Как это было на самом деле "Однажды в Ростове"

Это не попытка присоединиться вослед к обсуждению телесериала, воспользовавшись датой. После блестящих «Ликвидации» и «Оттепели» обсуждать, в общем-то, нечего. Ни с точки зрения художественных достоинств, ни с точки зрения исторической правды. Дело даже не в том, что история про банду Толстопятовых, за исключением фамилии бандитов и факта создания уникального оружия, выдумана от начала до конца. В конце концов, у автора есть право на художественный вымысел. История криминалистики простит. Но есть большая история, опасность искажения которой в последние годы мы хорошо прочувствовали. В ней действуют реальные персонажи. У них остались родные, близкие. Есть жители Новочеркасска, которые до сих пор в оценке событий полувековой давности поделены на два несогласных лагеря. Поэтому раскрываю Постановление о прекращении уголовного дела от 11 сентября 1994 года, подписанное помощником Главного военного прокурора, полковником юстиции Баграевым, и впредь основываюсь только на материалах дела. 

Как это было на самом деле "Однажды в Ростове"
памятник жертвам расстрела

Сразу о причине его прекращения: она в смерти главного преступника, по вине которого погибли граждане Новочеркасска. Это Фрол Козлов, второй после Хрущева человек в партийной иерархии.

Из протокола допроса свидетеля Семичастного В. Е., начальника КГБ при СМ СССР:

«Из числа присутствующих в Новочеркасске представителей ЦК КПСС наиболее экстремистски был настроен Козлов, человек по характеру жесткий, считавший, что надо поменьше говорить, а наводить порядок, и все. Другое дело Микоян - человек более покладистый, большой дипломат, которого Хрущев всегда использовал для переговоров, улаживания споров и конфликтов».

Отвечая на вопрос о полномочиях, которыми был наделен Козлов, свидетель Семичастный В. Е.показал:

«Полномочия секретаря ЦК КПСС вообще трудно было чем-либо ограничить в то время, а тем более Козлова, который прибыл в г. Новочеркасск как второе лицо в государстве».

Но авторы сериала, видимо, про Козлова ничего не слышали и все грехи списали на Микояна. Не знали они и про другие обстоятельства, усугубляющие вину этого «видного государственного деятеля». Есть в сериале такая сцена: сразу после расстрела военные говорят о том, что надо бы смыть кровь с булыжной мостовой. В действительности такого диалога быть не могло. Все было продумано заранее.

«…Свидетель Доровских И. Е. (начальник медицинской службы 98-го отдельного батальона) показал, что буквально через 10—15 секунд после прекращения стрельбы со стороны ул. К. Маркса на площадь выехало несколько санитарных машин военного образца, будто бы они заранее были приготовлены».

«…Свидетель Колосов И. Ф. показал, что на площади остались лежать в лужах крови люди. Кто-то был уже мертвый, кто-то еще шевелился, пытаясь подняться. Все это напоминало 1905 год. Раненных и убитых принялись грузить в автомашины «скорой помощи» и грузовые автомобили. Прибывшие на площадь пожарные машины смывали с нее кровь. По скату улицы к перекрестку текла вода с кровью. Там стояла толпа женщин и голосила. Одна из них опустила руки в поток этой кровяной воды и стала умывать ею лицо, крича при этом, что здесь кровь и ее мужа. Где-то на третий день он, Колосов, начал седеть».

Козлов ненадолго пережил своих жертв. Он умер в 1965 году. Похоронен у Кремлевской стены как видный государственный деятель.

Микояна, кстати, такой чести не удостоили. Анастас Иванович пытался вступиться в 1964 году за смещенного Хрущева. Брежнев отступника не простил, и Микояна похоронили на Новодевичьем кладбище.

Какова степень вины Хрущева в этом преступлении? Она огромна. Мы уже говорили, что следствие как на основного виновника преступления указывает на Фрола Козлова. В то же время из показаний Семичастного В. Е. и Шелепина А. Н., занимавших ответственные посты в партийно-государственном аппарате, следует, что по существующей тогда практике все решения, которые принимались находившимися в городе членами Президиума ЦК КПСС, должны были согласовываться с Хрущевым или санкционироваться им.

