Быть ли Ростову модной столицей юга России?

Донская мода может стать еще одним брендом

В тяжелые послевоенные годы в полуразрушенном городе Ростове-на-Дону, как грибы после дождя, начали появляться швейные ателье. Причин тому было несколько: во-первых, пережив тяжелые сумрачные годы, люди, и особенно женщины, хотели легкости и красоты; а во-вторых, ателье — хороший способ хоть как-то заработать. Количество ателье росло в арифметической прогрессии: были в городе и модные, дорогие портнихи, были и мастера, которые обслуживали рабочий класс. Видя, что дело встало на поток, власти решили взять его под свой контроль.

Донская мода может стать еще одним брендом
Фестиваль моды Don Fashion Weekend. Фото: https://vk.com/donfashion_rnd

Благодаря этому в конце пятидесятых годов на улице Энгельса, недалеко от проспекта Ворошиловского, появился первый и единственный в городе «Дом моды». Автор проекта архитектор Николай Соколов не только выполнил задание руководства, но и украсил здание тематическими горельефами.

«Дом моды» быстро завоевал популярность — там работали самые именитые портнихи, которые обслуживали жен чиновников, со временем появились свои манекенщицы, проводились модные показы. Дом жил, и жил очень неплохо.

Дальнейшая история моды в Ростове предсказуема и понятна — разруха, запустение, смена режимов и приоритетов.

Нам нужен Дом мод

Но в последние годы все чаще слышатся разговоры о возрождении моды в Ростове: талантливые дизайнеры у нас есть, а коллекции их ничуть не отличаются по качеству от столичных.

На прошлой неделе в пресс-центре «ДОН-МЕДИА» обсуждали перспективы модного бизнеса в Ростовской области и грядущий фестиваль моды Don Fashion Weekend. В качестве экспертов выступили организатор фестиваля Виктория Луговская, директор Департамента экономики города Ростова-на-Дону Светлана Камбулова, генеральный директор компании «Рейна-тур НТВ» Татьяна Нечепаева и управляющая ТЦ «Уровень» Яна Иванченко.

Речь шла о том, что талантов в городе много, но все они сидят по домам или работают в частных ателье, а для того чтобы о них услышали, модельерам нужно объединиться.

Одна из таких возможностей — Don Fashion.

— Дизайнеры — как Золушки, которым нужен бал, и Don Fashion — тот самый бал, на котором они расцветают. У нас есть все необходимое для развития моды, но не хватает только поддержки, — сказала Виктория Луговская.

То есть у наших Золушек нет прекрасной состоятельной тетушки, на бал их приглашают всего два раза в году. Поэтому ростовским дизайнерам нужна площадка, где они могли бы общаться, делиться своими наработками, обсуждать идеи и показывать коллекции. Одним словом, нужен новый Дом мод. Тот самый, что был раньше, только отвечающий духу времени. Это должна быть площадка в 1000 квадратных метров, чтобы можно было развернуться, привлечь имиджевых стилистов, блогеров, производителей сувенирной продукции и туристические агентства.

— Взять в аренду площадь в торговом центре молодым предпринимателям очень сложно — это неподъемные деньги, и говорить о быстрой окупаемости этого проекта тоже не приходится. К тому же торговые центры очень скептично относятся к российским брендам и закрывают двери перед местными производителями, — заметила представитель фэшен-индустрии города. — У нас был опыт аренды площади в центре Ростова, смогли продержаться всего два месяца, но за это время о донских дизайнерах узнала масса людей. К нам приходили туристы, брали контакты, мы высылали им коллекционные вещи. Со многими иногородними клиентами мы работаем до сих пор по интернету, — рассказала она.

Инициатива должна исходить снизу

Во время обсуждения прозвучала и мысль о том, что Ростов может стать модной столицей России. И в этом молодым и творческим дизайнерам нужна помощь администрации города.

— Мы всегда открыты общению и рады инициативам, которые исходят от вас, — ответила директор департамента экономики Ростова-на-Дону Светлана Камбулова. — И эта идея должна получить свою реализацию. Весной этого года мы собирались на площадке Торгово-промышленной палаты и приглашали всех представителей нашей легкой промышленности и индивидуальных предпринимателей. Могу с гордостью сказать, что половина индивидуальных предпринимателей области, занимающихся модой, сосредоточена именно в Ростове-на-Дону. Сегодня в донской столице живут и строят свое дело в этой отрасли более 700 предпринимателей. Но инициатива развития моды в Ростове, идея создания площадки для показов должна идти снизу. Если она будет навязана сверху и администрация города будет пытаться ее взрастить, то, как бы мы ни старались сделать все хорошо и интересно, я убеждена, что проект будет обречен на провал. Потому что каждый должен заниматься своим делом: вы — создавать идею, реализовывать ее, а мы, органы власти, — вам помогать. Никто лучше вас, дизайнеров, креативщиков, не знает, как это должно быть. И если к нам придут такие молодые инициативные люди, как вы, то мы со своей стороны сделаем все, что в наших силах, чтобы вам помочь. Только в случае такого сотрудничества нас всех ждет успех.

Также Светлана Камбулова отметила, что модная площадка городу нужна. У нас есть хорошие традиции, и их нужно возрождать.

Над этой же темой работают в ДГТУ. В конце сентября в студенческом оздоровительно-спортивном комплексе «Радуга« ДГТУ состоялся XIII Международный конкурс молодых дизайнеров и модельеров «Подиум-2016». Этот конкурс объединил 80 коллекций, восемь объектов арт-дизайна, 21 город, четыре государства — США, Египет, Казахстан, Молдавию. Собрались здесь и известные представители творческой профессии. В качестве председателя жюри выступил международный аналитик моды, соучредитель Национальной академии индустрии моды, авторитетный эксперт по оценке и отбору коллекций Александр Хилькевич (г. Москва, Россия). Сопредседателем жюри стал доктор наук, профессор, президент отделения графического дизайна факультета изящных искусств университета «Южная Долина» Салех Мохамед Абдель Моати (Луксор, Египет). Уникальность международного конкурса «Подиум-2016« заключается в том, что в рамках конкурсного дефиле проводятся отборочные этапы для участия в финале международного конкурса молодых дизайнеров «Русский силуэт — 2017«, в Неделе моды — 2017 в Риме, в Неделе моды — 2017 в Харбине.

Гран-при конкурса получила автор коллекции «История» Ольга Булева, представлявшая Омский государственный технический университет. Однако наши ребята заняли тоже немало призовых мест. Мода и туризм

Один из талантливых и успешных выпускников ДГТУ — Степан Казявин. Он, парень из маленького ростовского Донецка, очень ярко заявил о себе еще в студенческие годы. И сегодня, будучи известным дизайнером одежды, с гордостью говорит о том, что учился портновскому делу в Шахтах.

— Шахты в пятерке самых сильных школ России по обучению молодых дизайнеров. Вообще, изначально я поступил на специальность «конструктор одежды», но, побывав на конкурсе начинающих дизайнеров в качестве модели (рост у меня 185 см), решил: хочу сам придумывать образы, создавать одежду. В итоге мне разрешили перевестись из одной группы в другую при условии, что сдам экзамены и зачеты сразу по двум направлениям. А уже через полгода я сделал свою первую мужскую коллекцию — «Оксфордская весна». С ней же отправился в Воронеж, на первый в своей жизни конкурс, где познакомился с Вячеславом Зайцевым и Александром Хилькевичем, аналитиком моды. Занял я тогда второе место. Ну а потом понеслось: одна коллекция, вторая, третья, — рассказывал он.

Степан работал с известными мировыми брендами одежды (UMBRO), сотрудничал с мэтром отечественной моды Вячеславом Зайцевым. А сегодня он имеет собственное ателье и является дизайнером марки «ТВОЕ». Но все эти достижения сложились у него уже вне Ростова. А как же быть тем, кто создает свои коллекции «в стол»?

— Не так давно мы провели встречу с дизайнерами в ДГТУ. Они также выступили с инициативой о необходимости создания единой площадки. Насколько мне известно, наша известная модельер госпожа Грималовская предоставила возможность молодым дизайнерам выставлять свои работы в Центральном универмаге. Мы поддерживаем эти инициативы и готовы поучаствовать в реализации. Поддержка может быть разной: и образовательная, и информационная, что тоже очень важно. Когда мы вместе с органами исполнительной власти и местного самоуправления возьмемся и начнем активно продвигать это направление, то результат будет налицо. С финансовой стороны нам тоже есть что предложить. На сегодняшний день сфера легкой промышленности отнесена к приоритетным направлениям развития экономики, и на местном уровне мы предоставляем субсидии предпринимателям, действующим в этой сфере. Это субсидии на приобретение основных средств. На официальном портале городской Думы и администрации города Ростова-на-Дону есть подробная информация о том, что могут получить молодые предприниматели. К примеру, возмещение затрат по оплаченной процентной ставке по привлеченным кредитам, лизинговым платежам. Если это стартующие, начинающие предприниматели, юридические лица, с момента регистрации которых не прошло одного года, они могут возместить свои затраты по арендным платежам, приобретенным основным средствам, программному обеспечению, направленным на организацию собственного бизнеса. Поэтому, что касается инструментов поддержки, они есть. Нужно просто уметь ими воспользоваться. Наше плечо рядом. И я уверена, что совместными усилиями мы сможем решить любую поставленную перед нами задачу и достигнуть цели, — прокомментировала директор Департамента экономики.

В процессе обсуждения возник еще один вопрос — многие талантливые дизайнеры, выпускающие хорошие коллекции, просто не умеют торговать.

— Их нужно учить этому, ведь они творческие люди. Они творят, но как продать — не знают, они не умеют себя преподнести. А инструменты есть, и ими просто нужно умело пользоваться, — добавила г-жа Камбулова.

Если говорить о торговле, то сегодня можно было бы тесно связать ее с туризмом. Татьяна Нечепаева рассказала, что иностранцы, приезжающие в Ростов, часто отмечают, что мы ярко и необычно одеваемся, но купить такую одежду негде. Если бы при отелях появились бутики модной одежды донских кутюрье или хотя бы стенды, где можно было бы купить майку с надписью «Я люблю Ростов», это исправило бы ситуацию.

Вспоминали и о том, как в турпоездках по другим странам гостей часто завозят «просто посмотреть» ассортимент того или иного бутика: в Турции «смотрят» на кожу, а Таиланде тестируют косметику. В результате туристы уезжают с полными сумками, а экономика города расцветает. Почему бы нам не придумать нечто подобное?

После официального круглого стола представители турбизнеса еще долго общались со специалистами из мира моды и разрабатывали планы будущего сотрудничества. Найдутся ли бизнесмены, заинтересованные в развитии фэшен-направления в Ростове, покажет время.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру