnik.ru и через блоги учителей на сайте школы school60rd.com. Это не только индивидуальные интернет-консультации, но и заседания родительского комитета, родительские собрания с использованием интернет-технологий (Skype), — поясняет Лилия Геннадьевна.

Урок с применением двухэкранных планшетов. Фото: www.school60rd.com

Если электронный дневник и журнал — обычная для многих практика, то наличием электронных учебников и учебных планшетов могут похвастаться далеко не все школы. В 2008 году в школе № 60 были впервые приобретены электронные устройства — букридеры на основе технологии E-Ink, которые стали использовать на уроках литературы и иностранных языков. Букридеры использовались в учебном процессе в качестве источника текстовой информации, справочного материала (термины, правила), заданий к уроку (разноуровневые задачи, индивидуальные карточки, тесты), аудиофайлов к уроку, источника фотоматериалов, картинок. Следующим этапом стало приобретение электронных двухэкранных гаджетов: с одной стороны — электронная книга, основанная на технологии E-Ink, с другой стороны — это планшет. Как рассказала учитель начальных классов Елена Храмцова, за счет использования технологии E-Ink с электронной книгой можно работать больше 10–15 минут, это не влияет на зрение, так как отсутствует эффект мерцания, свойственный экранам. Кроме того, в гаджете есть блокнот, возможность просматривать изображения и видео. По оценке учителя начальных классов, планшет эффективен при изучении окружающего мира, информатики, на уроках внеклассного чтения и даже письма. Дети с удовольствием осваивают элементы букв и соединений, им нравится возможность исправлять написанное. Работать с планшетом можно как стилусом, так и пальцем. Помимо начальной школы такими гаджетами оснащен кабинет биологии.

Сейчас школа пришла к тому, что использование планшетов для учебного процесса является наиболее оптимальным решением. Планшеты были приобретены для кабинетов английского, немецкого языков и кабинета биологии. Галина Чубарьян продемонстрировала возможности использования устройства на уроках биологии.

Урок биологии с планшетами. Фото: www.school60rd.com

— Бесплатная лицензионная программа, которая размещена в свободном доступе и имеет множество цифровых образовательных ресурсов, позволяет работать каждому ученику индивидуально, выбирая разный уровень сложности заданий. Это удобнее, чем электронная книга. Здесь есть подключение к Wi-Fi, можно скачать информацию и сохранить на флешку. Дополнительным преимуществом является возможность прослушать информацию в наушниках, что особенно важно для учащихся с ослабленным зрением. Что касается сохранности устройств, то дети понимают, что это дорогостоящая вещь, и обращаются с ней бережно. Каждый ребенок сидит за своей партой, парта имеет свой номер, за которым закреплен планшет, чтобы мы могли отследить его состояние и работу, — пояснила Галина Зауровна.

Применение электронных учебников и планшетов невозможно без необходимого программного обеспечения, поэтому в школе сформирован и систематизирован банк методических материалов, включающих более 1000 лицензионных CD и DVD. Все они хранятся или на компьютерах учителей, и на школьном сервере и при необходимости могут быть использованы любым учителем, имеющим доступ к сети.

Электронные книги на уроках литературы. Фото: www.school60rd.com

Инфраструктурные решения школы /Локальная сеть. Сервер/

— Закупая новые виды оборудования, мы всегда отслеживаем современные тенденции и стараемся идти на шаг вперед, в школе уделяется внимание инфраструктурным решениям (локальная сеть, сервер, электронная почта, управление базами данных, защита информационных систем персональных данных), — говорит Лилия Геннадьевна.

Именно поэтому, когда школа стала обладателем гранта от Ростовского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Ростовской области, как базовая площадка, руководством было принято решение о приобретении сервера для внутреннего сетевого взаимодействия. Теперь цифровые образовательные ресурсы могут распространяться на каждый кабинет школы. Любой педагог, имея логин и пароль, может зайти на сервер и воспользоваться имеющимся там пакетом документов, например рабочими программами, цифровыми образовательными ресурсами.

Школьный сервер. Фото: www.school60rd.com

Руководство школы отмечает, что о сервере мечтали с 2007 года, но от мечты до ее реализации должно пройти время. Возможность его приобрести появилась несколько лет назад, и до сих пор школа является единственной в городе, где установлено такое оборудование. Помимо основных функций сервер обеспечивает работу администрации, бухгалтерии, школьной газеты «Отражение», содержит школьную медиатеку, разработки учителей для уроков и внеклассных мероприятий и многое другое. Также обеспечивает информационную базу электронного дневника и журнала.

— У нас разработан проект сетевого взаимодействия, внутреннего и внешнего. Через дистанционную площадку на сайте мы общаемся с коллегами из других школ, имеющих статус «Школа цифровых технологий». Программное обеспечение Office 365 позволяет нам организовывать видеосвязь, проводить видеоконференции, вебинары. Кроме того, ведется запись мероприятия, которая затем размещается на сайте информационно-аналитического центра Управления образования города Ростова-на-Дону и на сайте школы. Доступ к этим архивам имеет любой пользователь Интернета. Недавно на базе школы Управлением образования города Ростова-на-Дону проводилось родительское собрание в режиме видеоконференцсвязи по вопросам государственной итоговой аттестации, в котором приняло участие более 28 школ города. Трансляцию можно осуществлять как в рамках муниципалитета, так и региона и страны в целом, — рассказывает Лилия Геннадьевна.

По словам директора, в школе и в городе уже накоплен опыт проведения веб-конференций и вебинаров по вопросам методики преподавания предметов, организации внеурочной деятельности, воспитательной работы, проведения государственной итоговой аттестации, родительских всеобучей, взаимодействия с общественными организациями.

Видеоконференцсвязь с другими учебными учреждениями осуществляется из зала «Мультиплекс». Этот комплексный проект позволил модернизировать обычный актовый зал в многофункциональную интерактивную телекоммуникационную аудиторию-зал. Многофункциональность и мобильность сегодня позволяют использовать зал в различных конфигурациях: как конференц-зал, концертный зал, площадку живого общения, интеллектуальный клуб и танцпол.

Актовый зал Мультиплекс. Фото: www.school60rd.com

Еще один проект школы — конференц-зал (комната детского самоуправления). Конференц-зал по своему оснащению полностью соответствует современному залу заседаний — большой овальный стол, интерактивная трибуна, экран для трансляций, на который с помощью интерактивного планшета выводится информация, в кабинете есть Wi-Fi, используются инновационные решения видеоконференцсвязи. В конференц-зале проводит заседания школьное правительство, работают творческие лаборатории, учителя школы делятся с коллегами лучшими педагогическими практиками.

Информационно-коммуникативные технологии в учебном процессе

Оборудованием нового поколения оснащены все кабинеты школы. Интерактивные доски, мобильные классы, планшеты, цифровые микроскопы и даже 3D-принтер — все это активно используется на уроках. В школе два стационарных кабинета информатики, оборудованных в соответствии с требованиями компьютерного кабинета, на каждом компьютере стоит контент-фильтрация с ограничением доступа в Интернет на несанкционированные сайты, три мобильных компьютерных класса, оснащенных ноутбуками и размещенных в специальных передвижных тележках. Возможностями компьютерных классов может воспользоваться любой учитель школы: подготовиться к уроку, провести урок или внеклассное мероприятие, заполнить электронный журнал.

В кабинете информатики. Фото: www.school60rd.com

— Возрастают требования к информационной компетентности учащихся: если раньше мы начинали изучение информатики в 8-м классе, то теперь уже в 5–6-м классах. Еще недавно учащиеся сдавали экзамен в виде теста, требовался базовый уровень, а сейчас необходимы навыки программирования, — отмечает учитель информатики Надежда Нидзиева.

Современная организация учебной деятельности требует, чтобы теоретические обобщения обучающиеся делали на основе результатов собственной деятельности. Для этих целей администрация города Ростова-на-Дону приобрела для школ города оборудование лабораторий компании PHYWE по предметам естественного цикла.

— Наша школа получила современное лабораторное оборудование для кабинетов физики и химии, для начальной школы — говорит Лилия Геннадьевна.

Учитель физики Галина Харьковская рассказала о его преимуществах. По ее словам, комплекс учебно-лабораторного оборудования PHYWE формирует у обучающихся специфические для физики умения и навыки самостоятельного обращения с приборами.

— Физический эксперимент в форме лабораторной работы во многих случаях является предпочтительным по сравнению с демонстрационным. Преимуществом является высокая степень активности и самостоятельности обучающихся, появляются навыки обработки наблюдений и измерений. Результаты эксперимента ученики воспринимают как открытие, — отмечает она.

Директор школы Лилия Геннадьевна поясняет:

— Конечно, мы понимаем, что дети есть дети и что-то может поломаться, но мы делаем все, чтобы учащимся было интересно. Наша задача состоит в том, чтобы сформировать у обучающихся компетентность, дать им знания и умения, позволяющие эффективно решать образовательные задачи в условиях информатизации общества и образования.

Современные ученики сегодня не просто делают домашние задания по учебнику, они готовят проекты. Их надо не только подготовить, но и презентовать — сжато, но интересно подать информацию. Для учащихся школы № 60 это обычное дело, и когда они получают какое-либо учебное задание, то уже не задают вопрос «А нужно ли готовить презентацию?». Они достойно представляют свою творческую работу, проект.

Подготовкой проектов, презентаций, выступлений, к олимпиадам и играм учащиеся школы занимаются в специально оборудованном центре по работе с одаренными детьми. Это творческое пространство для реализации потенциала учащихся, параллельно здесь проводится подготовка к ЕГЭ, ОГЭ. Центр является неотъемлемой частью инновационного пространства школы № 60, куда входит и центр дополнительного образования учащихся и учителей, издательский центр и центр по работе с молодежными организациями. Важным является то, что класс полностью мобилен и в зависимости от задач его пространство легко трансформируется.

— Мультимедийное оборудование, Интернет, оборудование мобильного класса, интерактивная доска со встроенными колонками и проектор позволяют в полном объеме охватить все аспекты многогранной деятельности творческих учащихся и разнообразить их работу: это подготовка к различным дистанционным олимпиадам, конкурсам, участие в дистанционных проектах, волонтерском движении, подготовка публикаций, школьного альманаха творческих работ, школьной газеты «Отражение», работа в различных образовательных программах. В рамках сотрудничества с центром по работе с одаренными детьми города Ростова-на-Дону «Дар» регулярно проводятся дистанционные интеллектуальные игры «Путешествие в страну знаний», тренировки к городским играм «Что? Где? Когда?», брейн-ринги. Инновационное оборудование в полном объеме способствует реализации любого доступного для этого пространства мероприятия, — говорит учитель истории и обществознания, заместитель директора Нина Янковская.

Управление информационно-развивающей средой

В школе сформирована модель управления информационно-развивающей средой инновационной школы. Модернизация материально-технической базы школы ведется одновременно с обучением учителей, повышением их квалификации и переподготовкой. В школе выстроена система подготовки кадров в области информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Внутришкольная методическая сеть управляется методическим советом школы и состоит из методических объединений учителей. В школе ежегодно формируются творческие лаборатории и лаборатория проблематики. В задачи их входит разработка, апробация и внедрение новых методов, приемов обучения на базе современных информационных технологий, обмен опытом, проведение мастер-классов, семинаров, вебинаров. Участники творческих лабораторий и лабораторий проблематики ежемесячно встречаются на заседаниях, на которых рассматриваются вопросы участия в конференции ИТО («Информационные технологии в образовании»), подготовки материалов для публикации на образовательных сайтах, сайте информационно-аналитического центра образования города и школьном сайте в разделе «Дистанционная консультативно-практическая площадка»,делятся опытом работы по использованию интерактивной доски, цифровых образовательных ресурсов, обмениваются лучшими педагогическими практиками. Учителя школы тесно сотрудничают с городской творческой лабораторией «Педагогическая ИКТ — компетентность учителя как необходимое условие развития современного образования».

Участниками лаборатории проблематики учителей начальных классов разработаны и проведены открытые уроки «Инновационные подходы реализации ФГОС в начальной школе средствами IT-решений» для учителей района и города. В рамках реализации проекта «Методические основы управления устойчивым развитием образовательных систем» школа предоставила отчет о реализации проекта «Создание системы информационного и научно-методического обеспечения управления инновационной школой».

— Наша задача состоит в том, чтобы учитель развивался, стремился к новому, инновационному. Участники творческой лаборатории пытаются это новое найти, попробовать и показать эффективность применения. Участники лаборатории проблематики непосредственно внедряют инновацию, учителя — активно ее используют, — поясняет Галина Чубарьян.

Стремясь привлечь учителей к созданию инновационных разработок, руководство школы создало систему поощрений. И это не только премии и грамоты, но и возможность пройти курсы, получить необходимое оборудование для кабинета.

Электрифицированные таблице в кабинете химии. Фото: www.school60rd.com

— Внедрение информационных технологий должно быть продуманным и направленным на совершенствование информационно-развивающей среды. Современная материально-техническая база школы дает возможность существенно модернизировать процесс обучения, усилить познавательную активность и практическую направленность всего процесса, предоставить всем учащимся равный доступ к качественному образованию, создать условия для формирования личности, а также расширить возможности ее развития. Свое развитие мы планируем, ориентируясь на то, что будет востребовано в будущем, — резюмирует Лилия Геннадьевна.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру