О невинно убиенном священнике Илие Попове и поворотах истории

В Ростове появилась Донская региональная благотворительная общественная организация, названная его именем

Про священника Илию Попова я впервые услышала от заведующей Пролетарским краеведческим музеем Татьяны Бондаревой. Рассказывала о своем земляке она так, будто сама пережила все беды, которые выпали на долю этого человека. Однако, не менее эмоционально об отце Илие в бывшей станице Великокняжеской (ныне город Пролетарск) говорит не только она - многие пролетарцы знают этого удивительного священника по рассказам отцов и дедов. Ведь был он человеком необычным - образованным, чутким и с той истинной теплотой в душе, которую не могут убить ни годы лишений, ни гонения...

В Ростове появилась Донская региональная благотворительная общественная организация, названная его именем
Семья священника Илии Попова, расстрелянного в ст. Пролетарской в 1937году. Фото из архива.

Богослужитель в пятом колене

Больше полувека об Илие Попове, да и о других священниках, пострадавших от советской власти, говорить было запрещено. В Пролетарске тема эта всплыла только несколько лет назад, когда в городе появился внук священника Алексей Сухарев. Он довольно долго работал в архивах и собрал редкий материал, который лег в основу книги, а затем и документального кино о его деде. Фильм так и называется "Станичный священник" (его можно найти в интернете). А два года назад в бывшей станице Великокняжеской открыли памятник Илие Попову. И с тех пор к нему не зарастает народная тропа.

Что же такого удивительного сделал отец Илия? Он родился 20 июля 1871 года в станице Кочатковской. Окончил Новочеркасское духовное училище, а затем Донскую духовную семинарию. И стал богослужителем в пятом колене. В роду его были дьяконы, псаломщики и пономари.

Женился, служил в разных приходах, а незадолго до революции в 1916 году отец Илия, согласно прошению, "был перемещён к построенной в 1911 году Александро-Невской соборной церкви станицы Великокняжеской".

Эта церковь - особая история в жизни станицы Великокняжеской. Строили её на средства конезавозчиков и за шесть лет подняли храм, красоте и величию которого не было равных в округе . Семидесятиметровый, семикупольный - посмотреть на сие рукотворное чудо приезжали православные с самых дальних городов и весей.

Забегая вперёд, скажу, что когда пришла эра богоборчества и храм попытались взорвать, с первого раза это не удалось, да и со второго тоже. Поэтому разбирали его по кирпичам, и те же кирпичи уносили на постройку домов и хозпристроек. Говорят, безбожники, которые утащили к себе фрагменты храма и вложили в свои стены, горько пожалели о проступке - не было у них ни долгой, ни счастливой жизни.

С приходом советской власти Илия Попов от церкви не отрекся и продолжал вести проповеди. И было так даже после 1926 года, когда вышло постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» и в стране резко усилилась антирелигиозная работа. Попова лишили избирательных прав, обложили налогом, а за неуплату описали имущество (дом деревянный – 300 рублей, буфет – 50, стол – 20, комод – 30, стол круглый – 10, гардероб – 15, тумбочка – 5, умывальник – 5, 4 стула и табуретки – 5). Семью, в которой было шестеро детей, выселили.

В борьбе за веру

Однако, несмотря на гонения на священников, церковь в станице была - Флоро-Лаврская. И просуществовала она аж до 1935 года. Причём, своей долгой по тем временам истории она обязана местным женщинам, которые не побоялись бороться за свою веру - писали письма и даже ездили к всесоюзному старосте Калинину и в Комиссию по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР, на которую были возложены вопросы общего наблюдения за деятельностью религиозных организаций. В этой борьбе верующим помогал Илия Попов. Он проводил собрания по домам и квартирам, даже выступал на базарной площади.

- В какой-то момент могло даже показаться, что чаша весов склоняется в пользу верующих. Из московской Комиссии по вопросам культов пишут в Ростов: «Если церковь уже закрыта Вашим постановлением, вышлите нам все материалы дела для проверки, независимо от срока, который прошёл со дня закрытия, и приостановив дальнейшее переоборудование церкви. Имея в виду, что закрытая церковь является последней церковью в районе, и поблизости на расстоянии 25 км функционирующих церквей нет, Комиссия особо заинтересована в правильном разрешении вопросов». Но силы были неравными – в стране начался завершающий этап по разгрому Церкви. Не только не открыли вновь Флоро-Лаврскую церковь в станице Пролетарской, но вскоре и Комиссия по вопросам культов при Президиуме ЦИК СССР была закрыта, - пишет внук священника.

Вскоре, 24 сентября 1937 года И.В. Попов был арестован, а 14 октября расстрелян. В книге "Жизнь и смерть священника Илии Попова" есть предисловие профессора Венкова. И заканчивается оно так: «Конец священника трагичен и символичен. Его обвинили в протестном движении, в «контрреволюционной пораженческой агитации» и как врага существующий власти казнили в день великого праздника, в день Покрова Святой Богородицы. Ныне этот день считается на Дону войсковым праздником. Зная предыдущую жизнь о. Илии, мы можем предположить, что эта дата, когда он встретил смерть за веру и Церковь, была воспринята им как знак, как награда Небес за все его земные труды и службу на духовном поприще…»

Тщанием правления Области Войска Донского

Сегодня Флоро-Лаврскую церковь в Пролетарске восстанавливают всем миром. Ведь она была построена и освящена еще в 1879 году «тщанием правления Области Войска Донского». Престол в ней был один — во имя Флора и Лавра. Святоотеческое предание гласит: Флор и Лавр — святые мученики второго века, греки, родные братья. Будучи каменотесами, выстроили здание, предназначавшееся для языческого храма, но посвятили его Христу, за что и были подвергнуты мучениям.

А в русском земледельческом календаре говорится, что Флор и Лавр были лошадниками. В день их памяти 18 августа — по старому стилю (31 августа по новому) на Руси пекли особое печенье с изображением конского копыта и отдавали священнику. Ведь именно эти святые были покровителями коневодов называли. В станице Великокняжеской (ныне Пролетарска), где всегда жили конезаводчики, Фрола и Лавра почитали особо.

Что же касается памяти об Илие Попове, то на книге, фильме и монументе дело не закончилось. В Ростове появилась Донская региональная благотворительная общественная организация имени священника Илии Попова. Основная цель фонда: работа по увековечиванию памяти священно- и церковнослужителей, верующих, ставших жертвами политических репрессий, а также проблемы казачества. Подробнее об этом фонде, а также об отце Илие Поповом и многих других невинно убиенных можно узнать на сайте: popovfoundation.org.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27 от 29 июня 2016

Заголовок в газете: Награда небес

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру