Когда же наступит эра электронного билета в ростовском транспорте?

Городское сообщество к переходу на новый метод оплаты, по большому счету, уже давно готово

Ростовчане консервативны. И к различным новшествам по давней привычке относятся настороженно. Как, скажем, к вполне современной, укоренившейся уже во многих городах России безналичной форме оплаты проезда в городском общественном транспорте.

Впрочем, надо сказать, что для этого у них были весомые основания. И дело вовсе не в отрицании необходимости прогресса в любой сфере, в том числе и упомянутой. Тем более что кого-кого, а Ростов, при всей вековой привязанности его жителей к привычной среде обитания, никак нельзя упрекнуть в отсутствии стремления к лидерству и желания быть если не впереди планеты всей, то, как минимум, в первых рядах. Что относится и к городскому транспорту.

Так, конка — городская железная дорога с конной тягой — появилась в Ростове в 1887 году и была десятой в Российской империи. Также в десятке и первый наш электрический трамвай, появившийся на ростовских улицах в 1901 году. Первый ростовский троллейбус пошел по Большой Садовой в 1936 году, и Ростов был третьим городом с троллейбусным сообщением в Советском Союзе, после Москвы и Киева, и одиннадцатым (!) в мире. Кстати, знаменитые чешские трамваи впервые у нас в стране появились в 1957 году именно в Ростове.

Ростовчане хоть и консерваторы, но уж ретроградами нас никак не назовешь!

Так что же за незадача с внедрением вполне прогрессивной схемы платы за проезд? Изучив сей вопрос, выскажу свое мнение.

Смею утверждать, что проблема внедрения ее в Ростове и ворчливого неприятия новинки горожанами оказалась, в первую очередь, чисто психологической. Слишком долго и невнятно нас пытались осчастливить этим вполне технологичным достижением конструкторской и управленческой мысли.

Невероятно, но история эта тянется уже почти десять лет! Провозглашение ближайшего наступления блистательной эры валидаторов и электронных проездных карт тогдашними городскими властями было продекларировано осенью 2006 года. И, надо сказать, вызвало, пусть и при определенном скепсисе, большой интерес. Но…

Хотя опыт самообслуживания, а если точнее, «самообилечивания», при оплате проезда в транспорте у большинства из нас (исключая зеленую молодежь) был, и вполне достаточный. Вспомните не такие уж давние семидесятые-восьмидесятые годы, когда из трамваев, троллейбусов, автобусов исчезла «как класс» такая суровая и шумная категория транспортных работников, как кондукторы. И у всех нас карманы и сумочки были набиты пачками уже пробитых и еще не использованных проездных талонов. Продавались они в любом потребном количестве — хоть один, хоть сотня! — в киосках чуть ли не на каждом углу. И пассажиры, войдя в салон, в основном честно тянулись к компостеру, а обладатели месячных проездных билетов обязательно демонстрировали их окружающей общественности. А в часы пик в традиционно переполненном транспорте привычно и часто звучали возгласы: «Передайте пробить талончик, пожалуйста!» Или — совсем как перед премьерой индийского кинофильма: «Простите, у вас лишнего талончика не найдется?»

Так что в целом наше городское сообщество к переходу на новый метод оплаты, по большому счету, было готово. Тем паче он намного более современен и технологичен. Однако когда тебе долго обещают, но так ничего и не делают, очередным обещаниям, от кого бы они ни исходили, верить перестаешь, не так ли?

И вот тут-то, как ни привыкли мы за все про все ругать чиновников, надо объективно сказать, что нынешняя городская администрация оказалась на высоте. Ну, или — отдадим дань привычной настороженности — на самых подступах к ней. «Дорожная карта» как в переносном, так и в прямом смысле стала реализовываться конкретно и в определенной мере бескомпромиссно, хотя и совсем не огульно. Причем направление движения было выбрано точно, оно охватывало в первую очередь две важные группы населения: старых и малых. То есть учащихся и пенсионеров, а конкретнее — тех из них, кто не имеет специальных федеральных и местных льгот на полностью бесплатный проезд, а пользуется лишь 50-процентной скидкой.

Этот вариант действует в Ростове уже несколько месяцев и вполне безболезненно доказал свою устойчивость. Здесь позвольте обратиться к собственному непосредственному опыту, поскольку сам отношусь к «старшей категории» и воспринимал поначалу категоричное решение властей с естественным ворчанием. Но, на мое удивление, прошло всего несколько дней, и я почувствовал комфорт, избавивший меня от целого ряда ненужных привычек и мелких тревог. Смейтесь не смейтесь, но это так. Готов перечислить.

«Не кончилась ли в кармане мелочь?» — сама собой выныривает беспокойная мысль, когда к остановке подходит твой автобус (трамвай, троллейбус — на выбор). Вроде ничего особенного, но все равно чувствуешь некий дискомфорт. Второпях хлопаешь по карману — вроде есть! Но надо же, войдя в дверь, ее оттуда еще извлечь, да и отсчитать нужное число монеток. А народ напирает, не сильно и повернешься. Судорожно начинаешь вылавливать рубли, пятерки, десятки и полтинники, на ходу решая арифметическую задачку. Высыпаешь монетки в привинченную в окошке чашечку. Ладонь твоя сталкивается с ладонью другого пассажира, торопящегося заплатить и побыстрее ввинтиться в глубину салона. Следом порцию монет высыпает кто-то еще. Водитель смотрит на тебя сердито: а вдруг ты рубль недосыпал? А еще сдачу просишь — кто тебя знает, может, хочешь обхитрить и выцыганить рубль, а то и три? Смущенно проталкиваешься дальше.

Но это еще хороший расклад. А вот ежели у тебя одна рука занята? Пакет с продуктами в ней, или портфель, или сумка? А коли две сумки? Перекладываешь обе в одну руку, вес плечо тянет… Мелочь из кармана ты выгреб, вот она, на ладони, а только каким образом отсчитать нужное? Пытаешься перехватить тяжелый и неудобный груз двумя пальцами, кого-то толкаешь, тебя пихают, изворачиваешься, монетки выскальзывают, сбрасываешь их в чашечку, как милостыню, по одной, опять арифметическая головоломка и сердитые взгляды и реплики. Уф, расплатился!.. Пробираешься дальше, на лбу испарина…

Ладно, я мужик, у меня мелочь в кармане брюк или куртки горстью насыпана. А вот женщинам как, деньги у них в большинстве своем в кошельках да сумочках? И грузы хозяйственные они ведь транспортируют не меньшие, чем сильный пол!

Или еще вариант: мелочь в кармане кончилась, пусть не вся, но на билет — да какой там к черту билет, хотя длинная билетная лента зачатую свисает, примотанная проволочкой к какой-то загогулине кабины, — в общем, на оплату проезда этой самой мелочи не хватает. Запихнув кое-как треклятые эти монетки обратно в карман,судорожно достаешь кошелек. Ах ты, незадача, и как это не уследил за собой, не изготовился? В кошельке не только ни одной десятки, а и пятидесятирублевки даже не запасено! Сконфужено улыбаясь, протягиваешь в окошечко стольник. Водитель и толпа смотрят на тебя как на врага народа, да ты и сам себя таковым чувствуешь. Хорошо еще, если без реплик. Сдачу не пересчитываешь, зажав ее в кулак, стремишься побыстрее раствориться в глубине салона. Сердце неприятно колотится, а ты с невольным ужасом представляешь — вдруг у тебя в кошельке оказалась бы только тысячная купюра? А ведь бывает и такое, сам видел.

Ерунда, скажете? Возможно. Но почему тогда у нас в автобусах (трамваях, троллейбусах) столько замкнутых, неулыбчивых лиц?

Так не пора ли избавиться от никому не нужных комплексов и нервотрепки?

Между прочим, карточка электронного билета (единого, кстати, для автобусов, троллейбусов и трамваев, несмотря на разность тарифов) места много не занимает, всегда может быть в максимальной доступности. Достал, приложил (причем любой стороной) к валидатору, две секунды — и ты полноправный пассажир.

И еще несколько замечаний и мнений.

Я не буду сейчас акцентировать внимание на упорядочении финансовых потоков и определении реальных объемов дотаций перевозчикам из городского бюджета, и даже на таком важнейшем факторе, как повышение безопасности движения, — а все они вытекают из полномасштабной реализации всего проекта. Отмечу только неожиданный, пожалуй, для многих момент экономии нашего личного бюджета. Да, именно так!

Сегодня, как все вы хорошо знаете, стоимость проезда в Ростове для обычного пассажира составляет 17 рублей за одну поездку на автобусе, 15 рублей — на трамвае или троллейбусе. Это — если вы оплачиваете проезд наличными. А вот если у вас в руках электронная карта безналичной оплаты, то потратите вы, соответственно, 16 и 14 рублей.

Теперь прикинем. Если вы совершаете ежедневно только две поездки: в будни — на работу и обратно, в выходные и праздники — в гости или по хозяйственным делам, — то электронная карта проезда даст вам экономию в 730 рублей в год! Ну, а чем чаще приходится вам ездить, тем больше будет эта сумма.

«Мелочь!» — насмешливо скажет кто-то. А я отвечу: ну не надо притворяться миллионером! Они, хоть и не ездят, как правило, в городском транспорте, рубли в сотни складывать умеют. И совсем не вредно увеличить свой доход хотя бы на полпроцента. А может быть, и больше.

Что же тормозит сегодня вышеописанную систему? Или, скажем так, какие претензии к тем, кто активно продвигает сие новшество, имеются лично у меня, уже считающего карточку электронного билета таким же непременным при выходе из дома аксессуаром, как ручка, блокнот и расческа?

По большому счету, их немного, но именно они и являются основными камнями преткновения и справедливым поводом для консервативной настороженности горожан. Главная проблема, как ни странно, пополнение счета проездной карточки. Чтобы окончательно поверить в ее пользу, пассажир должен быть уверен, что произвести эту нехитрую финансовую манипуляцию он сможет на любой, даже самой захудалой окраинной остановке. Что ему не придется для этого тратиться на лишнюю поездку или шлепать пешком до ближайшего терминала, да и вообще, напряженно соображать, где его найти. Но пока что этих самых терминалов на многочисленных городских маршрутах всего 15—18 процентов от потребности. Да и те, что наличествуют, установлены зачастую не в гуще ожидающей транспорта толпы, где любой мог бы быстренько сунуть купюру в щель «деньгоприемника», а скромненько так в сторонке. И стоят они там в совершенно бесполезной надежде на то, что я, с нетерпением выглядывая нужный мне автобус (трамвай, троллейбус), побегу на свидание с ними. Психология! И, между прочим, логистика тоже.

И еще один камушек, не очень приятный, но запросто удаляемый уже с помощью административного ресурса: не такое уж редкое отсутствие чеков (или, как нам привычнее говорить, билетов) в валидаторах. Я же честно заплатил, а билета не выдали — обидно! И, что важнее обиды, незаконно.

Вот это, на мой взгляд обычного горожанина, главное на сегодня поле деятельности городских властей для полноценной реализации хорошего и нужного проекта. Думаю, что те, кто за него отвечает, понимают: сказав «а», «б» и даже «в», надо помнить и о последующих буквах алфавита! И только так можно преодолеть традиционный консерватизм ростовчан.

И надежды на то, что работа эта не затянется, есть. Вопросом внедрения в наш быт безналичной оплаты проезда на общественном транспорте сегодня активно занимается не только городская администрация, но и депутатский корпус избранного в минувшем сентябре нового состава городской Думы.

И еще одна цифра напоследок. На сегодняшний день электронным билетом активно пользуется уже около 53,5 тысячи ростовчан.Конечно, кроме основных проблем, о которых мы говорили сегодня, надо будет прояснить еще немало частных нюансов — например, как «обилечиваться» приезжим гостям города, что делать, если уже в транспорте валидатор заявляет вам, что на карточке не хватает средств для оплаты проезда. Могут и другие вопросы возникнуть, но это уже частности.

Ведь в реальности смена эпох не происходит одномоментно, не так ли? Просто одна плавно перетекает в другую. На это, конечно, нужно некоторое время, чтобы новый поток нашел свое окончательное русло, сгладил крутые берега, обтесал пороги и перекаты. И тогда с чувством удовлетворения все мы — и властные структуры, и городское сообщество — сможем сказать, что в Ростове наступила современная эра безналичной оплаты проезда на общественном транспорте.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №11 от 9 марта 2016

Заголовок в газете: Эра электронного билета

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру