Библиотекарь из Шахт пишет сценарии для столичных киностудий

Сочинительство и работу в кино Маша Лосева считает своим хобби

Писать сценарии легко, утверждает Мария Лосева, ведущий библиотекарь библиотеки имени Чехова г. Шахты. По ее сценариям за 2 года снято более 10 фильмов в Москве, Санкт-Петербурге и Самаре. В декабре в Ростове стартовал проект сериала, написанного в жанре мистики, где Маша является редактором сценария, а в январе 2016 года начинается съемка еще одного фильма.

Сочинительство и работу в кино Маша Лосева считает своим хобби
В январе по сценарию Маши будет сниматься короткометражный триллер «Идеальный кандидат». Фото предоставлено Марией Лосевой.

Ты помнишь, как все начиналось?

А начиналось все в юные годы. Мария росла в большом шумном шахтинском дворе. Смотрела по телевизору мультики, так появился интерес к написанию коротких комиксов по мотивам мультипликационных фильмов «Том и Джерри» и «Симпсоны». Девушка жалеет, что ничего не сохранилось. Что-то было подарено, что-то потеряно.

По вечерам дети собирались у костра и рассказывали друг другу выдуманные интересные истории. Самой активной рассказчицей слыла Маша. Впоследствии многие из тех историй органично переплавились в сценарии для фильмов.

Но это случилось позже. А сначала была учеба в Донском экономико-правовом колледже предпринимательства, работа в библиотеке. Девушка пошла по стопам мамы, заведующей библиотекой.

— В 2009 году к нам пришел читатель и попросил произведение «Гнилое болото», — рассказывает Мария. — Автора он не помнил. Мы искали, искали, но так и не нашли такую книгу. Потом выяснилось, что ему нужно было произведение Некрасова «Мертвое озеро». Ошибся человек, бывает. Про этот случай я рассказала друзьям. Они очень смеялись, но не от того, что читатель перепутал название. Просто представили себе ситуацию, как библиотекари в растерянности разыскивают книгу. Тем более что я все очень живо описала. И тогда у меня появилась мысль изложить историю на бумаге…

Анна под поездом и автограф Бандурина

Изложила, читателям понравилось. Следующая история тоже «родом из библиотеки»: о том, как пришел мужчина и попросил роман Толстого «Анна на шее». Мол, сыну-старшекласснику надо для школы. Мария объяснила, что это не роман, а рассказ и не у Толстого, а у Чехова. Мужчина настаивал, что нет, его написал Толстой, автор «Войны и мира». Мол, бывает, что названия произведений совпадают. Мария потратила полчаса на поиски, но ничего не нашла. «Нет такого романа!» — «Ну как же нет! Она там еще под поезд бросается, эта Анна…»

Так Маша стала писать юморески. Давала их читать родным, друзьям, знакомым. Выслушивала похвалы и критику. Как-то отправила свои работы в адрес популярного артиста Николая Бандурина. Получила ответ, что он, конечно, приветствует молодых авторов, но его интересуют только частушки и веселые куплеты. Ну, частушки, так частушки. Мария села и наваяла.

Нужно делом заниматься!

Рано утром просыпаться,

Встать с кровати, не лениться,

Сесть за стол и… похмелиться!

Встали девочки в кружок.

Встали и умолкли.

Танец Дед Мороз зажег

На шесте у елки.

Потом Мария участвовала в конкурсах Бандурина, занимала призовые места, ей вручались памятные подарки. В 2013 году участвовала в радиопередаче «На злобу дня». Вели ее Николай Бандурин и композитор Олег Михайлов. Мария получила приз. Она подружилась с артистом и его семьей, даже получила от Николая диск с автографом.

Одновременно писала монологи, диалоги, сценки, которых скопилось около сотни. И этого только большие формы, малые Маша не считала. Но ей казалось этого мало. И однажды она подумала: «А почему бы мне не сделать сценарий для фильма?»

Покорить Питер и Москва

— Свой первый сценарий к мистическому триллеру «Ты это помнишь?» я написала в 2012 году, потратив на это три недели, — вспоминает Мария. — Отправила его в разные киностудии, но ответа не получила. Это было обидно. Даже отрицательные отзывы — это все-таки отзывы, какая-то реакция. А тут труд, считай, ушел в небытие. Но я не отчаялась. Написала один за другим еще 11 полноценных сценариев. И опять результат нулевой. Но капля камень точит. Прорыв случился в 2014 году…

В кинокомпании «Самара фильм» по сценариям Маши прошли целых пять экранизаций — «Учитель русского языка», «Сладкие Олимпийские игры», «Наша библиотека» и так далее. Режиссуру осуществлял Дмитрий Шахматов, а одну из ролей исполнил Владимир Брест, самарский шансонье, автор хита «Осенняя ночь», а теперь и киноактер. Фильм «Волшебный карандаш», написанный в соавторстве с питерским сценаристом, участвовал в VI Казанском кинофестивале (звучит почти как Каннский) и получил специальный приз от Министерства образования республики Татарстан и газеты «Казанские ведомости». Еще одна короткометражка «Есть ли у вас?» по сценарию Маши вышла в Самарской компании UniGold. Этот фильм о нелегкой жизни школьного библиотекаря имел большой успех у зрителей. А все потому, что Мария, как говорится, была «в теме». Знала, о чем писала.

Но что такое Самара? По меркам Россия — провинция. Мария познакомилась с Сергеем Щербаковым, режиссером из Санкт-Петербург. Он работает на «Ленвидео», ведет курсы практики режиссуры и видеосъемки. В 2015 году Сергей экранизировал два сценария Маши к детским короткометражным фильмам ужасов «Заброшенный кинотеатр» и «Только не оглядывайся». А буквально на днях уже в Москве стартовали съемки молодежного фильма на социальную тему. Автором сценария является Мария Лосева, а кино снимается под руководством Дмитрия Плужникова, руководителя московской студии Joker и киношколы «Дебют». Это фильм о том, как крутого хулигана можно превратить в беззащитное ангельское созданье. Особенно если к тому есть предпосылки.

Совместно с молодым режиссером из Санкт-Петербурга Анной Ткаченко Мария сняла фильм «Два-Один» в жанре артхаус (кино, не рассчитанное на широкую аудиторию). В 2015 году выйдет вторая экранизация этого сценария, расширенная. Фильм уже в монтаже. Его режиссером выступил Антон Круглов, который учится во ВГИКе на режиссерском факультете.

…и вернуться в Ростов

Также Маша активно сотрудничает с молодежным YouTube — каналом «Московский ДрамКружок». По ее сценариям на канале снято 5 фильмов. Это что-то типа «Ералаша», но концепция другая. Такие сюжеты можно назвать «Антиералаш». В них дети учат жить взрослых. Главные герои — этакие современные плохиши, выросшие на гаджетах, телефонах и социальных сетях. Мария пишет в основном для молодежи и детей, видимо в силу возраста.

Сейчас в Ростове запускается проект мистического сериала «Поцелуй», где Мария является редактором сценария. Продюсером и создателем проекта выступает ростовчанин Денис Москвин. 16 ноября прошел кастинг. Пришло много талантливых ребят. Мария уверяет, что никто не ожидал такого потока желающих сниматься в кино. Она надеется, что проект будет интересен не только молодым людям. Сценаристу думается, что «Поцелуй» будут популярен и среди людей постарше.

Есть задел и на 2016 год. И тоже в Ростове. В январе по сценарию Маши будет сниматься короткометражный триллер «Идеальный кандидат». Постановка ляжет на ростовского начинающего режиссера Дмитрия Погорельского. Сюжет создатели фильма пока держат в тайне, но надеются, что триллер всем понравится.

Маршальский жезл

Создавая сценарии для фильмов, Мария не забывает и о литературе. Посылала свои сочинения в журналы. И однажды ей пришло предложение о сотрудничестве от издательства юмористического журнала «Балагур».

— Сотрудничество получилось недолгим, — вспоминает Маша. — По крайней мере, я поначалу так думала. Вскоре журнал приостановил работу по уважительным причинам. И я о нем благополучно забыла. Однако меня ждал сюрприз. В октябре этого года мне пришло письмо от редактора «Балагура» Владимира Горбаня. Он сообщил, что они возродились и мои работы напечатаны уже в нескольких номерах. Журнал постепенно набирает популярность, и это меня радует.

Заветная мечта молодой сценаристки — посетить Голливуд. Кроме этого Мария любит западный кинематограф. Обожает советские кинокомедии Гайдая. В современном кинематографе выделяет такие фильмы, как «Бригада», «Громовы», «Хиромант». Самый любимый — «Мастер и Маргарита». И хотя Мария вполне комфортно чувствует себя в роли «начинающей» и ее не смущает, что на первых порах приходится писать для таких же начинающих, как она, девушка не скрывает, что с удовольствием поработала бы с маститыми режиссерами. Ей было бы интересно написать сценарии для больших фильмов, чтобы фамилия Лосева стояла в титрах на экране. Так что Мария тот самый солдат, который носит в вещмешке маршальский жезл.

Ведущий библиотекарь

О работе и творчестве Мария рассказывает много и увлеченно, а вот о личной жизни говорит скупо. Объяснила, что в настоящее время пока свободная девушка. Добавила, что она не книжный червь и не синий чулок, какими в представлении людей бывают библиотекари (кстати, ошибочное представление). Мария коммуникабельна, активна, открыта миру, можно даже сказать, распахнута, любознательна, заряжена положительной энергией, мало у кого есть столько друзей, сколько у нее. Но при этом пока одна.

Кстати, сочинительство и работа в кино для Маши всего лишь хобби. Сегодня оно есть, завтра его может не быть. Так, по крайней мере, считает она сама.

— Родители предлагают мне учиться и развиваться, — рассказывает девушка. — Мой папа всю жизнь проработал в шахте, а это работа, как вы понимаете, не связанная с литературным творчеством. Но даже он считает, что я должна стать профессионалом в кино. Однако у меня нет желания становиться профессиональным сценаристом или писателем. Трудиться я хочу библиотекарем. Эта работа дает мне неограниченный запас интересных книг и возможность общаться людьми разных возрастов и профессий. И я ведь не просто тружусь, я расту. Недавно я была простым библиотекарем, а теперь являюсь ведущим!

Я поинтересовался, в чем принципиальная разница между библиотекарем и ведущим библиотекарем. Мария ненадолго задумалась и вдруг рассказала историю. Про школьника, который спросил папу, кто такой Карл Маркс. На это папа ответил: мол, жил в XIX веке такой экономист. «Как наша тетя Роза?» — уточнил мальчик. «Ну что ты! — покачал головой отец. — Карлу Марксу далеко до нее. Тетя Роза — старший экономист!»

И я понял, откуда у Марии берутся ее истории. Они в ней живут. И время от времени пробиваются наружу. Как деревья или цветы.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №52 от 23 декабря 2015

Заголовок в газете: Мистический «Поцелуй»

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру