Чьи имена появятся на ростовском "Проспекте звезд"?

Финалисты «Осени-2016»: балерина, архитектор и режиссер-документалист

На днях на Ворошиловском проспекте, между улицами Красноармейской и Тельмана, меня остановил молодой человек в оранжевой майке. Он бойко сообщил, что в городе проходит очередной этап голосования за новое имя на ростовском «Проспекте звезд». В тройку лидеров уже вышли балерина Фея Балабина, сценарист и режиссер Роман Розенблит и архитектор Лев Эберг.

Финалисты «Осени-2016»: балерина, архитектор и режиссер-документалист
Балерина Фея Балабина. http://pomnipro.ru

К счастью, имена всех этих людей мне известны. А о Фее Балабиной я знаю даже немного больше, чем в официальных источниках, — судьба этой балерины меня интересовала давно, но для полноценного биографического очерка достаточное количество материала найти не удалось даже а архивах Публичной библиотеки.

На самом деле, людей, знающих, за кого они голосуют на «Проспекте звезд», не так много. Я поговорила с несколькими участниками акции. И выяснила, что Розенблита путают с Розенталем (известным лингвистом, автором многочисленных трудов и учебников по русскому языку), Эберга считают «каким-то немецким композитором», а глядя на фото Балабиной, современные ростовчане предполагали, что она актриса театра им. Горького.

Чтобы устранить этот пробел в образовании, «МК на Дону» коротко расскажет о нынешних участниках голосования.

Фея Ивановна Балабина (1910—1982)

Она родилась в Ростове в небогатой рабочей семье, в доме по улице Шаумяна, 58. Отец будущей балерины был корабельным маклером, мать — учительницей. И Феона, и ее старшая сестра Зоя рано проявили свои таланты: одна танцевала, другая играла на фортепиано. В сложные годы Гражданской войны девочки выступали в клубах. А в подростковом возрасте Фея уже была артисткой балета в местном оперном коллективе.

В 1931 году Балабина окончила Ленинградское хореографическое училище (класс А. Я. Вагановой). Тогда же была принята в Ленинградский театр оперы и балета им. Кирова.

Удивительно то, что Фея Балабина мало была похожа на классическую балерину. Крепкого телосложения (некоторые даже называли ее толстоватой), невыского роста (чуть более полутора метров), с короткими мускулистыми ногами. По воспоминаниям специалистов, она была «маловыворотная», нога поворачивалась только на 45 градусов. И тем не менее Балабина обладала несколькими козырями — она была невероятно прыгучей, энергичной, живой и непосредственной. Когда Фея выходила на сцену, зал аплодировал стоя.

Знатоки балета пишут, что Балабина танцевала Вагановскую версию «Лебединого озера» в то же время, что и Уланова. Но если Уланова воплощала «потусторонний», неземной образ, возвышенную поэтическую мечту, то Фея Балабина была крепко стоящей, «народной и понятной». И эта близость к публике и ошеломляющая простота делали ее выступления незабываемыми. Фею обожали и работницы фабрик, и интеллигенция.

В 1962 году Ф. И. Балабина стала художественным руководителем Ленинградского хореографического училища. Более 10 лет руководила она училищем и даже выпустила мужской класс (у нее учился Геннадий Селюцкий, ставший затем балетмейстером-репетитором Мариинского театра). В последние годы Балабина оставила педагогическую деятельность. Жила уединенно, избегала публичности. Жизнь балерины и педагога оборвалась трагически — 3 мая 1982 года она погибла от взрыва бытового газа.

Лев Леонидович Эберг (1907—1982)

Эберг Лев Леонидович — потомственный архитектор, сын известного ростовского архитектора Леонида Федоровича Эберга, родился в 1908 году. Получил архитектурное образование в Москве.

Судьба Льва Эберга — редкий случай, когда сын гениального Леонида Эберга (он спроектировал особняк Парамонова на Пушкинской, больше десятка доходных домов, Дом актера) смог самостоятельно занять достойное место в ряду художников своего времени. Талант Эберга-младшего подтверждает тот факт, что еще студентом он принял участие в конкурсе на постройку Ростовского драматического театра и его проект занял 6-е место. После такого успеха Лев Леонидович получил приглашение на работу от самых известных архитекторов столицы. Но он, как и отец, решил связать свою творческую судьбу с Ростовом.

Архитектор Лев Эберг. Фото: https://upload.wikimedia.org

В городе у Дона Лев Эберг построил Театр им. М. Горького на Театральной площади. В период с 1932 по 1941 годы занимался проектированием ряда крупнейших зданий. Лев Леонидович — автор кинотеатра «Россия» в парке Горького, гостиницы «Ростов» на Буденновском проспекте, «Дома книги» на Большой Садовой, дома «Ростовэнерго», здания ипподрома.

Через два дня после начала войны Лев Эберг был призван на фронт. Он прошел всю войну, был награжден в 1943 году медалью «За боевые заслуги», в 1944-м — орденом Красной Звезды, в 1945 году получил орден Отечественной Войны второй степени, медаль «За победу над Германией» и медаль за взятие Берлина.

Вернувшись в Ростов в 1946-м, наряду с другими архитекторами активно участвовал в восстановлении и строительстве родного города. Среди наиболее значимых построек — административное здание «Ростовэнерго», Дворец культуры «Энергетик», «Дом книги», жилой дом для работников СКЖД на Театральной площади и на Большой Садовой, здание Ростовской студии кинохроники и многие другие.

Самые красивые здания в Ростове построили отец и сын Эберги.

Роман Александрович Розенблит (1934—2012)

Режиссер-документалист, редактор и сценарист Роман Розенблит был «личным» летописцем Ростова. Его знали многие, и все, кто с ним когда-либо сталкивался, говорили об одном: «Таких людей, как Розенблит, в мире единицы». Он был талантлив во всем: писал, снимал, режиссировал, придумывал новые сюжеты и повороты историй.

Он родился 30 октября 1934 года в Кировоградской области. Семья переехала в Ленинград. Там в 1941 году Рома пошел в первый класс под аккомпанемент сигналов «воздушная тревога» и «отбой». Из-за тяжелого ранения он пропустил целый учебный год.

Сценарист и режиссер Роман Розенблит. http://dontr.ru

После 8-го класса Роман Розенблит поступает в Училище культуры, которое оканчивает с отличием, и получает направление в Московский библиотечный институт. Интерес к эстраде, книгам, журналистике проявился у Романа Александровича именно в студенческие годы. В Ростов он переезжает в 1959 году и остается здесь навсегда. Работал корреспондентом ростовской газеты «Комсомолец» (1959—1968), позже был редактором, затем главным редактором. С 1968 года — режиссер Ростовской студии документальных фильмов. Среди созданных Романом Александровичем фильмов — «Хождение по квадратному кругу», «Новочеркасск-62», «Восхождение к пропасти», «Ноктюрн для аккордеона и памяти», «От материнского порога», «Корчагины с утра до позднего вечера», «Разные дни осени».

«Роман не просто умный, а искрометно умный. Если образно говорить, то он родился, держа книгу в руках. Он был предводителем всех мальчиков во дворе. Я не понимала, как такой маленький и худенький ребенок мог быть главным среди других ребят. Муж объяснял, что если они не слушались, то он не рассказывал им «Остров сокровищ», «Шерлока Холмса» и другие истории», — вспоминала вдова Романа Розенблита Эвелина Экономиди.

На студии Ростовской кинохроники режиссер успел снять 40 документальных фильмов.

Один из самых запоминающихся — «Знамя Победы». Картина о том, как водружали знамя на Рейхстаг, но уж очень сильно отличается эта правда от той, что официально принята. Над каждым фильмом он работал так скрупулезно, что можно было бы о каждой работе написать отдельную книгу.

Роман Розенблит уже становился участником голосования на «Проспекте звезд». Но сегодня, в Год Кино, он выходит в лидеры.

С 3 сентября голосование проходит каждый день с 15:00 до 18:00 непосредственно на месте закладки звезд, на проспекте Ворошиловском, 89/80. Сбор голосов закончится 3 октября 2016 года. А 5 октября мы узнаем имя победителя.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру