От нового министра ростовчане ждут возврата к старой системе образования

«Родительское Всероссийское Сопротивление» предлагает учить школьников по советским учебникам

11 сентября в выставочном зале Донской государственной публичной библиотеки открылся новый сезон дискуссионного клуба «В поисках смысла». Темой заседания стало современное образование. А среди участников обсуждения были и педагоги, и родители, и недавние школьники. Власть представляла начальник отдела общего образования управления образования г. Ростова-на-Дону Маргарита Распевалова.

«Родительское Всероссийское Сопротивление» предлагает учить школьников по советским учебникам
У современных школьников гораздо больше возможностей. Фото: http://komtv.org

То, что современным образованием недовольны практически все, — вопрос понятный. Чем конкретно не довольны, попытались выяснить в самом начале заседания клуба. Оказалось, что всем: от низкого качества образования до поборов, которые существуют сегодня в школах. Вчерашние ученики жаловались на отсутствие мотивации, сегодняшние родители на низкое качество учебников. И рефреном звучала одна и та же мысль — может быть, с новым министром образования мы все-таки вернем себе ту самую (проверенную годами) систему, которую методично убивали несколько десятков лет?

Маргарита Распевалова выслушала все вопросы и реплики и ответила, что, по ее мнению, все не так плохо: мы росли в прежней системе и ностальгируем потому, что она нам привычна и понятна. Но, говорит она, если вдуматься, то у современных школьников гораздо больше возможностей — благодаря ЕГЭ поступить в престижный вуз могут даже дети из глубинки. Подход к образованию сегодня более демократичный: лишнего учить не нужно, выбирай предметы по душе и иди с этим багажом во взрослую жизнь. Ну, разве что русский язык и математику сдавать все-таки нужно.

Посыпался шквал возмущений, сводящихся к теме: «А как же Пушкин?». Неужели программисту или экономисту не нужно знать классиков? А как же точные науки, как биология, астрономия? Кого мы растим? Ведь, судя по роликам, которые бродят в Интернете, современные школьники не всегда знают даже имя-отчество великих писателей, что уж говорить о списке обязательной литературы.

И хотя представитель городского управления образования Маргарита Распевалова Пушкина не отменяла, держать ответ перед собравшимися пришлось именно ей. Она пеняла на то, что в нынешней ситуации не последнюю скрипку играют родители. Ведь многие из них — дети переломного периода и сами «учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь». И поскольку их родители в 90-х были заняты преимущественно выживанием, этот пример они перенесли в свои семьи. Теперь к школе претензий много, а со своей, родительской, стороны мало кто уделяет должное внимание детям.

Поэтому в прошлом году управление образования провело дистанционно шесть родительских собраний, на которых любой мог задать вопрос как учителям, так и чиновникам. Идею дистанционного включения общественности в образовательный процесс подхватили и в ДГТУ — там родителей задействуют в беседах активно, и нужно сказать, от этого выигрывают все: и студенты, и родители.

Одним из самых интересных моментов стала презентация нового учебника арифметики для 1-го класса от ростовского отделения Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское Всероссийское Сопротивление». Дело в том, что этот «новый» учебник совсем не новый. Он был выпущен в 1959 году. И его авторы, А. Пчелко и Г. Поляк, научили хорошо считать не одно поколение советских школьников.

Поскольку на дворе уже 2016 год, в книге заменили устаревшие понятия — убрали из примеров далеких для наших школьников октябрят и пионеров, а задачки, в которых фигурируют советские цены, привели в реалиям нашего времени. Во всем остальном учебник не изменился. Он прошел все необходимые проверки от Минобразования и вошел в список рекомендуемых изданий. И в трех школах города Севастополя уже начали преподавать арифметику именно по этим учебникам.

Учебник А. Пчелко и Г. Поляк. Фото: https://pp.vk.me/c604317/v604317941/28a90/hP0RJTIgZVo.jpg

Почему именно Севастополь? Потому что здесь активно действует сопротивление новым образовательным стандартам. А толчком к возвращению данного учебника послужил массовый протест севастопольских родителей против современных образовательных программ, по которым вынуждены учиться их дети ввиду отсутствия качественных современных учебников.

По словам участников авторского коллектива «РВС», учебник по арифметике для 1-го класса — это только первый шаг на пути создания качественного учебно-методического комплекса на базе классической отечественной методики, зарекомендовавшей себя лучшей в мире. И в скором времени школам предложат еще одну серию учебников, которые помнят их бабушки и дедушки. После презентации книги в зале раздались аплодисменты.

Поднимался вопрос и о социальном заказе на подготовку специалистов тех или иных профессий, который раньше получало Минобразования от государства. Решения этого важного вопроса учителя тоже ждут от нового министра. Вообще на обсуждении сложилось мнение, что на Ольгу Васильеву возложили все чаяния народа: и возвращение престижа учительской профессии, и поддержку талантливой молодежи, и реализацию программ воспитания гармоничной и разносторонне развитой личности.

— Чиновникам сегодня очень сложно, — прокомментировала услышанное доцент РГУПС Наталья Багрова. — В современном образовании очень много двусмысленности, и им приходится постоянно держать оборону. Но согласны ли вы с тем, что сегодня система образования, как и все общество, пропитана ложью? Создается видимость обучения: заполняются формуляры, журналы, электронные и бумажные, ведомости и отчеты. А на самое главное — «сеять разумное, доброе, вечное» — времени не остается. Родители смотрят на это сквозь пальцы. Да, ребенок получил среднее образование, во всех смыслах среднее — средненькое. И приходит в вуз. Наши студенты-первокурсники не умеют говорить. Они выражаются словарем Эллочки-Людоедки: «вааще», «супер», «кайфово». И ничего более.

… Мы, преподаватели, наверное, тоже лжем, что мы даем качественные знания. Так как мы вынуждены опускаться на тот уровень, который получили. И эта ложь пронизывает все общество. И меня интересует, видят ли это те, от кого зависит дальнейшее развитие образования? Ведь, на мой взгляд, сегодня государство не рассматривает образование как национальный стратегический ориентир. Оно не делает ставку на людей, которые способны к креативному мышлению, развитию, прогрессу. Что с этим делать?

Вопрос риторический. И в ответ на него Маргарита Распевалова посоветовала каждому ответственно заниматься своим делом: «Учитель должен хорошо учить, родитель должен хорошо воспитывать своего ребенка, тогда будет наш, общий результат, — сказала она. — Я призываю всех коллег работать на совесть. Но предполагаю, что изменения в системе образования будут, и они будут касаться очень многих актуальных моментов…»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру