— Впечатления от поездки нормальные, — сказал, выйдя из трамвая Василий Голубев. — Мы будем выбирать электротранспорт для Ростова среди разных вариантов, в их числе и предлагаемый сегодня трамвай. Удобства, которые созданы в вагоне, прежде всего должны оценить горожане.
Экспериментальный образец машины представила жителям города отечественная компания-производитель «ПК Транспортные системы». Как рассказал журналистам президент компании Феликс Винокур, новая современная модель трамвая разработана отечественными конструкторами и более чем на 80 процентов собрана из российских комплектующих.
— Принципиальное отличие нашего нового продукта — это стопроцентно низкий пол, к чему стремятся ведущие мировые производители трамваев, — подчеркнул Феликс Винокур. — Это удобно и принципиально важно, особенно для людей с ограниченными возможностями и пожилых людей. Во-вторых, впервые в российской практике салон трамвая выполнен из алюминия, что делает вагон, с одной стороны, более прочным и долговечным, а с другой — намного легче прежних аналогов, это уменьшает его воздействие на рельсы, способствует продлению срока службы колеи.
Система безопасности трамвая включает в себя видеонаблюдение и спутниковый мониторинг местоположения вагона. Запас автономного хода составляет 1000 метров — в подавляющем большинстве случаев этого достаточно, чтобы при отключении электричества увести трамвай с участка, где он мешает дорожному движению.
Как особо отмечают разработчики нового трамвая, в его производстве использованы запатентованные российские разработки, которые не имеют аналогов в мире. Главное ноу-хау — это уникальная поворотная тележка, позволяющая сделать односекционный вагон стопроцентно низкопольным (зарубежные аналоги, как правило, двух-трехсекционные). Новый трамвай позволяет разместить в салоне 170 пассажиров, создав им максимум комфорта. Вагон имеет систему кондиционирования салона и тепловые завесы дверей (их у трамвая 4), при этом потребляет электроэнергии на 40 процентов меньше, чем обычный трамвай.
Но есть еще одна чисто ростовская особенность, с которой вынужден считаться производитель вагона. Дело в том, что Ростов — единственный в России город, имеющий так называемую европейскую ширину трамвайной колеи — 1435 мм. В то время как большинство трамвайных систем России имеют колею 1520 мм. Поэтому производитель — вагоностроительный завод г. Твери — специально для Ростова изготовил трамвайную тележку с нужной шириной колеи. Кстати, Тверской машзавод первым поставил в наш город экспериментальный образец своего продукта.
— В этом году мы планируем за счет областных и федеральных средств закупить для Ростова 30 таких трамваев на сумму, составляющую почти 1 млрд рублей, — отметил Василий Голубев.
А вот трамваи какого именно производителя приобретет Ростов, станет ясно после проведения необходимых конкурсных процедур. Во всяком случае, тверской трамвай, как говорят специалисты, за время испытаний хорошо показал себя на ростовской колее, а потому имеет все шансы выиграть конкурс. Кстати, стоимость одного тверского вагона — до 35 млн рублей. Но, по словам Феликса Винокура, стоимость импортного трамвая, в том числе производства Белоруссии, доходит до 100 млн рублей.
Говоря о перспективах развития электротранспорта донской столицы, Василий Голубев отметил, что этому вопросу областные и городские власти в рамках подготовки к ЧМ по футболу 2018 года уделяют самое серьезное внимание. Рассматривается вопрос о полной замене трамвайного парка донской столицы на современные вагоны, ремонте рельсового пути, обсуждается возможность строительства линии скоростного трамвая к новому аэропортовому комплексу донской столицы, а также трамвайной ветки из Ростова в Батайск, к новому вертолетному кластеру.