На недавно открывшейся после реконструкции малой сцене ростовского «трактора» ростовчане овациями встречали Юрия Соломина.
Для многих почитателей его самобытного таланта он прежде всего — популярный актер театра и кино, в репертуаре которого около полусотни ярких ролей. В самом деле, старшее поколение кинозрителей знает Юрия Соломина по одному из первых советских сериалов «Адъютант его превосходительства» и политическому детективу «ТАСС уполномочен заявить…». Миру актер стал известен по роли Арсеньева в фильме Акиро Куросавы «Дерсу Узала». А современные телезрители наверняка не раз смотрели «Обыкновенное чудо» Марка Захарова, где актер играет влюбленного трактирщика Эмиля.
В 2015 году Юрию Соломину исполнилось 80 лет, 60 из которых он служит Малому театру и 27 лет возглавляет этот ведущий театр страны. Несмотря на свой возраст, актер по-прежнему бодр, ироничен и очень открыт. Любимчик публики — именно так говорят о мастерах этого типа.
Юрий Мефодьевич рассказал ростовским зрителям о миссии «дома Островского» (так называют Малый театр, существующий уже 260 лет) сохранять традиции классического русского театра, о постановках, которые москвичи привезли в Ростов.
Рассказывая о себе, актер вспоминал послевоенные школьные годы в далекой забайкальской Чите. Почему именно эти годы? Юрий Соломин уверен: стать актером ему было предначертано судьбой. В школе педагоги называли его «артистом», а учительница химии так вообще была уверена, что Юра непременно будет сниматься в кино.
— После окончания школы в 1953 году приехал в Москву поступать в Щепкинское училище при Малом театре, — вспоминает актер. — Приехал с отцом. Поселились у знакомых в пригороде. И так вышло, что у отца украли все деньги и документы. Жить было не на что. Он мне и говорит: «Иди к Пашенной — она тогда набирала курс — и объясни все как есть. Скажи: «Если берете меня, то берите, а если нет — я уеду назад в Читу». Впервые в жизни я послушал отца и сделал так, как он мне сказал. Пришел. Вера Николаевна спрашивает: «Что тебе, деточка?» Я слово в слово повторил все то, что мне говорил отец. Выпалил и стою, смотрю на Пашенную с собачьей преданностью в глазах. Она молчит. Мне показалось, что вечность прошла, а на самом деле какие-то секунды. «Ладно, деточка… — сказала Вера Николаевна, — оставайся». Вот так, за секунду, решила мою судьбу. Теперь иной раз и мне приходится решать чью-то судьбу. Неимоверно трудная и ответственная эта роль…
Юрий Соломин считает знаменитую русскую актрису Веру Пашенную своей Учительницей с большой буквы. Она же, в свою очередь, была ученицей Александра Павловича Ленского — блестящего артиста и первого русского театрального педагога.
Традиции Малого театра, преданность классическому репертуару Юрий Соломин бережет и развивает.
— Да, наша система неизменна, она основана на актерской игре, о которой Пашенная говорила: «Вы должны оставлять на сцене кусочек своего сердца!» Однажды я ее спросил: «Как это?» И услышал в ответ: «Ты, что, боишься, что у тебя его не хватит? Хватит, хватит. Я тебе не буду ничего говорить, поймешь сам. Потом». Это «потом» у меня настало лет через 10. Не могу об этом не рассказывать, потому что я понял, что это такое…
Вспоминая о своем младшем брате Виталии Соломине (непревзойденном докторе Ватсоне из отечественного фильма о Шерлоке Холмсе), Юрий Мефодьевич с грустью замечает: «Он оставил на сцене все свое сердце. Сразу…»
Кому-то Юрий Соломин может показаться консервативным. Но он категорически против всяческих экспериментов над классикой.
— Мне непонятна, к примеру, современная трактовка одним режиссером, претендующим на новаторство, пьесы Чехова «Вишневый сад», когда главная героиня Раневская предстает в образе наркоманки, — возмущается Юрий Соломин. — Но ведь Чехов всего-то сказал в «Вишневом саде», что Яша дает лекарство Раневской. Почему? Да потому, что любовник ее обобрал, сын утонул. А еще сад надо продать, а она не умеет торговаться, и брат у нее придурковатый... Просто стресс у женщины, нервный срыв, и Яша дает ей лекарство. И обо всем этом в пьесе сказано, только сыграть надо это суметь, говорить надо уметь!
Чехов именно об этом говорил! Он не писал, что Раневская — наркоманка, что у нее три любовника! Если бы Чехов — врач по профессии — захотел написать, что Раневская — наркоманка, он бы это непременно написал!..
Вот такие мы, если хотите, примитивные, но мы так научены. Я уже 60 лет работаю в Малом театре и благодарен за это судьбе.