Главным положительным героем сериала стал генерал Шапошников. О нем говорят и пишут как о генерале, который отказался стрелять в народ. В фильме он стоит на балконе Новочеркасского горкома партии рядом с генералом Олешко. В реальности Шапошникова на площади не было. Вот фрагмент протокола его допроса:

«Свидетель Шапошников М. К.(первый заместитель Командующего войсками СКВО) показал, что ночь с 1 на 2 июня 1962 г. он провел в районе НЭВЗа. Утром 2 июня он увидел идущие к заводу группы рабочих и подумал, что они одумались и намерены приступить к работе. Это была мирная демонстрация, поэтому он не считал необходимым препятствовать рабочим, не пускать их с помощью войск в город. По радиотелефону он связался с Плиевым и доложил о том, что в направлении города движется колонна рабочих с флагами. Плиев приказал ему задержать колонну с помощью танков, которые направляются в его распоряжение. По словам Шапошникова, он решил на автомашине обогнать колонну рабочих и перехватить танки до их столкновения с демонстрантами, чтобы избежать возможного применения оружия. Он остановился на мосту через реку Тузлов, где стояло 6—7 танков из дивизии генерала Олешко. Выяснив, что колонна уже прошла через мост, он тем не менее приказал орудия разрядить, из танков не выходить, открыть люки и оставаться на месте».

Но Матвей Кузьмич совершил не менее значимый гражданский подвиг — в анонимных письмах обратился к писателям и общественным деятелям с правдой о новочеркасском расстреле. Его вычислили, завели уголовное дело, лишили всех званий, наград и должности. Боевой генерал, участник Парада Победы, дожил до полной реабилитации, его восстановили в звании, вернули пенсию и военные награды. Эта сюжетная линия в фильме есть.

А вот до истории со стадионом сценарист «Однажды в Ростове» Елена Райская не докопалась. Был такой фильтрационный пункт в Октябрьском поселке Новочеркасска, куда 3—4 июня помещались попавшие в фотообъектив и кинокадры участники стачки или те, на кого показывали сексоты. Стадион существует до сих пор.

Про кинокадры — не вымысел. В одном из интервью зять Хрущева Аджубей, главный редактор газеты «Известия», упомянул о том, что вместе с Хрущевым смотрел кинохронику новочеркасских событий у него на даче. Я анализировала все возможные варианты места нахождения этой кинопленки, в том числе и за рубежом, и уверена, что находится она в архиве ФСБ.

В этой истории так много жертв, пострадавших, больной памяти и страха, что ничего додумывать не надо. Не было застреленного на руках у матери младенца, не было сбитых автоматными очередями с деревьев мальчишек. Самому младшему из погибших Ване Терлецкому было 16 лет. На площади он оказался случайно: мама послала его в магазин за молоком.

Более десяти лет, начиная с 1988 года, когда вышла первая публикация в газете «Комсомолец», я занималась расследованием этих событий. Работала над темой вместе с группой следователей военной прокуратуры — вот откуда реальные документы. Помогала американскому профессору Самуэлю Барону в работе над книгой «Кровавое воскресение в Советском Союзе», интервьюировала десятки участников и свидетелей тех событий, включая руководителей государства, например Семичастного. Много чего узнала за это время, но больше всего меня поразил страх, кажется на десятилетия въевшийся в души новочеркасцев. Уже в 1990-е годы, после падения коммунистического режима, не раз слышала: я вот вам сейчас расскажу, а если вернутся коммунисты… Тогда этот страх не казался чем-то надуманным. Впервые я столкнулась с непробиваемой системой сохранения государственной тайны: помните так и не найденную кинохронику? Каждый из руководителей Северо-Кавказского военного округа, непосредственно принимавший участие в тех событиях, знал только свою часть правды. Поэтому так долго не удавалось найти места захоронения жертв расстрела.

Несмотря на кропотливую работу следственной группы, так и не удалось выяснить, кто конкретно выполнил команду Козлова. Ясно только одно - что это были не военнослужащие. Свидетели, видевшие генерала Олешко в тот день, показали, что он все время, как в бреду, повторял: «Команду открывать огонь я не давал, а стрельба была». Было установлено, что военнослужащие, которые по команде Олешко открыли на площади предупредительный огонь из автоматов, действительно стреляли только в воздух, причем часть из - них холостыми патронами. А у свидетеля Кременскова В. П. , проходившего сверхсрочную службу в батальоне связи 18 танковой дивизии, сложилось впечатление, что пулеметная стрельба на поражение велась с чердаков зданий, прилегающих к площади. Свидетель Ласковец Ю. Е. видел на крыше здания Госбанка человека в гражданской одежде со снайперской винтовкой в руках. Но ни в одном архивном документе сведений об исполнителях преступного приказа не содержалось. На вопрос о причинах этого начальник КГБ СССР Семичастный пояснил следователям, что в таких случаях никто не хочет брать на себя ответственность.

Я тоже разговаривала с ним, но у меня сложилось другое впечатление: что отставной генерал так и не сказал правду. 

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №23 от 3 июня 2015

Заголовок в газете: 2 июня — годовщина расстрела рабочей демонстрации в Новочеркасске

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру