Судьба Парамоновских складов остается нерешенной

Существует три варианта развития событий: консервация, реставрация и реконструкция

В медиацентре «МедиаС» состоялась долгожданная встреча общественников и журналистов с инвестором Парамоновских складов. Директор ООО «Альянс-М» Владимир Бондаренко и архитектор Владимир Кирьязиев ответили на вопросы и выслушали мнения.

Существует три варианта развития событий: консервация, реставрация и реконструкция
Новый взгляд на старые склады. Эскиз архитекторов-дизайнеров Татьяны Одинцовой и Анны Сысоевой.

Обсуждение началось с выступления представителя инициативной группы ростовчан Александра Сушкова. Он признался, что его как ветерана купания в роднике больше всего волнует доступ к природной воде, которая долгие годы собиралась в купальне. Поскольку Парамоновские склады уже ломоть отрезанный (на 45 лет они в аренде и у инвестора), то инициативная группа предложила выстроить купальню неподалеку. Нашлись архитекторы, которые разработали проект. И готовый эскиз очень понравился администрации области. Вице-губернатор Игорь Гуськов обещал содействие в позитивном решении этого вопроса.

— Но по поводу складов ситуация осталась неразрешенной. Как мы знаем, есть три варианта развития событий: консервация, реставрация и реконструкция, — пояснил Александр Сушков. — Выбор остается за инвестором, и правомочны ли его действия, будут решать соответствующие инстанции. Мы не обладаем знаниями, которые позволяли бы нам оценить важность этого памятника, но хотели бы, чтобы он остался в городе.

Сандуны на Парамонах?

После волны, которая поднялась в соцсетях, дальнейшая судьба Парамонов обросла домыслами. Кто-то говорил, что на территории складов будут строить очередные высотки, кто-то предрекал перестройку памятника в развлекательный центр, шли разговоры и о спа и саунах. Развеять слухи вызвался сам инвестор Владимир Бондаренко. Он взял маркер и на белом поле, которое условно обозначало часть набережной, нарисовал три объекта — именно они сегодня находятся в его владении.

— У нас в аренде только строения, земля принадлежит другому арендатору, — пояснил он. Далее он изложил свое предложение — устроить на этой территории зеленую зону, организовать пешеходную зону и построить гостиницы на 3 и 5 звезд. Также планируется провести реконструкцию зданий и сделать там концертно-выставочный павильон.

— Никакого спа у нас не будет! — заверил инвестор.

— Мы планируем сделать общественную баню, как московские Сандуны. Для нее мы будем использовать родник. Планируется общественная баня, поэтому стоимость посещения ее будет вполне приемлемой для людей. Для ВИП-клиентов мы сделаем отдельный вход.

По словам Владимира Бондаренко, цена этого проекта составит 2 миллиарда рублей. Таких денег у ООО «Альянс-М» сегодня нет. Но если средства появятся (инвестор может взять кредит, который окупится за тридцать лет), для начала немалую сумму придется зарыть в землю — установить укрепительные сваи. Минимум сто штук, каждая из которых обойдется в сумму от 100 до 300 тысяч рублей, в зависимости от глубины забивки. Однако думать об этом рано. Проект, который показывали в «МедиаСе», — всего лишь рабочая версия, повод для размышления. Для того чтобы его утвердили, должна пройти историко-культурная экспертиза, затем обсуждение в Министерстве культуры области на научном совете с привлечением общественности, после проект должны направить в Министерство культуры РФ, и только после этого можно было бы приступить к разработке документации, которая, как правило, сильно отличается от предложенного вначале.

565 КамАЗов мусора

Когда проект появился на экране, люди, понимающие в архитектурном деле (а таких в зале было немало), неодобрительно зашептались — предложенный концепт сложно назвать удачным решением. Он не подчеркнет уникальные особенности Парамонов и не сыграет на имидж набережной. Но поскольку денег у инвестора пока нет, то и разговор по поводу грандиозных планов беспочвенный. Однако среди собственников, которые болеют за сохранение Парамоновских складов, возник вопрос: если нет никаких разрешений, на каком основании на территорию приезжали тракторы, ломали дамбу, спускали воду? Как объяснил Бондаренко, причина в том, что в этой купальне уже погибло немало людей, которые прыгали со стен в бассейн. А поскольку хозяином старых стен стало ООО «Альянс-М», то и ответственность за жизни находящихся на этой территории людей ложится на него.

— К тому же вода подмывает стены. Одна из них уже частично обрушилась, и если бы она рухнула окончательно, то неизвестно, чем бы это обернулось, — объяснял свои действия Владимир Бондаренко. На вопрос, почему дамбу разрушали именно таким способом, инвестор не ответил. Объяснить ситуацию вызвался и архитектор-реставратор Владимир Кирьязиев.

— Мы провели инженерно-геологические изыскания, — сказал он.

— И вот его результаты: здание находится в аварийном состоянии, лабораторный анализ показал, что вода не пригодна для питья, содержит примеси. Здание расположено на водоносном склоне в районе водоносных ключей… Архитектор говорил и о сейсмической опасности, и о ветхости стен, в финале шло заключение — конструкция представляет угрозу жизни и здоровью людей. Здание требует укреплений, и лучше было бы его перебрать заново, чем оставить так, как есть.

— Наверное, ваше заключение о Колизее было примерно таким: он разрушается, на нем нельзя возводить этажи, — заметил член инициативной группы Виталий Букуров.

Встал вопрос и о захламленности памятника — за многие годы нерадивые ростовчане завалили Парамоны мусором. В зале звучали реплики о том, что сюда было стыдно приводить гостей и детей. От себя добавлю, что, когда в Ростове запустили проект «Код Города» и к нам приехали снимать кино о знаменательных местах донской столицы молодые режиссеры из Питера и Москвы, их тоже повели на Парамоны. Пока мы поднимались от набережной вверх, по всему пути нашего следования количество мусора росло пропорционально высоте. И уже с верхушки стены купальни были видны огромные мусорные кучи. На наши извинения за такое отношение к памятнику кто-то из режиссеров ответил: «Ну что ж, это документальное кино. И в таких деталях, в мусоре к примеру, тоже открывается лицо вашего города...» Новый инвестор вывез с Парамоновских складов 565 КамАЗов мусора.

Предложения от неравнодушных

После эмоциональных выступлений ростовчан решили остановиться на предложениях. Ведущая мероприятия Людмила Бородина составила список инициатив, которые впоследствии будут направлены для рассмотрения властям. Мнения, изложенные в нем, выглядели примерно так: оставить памятник (законсервировать), а вокруг сделать парк с платным доступом. Тогда инвестор сможет «отбить» вложенные деньги. Второе предложение — сохранить фрагмент складов, а остальную часть реконструировать и сделать туристическую зону с отелями, магазинами и т. д. Третье — с минимальной реконструкцией превратить Парамоны в музей современного искусства. Есть и прекрасные эскизы выпускников училища имени Грекова, и работы опытных архитекторов. Владимир Бондаренко признался, что с этими идеями он не знаком, но рассмотрит их. В финале мероприятия со своими предложениями выступили эксперты.

«Родимое пятно на теле города»

Алексей Павловский, директор экскурсионного бюро «Ваш персональный гид»:

— Нельзя разделять Парамоновские склады на части — купальня, архитектурный памятник, родимое пятно на теле города. Парамоны — это некое явление, в котором соединяется все — и архитектурная ценность, и историческая память, и наши человеческие эмоции. Это явление жизни, то, что отличает Ростов от других городов. И то, что формирует впечатления. Да, нужно заниматься безопасностью Парамонов — строение старое, и, действительно, это вопрос актуальный. Но нужно думать немного вперед. Ведь главный наш ресурс — подрастающее поколение. Что мы оставим нашим детям и внукам? Сейчас в этом комплексе нет купальни. И приводить туристов смотреть на стены — это нечто другое, нежели приводить и смотреть на купальню вместе с людьми, которые проводили там летом время. На какой период мы потеряли эту достопримечательность, не известно даже инвестору. Нужно искать деньги, разрабатывать проект, на это уйдут годы. И в течение этих лет мы будем без Парамонов. Это мы видим на примере кинотеатра «Россия», который разобрали и сейчас не знают, что с ним делать. Он не представляет опасности, мог бы существовать еще годы. Да, он не приносил прибыли, но и сейчас не приносит. Решение о его судьбе принято, но сдвигов нет. И так длится уже десять лет. И когда по центру города мы водим туристов, очень трудно объяснить, что происходит. Поэтому я прошу рассмотреть какие-то варианты, пока готовятся эскизы, чтобы там был безопасный объект для купания, сохраненный объект, который мог бы послужить десять-пятнадцать лет, пока будут решаться главные вопросы.

«Прошлый инвестор ждал, когда Парамоны рухнут, этот хочет их сохранить»

Александр Кожин, председатель регионального отделения ВООПИиК:

— По вопросу Парамоновских складов мы встречались уже не раз. Проект есть и не один. Тут я слышал мысль от первого мэра Ростова, Юрия Погребщикова, что он не особенно воспринимает Парамоновские склады как архитектурный памятник, а Дом Павлова в Волгограде воспринимает. Мнения могут быть разные, но мысль правильная. Если Дом Павлова сейчас привести в порядок, он потеряет свою ценность, перестанет быть важным объектом, связанным с Великой Отечественной Войной. Что касается Парамонов, то мы хотим их сохранить. Просто чтобы они были у нас. Это главный мотив.

Приведу пример. К нам приезжали специалисты по промышленной архитектуре из Франции. У них в программе было обозначено, что нужно ехать в «Золотую кладовую» в Азов. Но вместо этого они поехали на Парамоны. Ходили, смотрели, дотрагивались. И не хотели оттуда уходить. Для них это шедевр. У них нет такого…

И дело здесь не в природном источнике. Тем более что вице-губернатор Гуськов обещал, что сделает его за бюджетные деньги. И он не будет на складах, потому что они должны стать предметом охраны. Наверняка есть документ из Министерства культуры, из которого понятна ценность этого объекта.

Надо отдать должное новому инвестору — он начал заниматься Парамонами. Вывез 500 КамАЗов мусора, спилил деревья, сделал то, что мы не могли сделать во время субботников. С прежним арендатором договориться было невозможно. Он не шел на контакт. Потому что находился в Москве и ждал только одного — когда старые стены рухнут и на этой территории можно будет построить многоэтажную коробку. Вдумайтесь, человек платил по 90 тысяч рублей в месяц за аренду этого места и ничего не делал. Если бы с 1990-х годов, когда все это началось, Парамоны обнесли забором, благоустроили и брали бы деньги за вход, то затраты давно бы окупились.

К счастью, новый инвестор хочет в целом сохранить живописное место. И поскольку инвесторы стали его новыми хозяевами на 45 лет, мы можем их только убедить или просить, чтобы они восприняли наше предложение сохранить Парамоны.

Где Минкультуры?

Любовь Волошинова, архитектор, краевед:

— Меня очень огорчило, что на этой встрече нет представителей Министерства культуры Ростовской области. Они могли бы прояснить сложные моменты. Ведь именно они пишут задание, на основании которого будет рассматриваться проект. Пока этого задания нет, все проекты бессмысленны.

Ну, а мое личное мнение — эти стены, которые еще стоят, должны остаться в том же виде. Быть может, еще одно поколение ростовчан сможет на них посмотреть…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №7 от 10 февраля 2016

Заголовок в газете: Парамоны и законы

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру