«Родительское всероссийское сопротивление» выступает за возврат к фундаментальному образованию

Участники движения заявляют о неэффективности ЕГЭ

30 декабря 2015 в 14:26, просмотров: 1451

23 декабря на заседании Государственного Совета РФ рассмотрели современное состояние системы школьного образования, программы ее модернизации и обсудили выполнение госпрограммы «Развитие образования на 2013—2020 годы». Однако, будучи актуальной, тема образования обсуждалась не только на федеральном, но и на региональном уровне.

«Родительское всероссийское сопротивление» выступает за возврат к фундаментальному образованию
Причина проблем - отсутствие системности знаний. Фото: http://www.funlib.ru

В этот же день, 23 декабря, в Донской государственной публичной библиотеке за круглым столом обсудили цели и задачи реформ системы образования в России. Мероприятие проводилось общероссийской организацией защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» («РВС»). Участие приняли Игорь Бигаев, председатель «РВС» в Ростове-на-Дону, Елена Дерюгина, председатель Ростовского отделения Российского детского фонда, Марина Гребенкина, методист Центра образования Ростова-на-Дону, Игорь Нестеренко, секретарь Ростовского обкома КПРФ, Геннадий Смольянов, советник ректора ДГТУ, Анна Астахова, представитель Академии психологии и педагогики ЮФУ, и другие.

Организация «Родительское всероссийское сопротивление» была создана в феврале 2013 года. В то время появился законопроект о вмешательстве некоммерческих структур и организаций в дела семьи. Это вызвало активную реакцию со стороны родительской общественности. Для противодействия было собрано 145 тысяч подписей, которые впоследствии были переданы президенту Российской Федерации. В результате состоялся первый съезд «РВС», где приняли участие не просто участники сопротивления и представители общественности, но и сам президент РФ. Законопроект удалось отменить, но были и остаются угрозы, которые касаются социальной стороны жизни общества и системы образования.

— Именно образование позволяет оставаться нашему обществу единым и поддерживать существующие общественные и традиционные семейные ценности, — отметил Игорь Бигаев.

Он рассказал, что в целях обеспечения достоверности информации организация «РВС» регулярно проводит общественные опросы. Например, в конце июня 2015 года в 75 регионах России опросили более 24 тысяч человек. Среди них были учителя разных учебных заведений, родители, причастные к образованию, и сами учащихся. Результаты массового опроса оказались плачевными и определили современную систему образования как катастрофическую. Впоследствии состоялся 2-й съезд «РВС», где были определены задачи преодоления кризиса — возврат ко всеобщему, гармоничному, фундаментальному, разностороннему образованию и формирование комплексных системных знаний.

Одна из самых важных тем, которую подняли за круглым столом в Донской публичной библиотеке, была посвящена системе гуманистического обучения.

— Существует статья о гуманистической педагогике, которую выдвинул Совет по правам человека. В ней говорится о том, что приоритетным является вопрос оценки насилия над личностью, а не развитие духовных ценностей, — объяснил Игорь Владимирович.

Данная система образования отвергает прошлый советский опыт по той причине, что считает его методы тоталитарными, насильственными по отношению к человеческой личности.

— На наш взгляд, проблемы в системе образования связаны с использованием устаревших методов, которые определяются как новаторские. Однако, если обратиться к Советскому союзу, еще в 1924 году определенные методы обучения были признаны неэффективными, — подчеркнул председатель «РВС» Ростова-на-Дону.

Как было сказано на круглом столе, примерно в это же время неправильной была признана проектная деятельность. Связано это с тем, что она не дает системных знаний. Несмотря на это, сейчас проектная деятельность является очень популярной с младших классов.

В обсуждаемые темы основных проблем системы современного образования вошел так же ЕГЭ, который является обязательным на всей территории Российском Федерации с 2009 года. К слову, на экспериментальном уровне он впервые был проведен в 2001 году, в том числе в Ростовской области.

— В случае с ЕГЭ главным становится не уровень образования, а рейтинг вуза. В том числе международный. В целом вписывание российской системы образования с ее традициями и особенностями в международную систему — сложное явление. Оно приводит к развалу той системы образования, которая была у нас и показывала хорошие результаты. Их видно на примере достижений в науке, промышленности и искусстве, — рассказал Игорь Бигаев.

В качестве примера неэффективности ЕГЭ были приведены результаты следующего эксперимента: экзамен по русскому языку давался дошкольникам, и 30% из них сдали его, набрав 30 баллов. Школьники 5-го класса набрали такие баллы по этому же предмету, с которыми можно поступить в ВУЗ. При этом ученики 10-го класса показали худшие результаты.

— 20 процентов учеников не смогли пройти ЕГЭ по нашему родному языку, и в результате требования к этому экзамену были снижены. Так же сделали и с ЕГЭ по математике — не хотят, чтобы были «двойки». Дойдет до полного исключения математики и русского из списка обязательных к сдаче предметов. Я считаю, что если ученик получил итоговую «двойку» не только по ЕГЭ, но и в принципе за какой-либо предмет, его нельзя переводить из класса в класс, — поделилась мнением участник круглого стола, преподаватель и работник журнала «Эксперт-Юг».

По этому же поводу высказался Игорь Нестеренко, секретарь Ростовского обкома КПРФ:

— Школьники готовятся к сдаче тех экзаменов, которые нужны им для поступления на определенный факультет. В итоге остальные предметы они не учат. Это приводит к распаду целостной личности, и выходят очень узкие специалисты.

Он также отметил, что в школах нет важных предметов. Например, в парке Горького появилась обсерватория, но при этом уроки астрономии там не проводится, хотя такая идея предлагалась.

— А ведь мы живем в век космоса! — прокомментировал Игорь Нестеренко.

В подтверждение этого Игорь Бигаев отметил, что система образования должна исходить из того, что ученик — не состоявшаяся личность, а формирующаяся. В связи с этим необходимо разностороннее обучение, учебная программа должна быть насыщена и систематизирована. Нельзя допускать самостоятельный выбор предметов, так как ученик ввиду своего непонимания не захочет выбирать предметы, которые ему не нравятся, даже если те важны для его общего развития. При этом, безусловно, допустимо углубленное изучение определенных дисциплин, но базовая программа должна быть единой. Связано это с тем, что иначе человек будет зависимым от своего вуза и его конкретной подачи знаний. В результате использование полученной информации в другом социальном институте или отрасли станет невозможно.

За круглым столом также обсудили важность бесплатного дополнительного образования и мотивацию людей к развитию как таковую.

Стоит отметить, что мероприятие также является актуальным в связи с таким явлением, как мифологизация мышления молодежи. Высокий образовательный уровень напрямую связан с умением человека противостоять ложным идеям. Как было отмечено, «катастрофическое падение образовательного уровня в самом ближайшем времени может привести к ситуации, аналогичной украинским событиям, когда необразованность и бессистемность мышления молодежи привела сначала к торжеству шовинистических мифов и националистических идей, а потом и приходу к власти откровенно антигуманистических, нацистских сил».

По итогам круглого стола была одобрена резолюция Второго съезда Общероссийской общественной организации защиты семьи «Родительское всероссийское сопротивление» по вопросам образования (Съезд проходил 12 июля 2015 г. в Москве).



Партнеры