Анатолий Бляхман: «Спортивное ориентирование учит принимать самостоятельные решения»

10 лет назад в Ростовской области прошли первые соревнования по этому виду спорта

Если бы мне нужно было одним словом охарактеризовать Анатолия Бляхмана, я бы назвала его человеком-навигатором. Определение точное: Анатолий Львович может найти дорогу даже в самом глухом незнакомом лесу или пустыне, но главное — он помог найти тысячам своих учеников верную духовную тропку, которая вывела их к счастливой жизни. Анатолий Бляхман — тренер по трейл-ориентированию, именно он воспитал первого российского чемпиона мира в этом виде спорта Дмитрия Кучеренко.

10 лет назад в Ростовской области прошли первые соревнования по этому виду спорта
Ближайшие соревнования по трейл-ориентированию — 1 октября. Фото: Хлыстун Светлана.

Мы встретились в городском парке. И Анатолий Львович бойко включился в беседу. Он рассказал о том, что 23 сентября будет десять лет с той поры, как в Ростовской области состоялись первые соревнования по трейл-ориентированию (спортивное ориентирование по тропам). Первый старт прошел в парке имени Н. Островского.

Анатолий Львович занимается спортивным ориентированием с 1975 года. Не раз выигрывал чемпионаты области и даже юга России, становился призером всесоюзных и международных стартов, но широко пропиарить, как сейчас говорят, Ростов в этом виде спорта ему удалось только в последние десять лет. В 2006 году началось восхождение на пьедестал его самого и его учеников на чемпионатах страны по трейл-ориентированию. В 2009 году был чемпионат России, прошедший в Ростове-на-Дону. А в 2011-м — главная и до сего дня российская победа инвалида-колясочника Дмитрия Кучеренко.

В этом году на чемпионате Европы в Чехии Дима в составе паралимпийской сборной России стал бронзовым призером и единственным спортсменом-колясочником, вышедшим в финал соревнований среди здоровых, а также на классической дистанции победителем Кубка России в абсолютной категории (т. е. включая и всех здоровых спортсменов!).

— Трейл-ориентированием у нас занимаются в областном экологическом центре учащихся, — объяснил Анатолий Бляхман. — Это мое основное место работы. Я — педагог дополнительного образования и тренер. Есть группа и при Ростовском городском обществе инвалидов-опорников «Икар», при клубе инвалидов «Прометей», есть группы и в области.

— Анатолий Львович, вы — математик, автор многих компьютерных программ, вычертили вместе с братом первую электронную карту Ростовской области по спортивному ориентированию…

— Да. Все правильно. Можно сказать, что мы стояли у истоков программирования в Ростове. Мой тренер по спортивному ориентированию Александр Алексеевич Песоцкий предложил еще в конце восьмидесятых годов поработать в его фирме программистом. Я математик, время было голодное — попробовал. Потом у меня была своя фирма. До начала 2000-х я писал программы для крупных банков страны. Но это не мешало мне заниматься ориентированием. В то же время я придумал и реализовал компьютерную программу (совместно с А. Г. Дабагяном), которая значительно облегчила труд судей на соревнованиях по ориентированию. Ведь там бывают сотни (а иногда и тысячи) участников и отследить все результаты точно очень сложно. Программа решила эту проблему. Считать результаты за людей стал компьютер, наше ноу-хау прошло испытание на самых крупных соревнованиях страны, и долгое время судьи пользовались ею.

«Я был уверен, что встану на ноги…»

Я знаю, что к трейл-ориентированию вас привел случай — тяжелая травма позвоночника.

— Производственная травма. В декабре 2001 года я нес монитор (взрослые помнят, что раньше они были большие и тяжелые). Так вот, я его нес из одного корпуса в другой, поскользнулся на льду, упал — монитор сохранил, взвалил себе на грудь, а позвоночник и правая рука не выдержали удара. Результат: разбитая локтевая чашечка и травма позвоночника. Несколько месяцев я не знал, будет ли рука работать, так как были перерезаны нервы во время операции. Но я программировал лежа, левой рукой. Конечно, было тяжеловато. Но почему-то у меня и в мыслях не было, что это конец жизни. Я был уверен, что встану на ноги и все пойдет как прежде. И встал. Начал опять заниматься ориентированием. Правда, выбрал направление немного другое, то, в котором скорость не играет ведущей роли. Кстати, врачи говорили, что я так быстро встал на ноги именно благодаря спорту.

Ваш опыт, наверное, важен для ребят, которые сегодня сидят в колясках. Вы можете говорить с ними на равных.

— Я часто сам подхожу к таким ребятам и предлагаю начать заниматься. Так было и с Димой Кучеренко. Я увидел его на Театральной площади во время одного из мероприятий. Тут важен даже не сам спорт, а то, что у инвалидов появляется возможность выйти из четырех стен, понять, что людей с такими проблемами вокруг много, что можно общаться, ездить на соревнования, увидеть мир. Уникальность трейл-ориентирования еще и в том, что наряду со здоровыми спортсменами этим видом спорта могут заниматься и инвалиды. Это раздвигает границы возможностей и снимает ощущение, что инвалиды какие-то не такие.

— Анатолий Львович, вы упомянули о том, что участие в соревнованиях бесплатное. Но доставка спортсменов, к примеру, в ту же Францию стоит немалых денег. Откуда вы их берете?

— Это всегда проблема. Раньше было чуть проще. И государство чаще участвовало в наших проектах. Сейчас времена стали экономически сложнее. Часто хожу с протянутой рукой. Прошу депутатов, сильных мира сего, спонсоров ищу. Спасибо, зачастую находятся добрые люди. На Кубок России, который неделю назад мы проводили в Ростове, нам пришло официальное письмо с отказом в доставке наших ребят-колясочников на социальном такси. Так что добирались сами. Что касается бюджета государства, то смета Кубка России 2016 года составила 0 рублей 0 копеек. Смета Минспорта области на трейл-ориентирование в этом году выглядит так же. Несмотря на это, мы очень успешно в этом году выступили и на чемпионате России в Пскове (например, на классической дистанции в открытом классе весь пьедестал почета был донским), и на чемпионате Европы (медаль Д. Кучеренко). С поездками помогли депутаты. А вот на чемпионат мира для ростовчан денег не нашли, завоеванные нами лицензии сгорели. Причем речь шла не о каких-то глобальных суммах. Нам не нужны супергостиницы, мы можем жить в частном секторе, все ребята сами себя обслуживают, готовят. Но что об этом говорить — уже не поехали…

Вне зоны доступа

Раз уж речь зашла о проблемах, давайте коснемся доступной среды. В городе стало передвигаться легче?

— Хорошо, что об этом стали говорить. Но делается не так много. Есть участки, где все сделано на европейском уровне. Та же набережная. Но туда нужно как-то доехать. А как? У нас почти нет кафе, которые снабжены въездом для колясок, а если помещение находится на втором этаже, то нет подъемника. Рельсовые пандусы в подземных переходах должны быть спроектированы по-другому — у пандусов должен быть более мягкий угол наклона. А на тех, что установили сегодня, спуститься вниз самому невозможно. Ну и последнее — подъемники на переходных галереях. Для того чтобы такой подъемник сработал, должен прийти человек с ключом, который его включит. Где искать этого человека? И у меня возникает вопрос: зачем тратить такие большие деньги, если пользоваться подъемниками невозможно? А ведь это касается не только инвалидов-колясочников — речь о мамах с детскими колясками! Лучшее решение этой проблемы нашли москвичи. На площади трех вокзалов сделали отдельный пандус. Можно сделать его длинным или в несколько маршей.

— То есть ничего хорошего?

— Почему же? Хорошее есть — все государственные музеи области снабдили подъемниками или лифтами. И теперь колясочники смогут посмотреть все экспозиции. Я был в краеведческом музее. Мы там проводили соревнования, и могу сказать, что доступная среда в музее на очень высоком уровне: порожков нет, туалеты рассчитаны на въезд коляски. Говорю о туалетах, так как это отдельная проблема. И мы, когда проводим соревнования, ищем места, где есть такие туалеты. В городе их ничтожно мало. Хорошо, что появились МФЦ, — там этот момент учли. И теперь мы свои мероприятия проводим на площадках, где неподалеку есть МФЦ. Так что хорошее есть. И я думаю, что со временем его будет больше.

— Анатолий Львович, спортивное ориентирование — квест. И я слышала несколько историй о том, как вы выбирались из самых запутанных ситуаций, в чужих городах, непроходимых чащах. Как еще помогает этот вид спорта в жизни?

— Главное, чему учит спортивное ориентирование, — принимать самостоятельные решения. Это особенно важно для школьников, которые находятся под постоянной опекой родителей. Нужно не только сделать выбор, но и просчитать самый верный для тебя вариант. Я часто привожу такой пример. В жизни мы постоянно решаем задачи. Одна из них — квартирный вопрос. Спектр решений его огромен — от зарабатывания больших денег и покупки 4-комнатной квартиры на Тверской до поездки в сельскую местность и работы учителем, тогда тебе выдадут социальное жилье. Какой вариант лучше? Тот, который ты лично можешь реализовать, тот, на который у тебя хватит сил, умений и возможностей. Есть и статистические данные о пользе спортивного ориентирования. В восьмидесятых годах я работал со студентами вузов. Во взрослую жизнь они вступили в девяностых — очень трудное время. Но, несмотря на это, все создали семьи, родили по двое, а иногда по трое детей (хотя порог рождаемости был тогда низкий) и смогли найти возможность заработка. Я уверен, что все это у них случилось благодаря тому, что мои ребята умели принимать решения.

Донское ноу-хау

Я знаю, что и Дима Кучеренко, и другие ваши воспитанники-колясочники при деле. Где они работают?

— Спектр предложений для инвалидов, конечно, не так велик, как для здоровых. Но работу найти можно всегда. Один парень — высокопрофессиональный сапожник. Он сотрудничает с магазином итальянской обуви. Когда к ним поступают сапоги с браком, они переправляют их нашему парню, и он приводит их в идеальное состояние. Это тоже талант, и за него неплохо платят. Есть среди наших ребят и юристы, и бухгалтеры, и диспетчеры, компьютерщики, учителя. В последние годы появилась еще одна новая профессия. В городе стоят автоматы по продаже кофе, воды и всякой разной мелочевки. Иногда у них случается сбой в системе. И тогда человек звонит на горячую линию автомата и просит о помощи. Вот наши ребята работают такими консультантами.

Анатолий Львович, в спортивное ориентирование вовлечена вся ваша семья: жена — кандидат в мастера спорта, сыновья и их семьи. И все вы участвуете в различных соревнованиях. А если люди неподготовленные, с детьми захотят примкнуть вам?

— Мы только рады. Все это, еще раз повторю, бесплатно. Мы часто проводим соревнования в черте города, в парках. Вы можете прийти даже с ребенком. Мы своего сына в восемь лет уже отпускали на дистанцию в пару километров в Кавказских горах. В Ростовской области автор А. Марченко придумал уникальный датчик с маячком, который вешается на пояс и самостоятельно включается через заданное время. И где бы человек с датчиком ни находился, его местоположение достаточно быстро определяется обычной антенной охоты на лис. Почему-то это изобретение используем только мы, хотя демонстрировали его и во многих городах. Часто спортсмены предпочитают интернет-девайсы. Но интернет есть не везде, у гаджетов быстро садятся аккумуляторы. Наши же маячки на поясе ни разу не подводили.

Так куда можно обратиться тем, кто захочет войти в вашу команду?

— Мы постоянно тренируемся в разных парках, но найти нас легко. Стоит лишь прийти на наше мероприятие в соответствии с информацией на сайте Федерации спортивного ориентирования Ростовской области — http://o-rostov.ru/. Ближайшие соревнования по трейл-ориентированию — 1 октября в парке им. Н. Островского, старт у клуба «Планета» с 11:00 до 13:00. Или еще можно отписаться мне на электронную почту: ablahman@mail.ru. Приходите!

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру