Гражданку России держат в украинском СИЗО в порядке мести за Савченко?

Ларису Чубарову обвиняют в посягательстве на территориальную целостность Украины и незаконный оборот оружия

Казалось бы, самые «интересные» события в виде активных военных действий уже отошли от приграничной Ростовской области — но вот она снова в лентах зарубежных новостей. Российские, преимущественно либеральные, а также украинские, европейские СМИ выстраиваются в очереди перед зданием суда в небольшом ростовском Донецке, где проходят слушания по делу украинской военнослужащей Надежды Савченко.

Ларису Чубарову обвиняют в посягательстве на территориальную целостность Украины и незаконный оборот оружия
Лариса Чубарова. Фото: http://www.objectiv.tv

Ход этого разбирательства каждый раз становится настоящим шоу для СМИ и их читателей и зрителей. Широко обсуждаются не только громкие показания подсудимой, по своей форме порой напоминающие выступления на Майдане, но и вышиванки, которые в этот раз надели сестра, мама и помощник Савченко, заявления консулов, присутствие делегаций из Европы и США… За время суда Савченко, просто одна из тысяч украинских военнослужащих, стала депутатом Верховной Рады и Европарламента, президент Порошенко присвоил ей звание Героя Украины. Майки с ее портретом стали в Украине чем-то вроде модного тренда наряду с классической вышиванкой. И чуть ли не единственным городом, где не проходили хотя бы пикеты в поддержку Савченко, остается только сам Луганск — место, где, по материалам следствия, были совершены вменяемые Савченко преступления.

А в это же самое время похожее с виду и при этом в корне отличное разбирательство проходит по другую сторону границы. Уже на текущей неделе должно состояться очередное слушание по делу Ларисы Чубаровой — гражданки Российской Федерации, обвиняемой ни много ни мало в посягательстве на территориальную целостность Украины и незаконном обороте оружия.

Лариса, оставаясь россиянкой, много лет жила в Харькове, имея вид на жительство в Украине. После государственного переворота идейно поддерживала Антимайдан, занималась гуманитарной работой, а когда прошел референдум в Крыму, перебралась с сыном уже на российский полуостров. Однако вскоре ей потребовалось менять паспорт, а для этого были нужны справки из Харькова. Кстати, это утверждение стороны защиты, видимо по незнанию российских реалий, случайно подтвердили украинские журналисты: они выложили в сеть фотографию загранпаспорта Ларисы, где указанный год рождения подтверждает необходимость срочной замены общегражданского основного документа. В тот же день, когда Лариса приехала в уже ставший родным украинский город, ее «взяли». Как рассказывает подруга россиянки Никита, задержание произошло буквально на пятый-шестой час пребывания в городе.

Лишь после нескольких месяцев содержания в СИЗО прокуратурой было предъявлено обвинение. Ларисе инкриминировали теракт — подрыв стелы с украинским флагом в Харькове, а затем и вовсе службу в МГБ ДНР (Министерство государственной безопасности Донецкой Народной Республики). В материалах дела говорится о том, что женщина участвовала в вооруженном захвате населенных пунктов на Донбассе и лично пытала пленных украинских солдат. Люди, знающие Ларису в Харькове и Полтаве, в один голос заявляют: оружие, найденное на балконе у подсудимой, было подброшено, а свидетелей «преступлений», совершенных за время несуществующей поездки в ДНР, Лариса впервые в жизни увидела в суде. На допросе в СБУ женщина искренне ответила, что понятия не имеет, как вообще выглядит взрывчатка. Но в украинской прессе потом написали, что задержанная россиянка «продемонстрировала профессиональную подготовку при ведении допроса».

Связь с Ларисой теперь держать очень сложно. Самые близкие родственники мужского пола, разбросанные по России от Крыма до Хабаровска, по понятным причинам не могут свободно приехать в Харьков или Полтаву, чтобы хотя бы морально поддерживать родного человека. Не говоря уже о том, чтобы на Украине кто-либо осмелился устраивать показательные акции в ее поддержку, как это свободно и беспрепятственно проходит в Москве, Ростове-на-Дону и даже приграничном ростовском Донецке в рамках знаменитого на весь мир дела Савченко.

За время ведения разбирательства у Ларисы таинственным образом неожиданно сменился адвокат, несмотря на то что первоначальная защитница, Ирина Кузина, подсудимую вполне устраивала. Медленно решается вопрос и о переносе дела в Полтаву — в город, где теперь содержат Ларису. Отчаявшись, в последних числах сентября Лариса Чубарова в СИЗО объявила голодовку. Правда, получается, что лишь спустя неделю, на суде 6 октября, этот факт зафиксируют сотрудники ООН и ОБСЕ, наблюдающие за заседаниями.

Полтавчане, имеющие возможность иногда общаться с Ларисой, передают: она сама уверена, что ей сейчас не добиться даже передачи в ДНР по обмену, который республики производят с Украиной в рамках Минского процесса. В документе, подписанном 12 февраля, отмечена возможность передачи противоположной стороне в том числе и гражданских лиц. Тем не менее Лариса уверена: ее держат как «козырь в рукаве» в противовес Надежде Савченко, все еще надеясь использовать в нужный момент.

То, что у Украины уже есть опыт задержания людей исключительно ради обмена, было подтверждено не раз. Об этом открыто говорили, вернувшись спустя месяцы ареста без каких-либо следственных мероприятий, мирные жители ДНР и ЛНР. «Тех, кого взяли для обмена, не бьют», — рассказывал минувшим летом на брифинге в Луганске бывший пленный Алексей Добрицкий.

Но в России уже не раз дали понять, что менять Савченко ни на кого не намерены, и даже экстрадировать на Украину могут лишь в случае получения гарантий того, то на родине она будет сидеть в тюрьме. Вот и завершения дела Чубаровой пока не видно.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №41 от 7 октября 2015

Заголовок в газете: Полтавский козырь

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру