Созвучие наций

Уникальный концерт пройдет в Ростовской государственной филармонии

Смелые джигиты и танцующие в народных костюмах кавказские женщины, свежий прохладный воздух, исходящий от горных рек, и бескрайние просторы — это далеко неполный ряд ассоциаций, возникающих под воздействием игры талантливой англо-японской пианистки. Природная тонкость нюансировки Чисато Кусуноки и особенности азербайджано-дагестанских гармоний в музыке Мурада Кажлаева — это удивительное сочетание можно будет услышать в 18:00 в большом зале Ростовской государственной филармонии 3 мая. 

Уникальный концерт пройдет в Ростовской государственной филармонии
Кажлаев Мурад Магомедович

История космической девочки

Чисато Кусуноки — японка по происхождению, испытавшая на себе влияние традиций и культуры нескольких наций. Она родилась в Германии, образование получила в Университетском колледже Оксфордского университета, аспирантуру окончила с отличием в Королевской академии музыки Лондона. Чисато была постоянной посетительницей фонотеки, где часами прослушивала редкие музыкальные записи.Там же она впервые узнала и полюбила музыку Сергея Рахманинова и Николая Метнера. И с тех пор пианистка находится в постоянном поиске новых для себя русских имен.

Чисато Кусуноки более 20 лет живет в Лондоне, но не перестает удивлять публику своими сольными программами. «В ее исполнении можно почувствовать даже запах», — так о Чисато писала британская газета «Таймс». Победы на престижных конкурсах открыли талантливой пианистке двери в такие знаменитые залы, как South Bank Centre London, Sumida Triphony Hall, Victoria Concert Hall, Wigmore Hall и многие другие. Кроме того, она активно сотрудничает с различными камерными оркестрами и BBC Radio 3.

Репертуар Чисато достаточно разнообразен, однако особое место в ее творческой жизни занимают произведения Мурада Кажлаева. Однажды услышав его произведения, она полюбила не только необычныегармонии и ритмы Кавказа, но и в целом этот интересный народ — дагестанцев, — удивительно точно описанный музыкой маэстро.

Первое личное знакомство композитора с пианисткой состоялось совсем недавно — всего около двух лет тому назад в Москве. Чисато назвала встречу «настоящим праздником музыкального искусства». А Мурад Магомедович так высказался о ее выступлении:

— Звучание моих произведений в исполнении Чисато Кусуноки было настолько ярким и убедительным, что можно было подумать, будто она всю жизнь изучала дагестанский мелос, и в частности мою музыку. А ведь это случилось совсем недавно! Вот что значит настоящий и истинный талант!

Плодотворный союз

Осенью 2014 года Чисато Кусуноки совершила международный гастрольный тур с исполнением произведений Мурада Кажлаева. Так, в октябре в концертном зале Центра культуры и дружбы в Лондоне прошел авторский вечер Мурада Кажлаевав с сольным исполнением Чисато Кусуноки.

По приглашению Министерства культуры Азербайджана 19 ноября Чисато выступила с Мурадом Кажлаевым в зале Бакинской государственной филармонии. Бакинцы очень тепло встретили композитора, который в свое время окончил Азербайджанскую государственную консерваторию им. Узеира Гаджибекова. Своим посещением композитор и пианистка порадовали педагогов и учащихся Академии музыки им. У. Гаджибекова и музыкальной школы им. Бюль-Бюля, где учился и Мурад Магомедович.

24 ноября в зале Кумыкского музыкально-драматического театра наряду с известными произведениями Бетховена и Шопена в исполнении Чисато прозвучали и произведения Мурада Магомедовича. Как говорили очевидцы, японская пианистка открыла для дагестанцев «нового Мурада Кажлаева», каждая музыкальная мысль которого была донесена до слушателей с поразительной точностью.

Мурад Магомедович о Чисато: «Я счастлив, что нашел свою исполнительницу, которая по-настоящему услышала и почувствовала мою музыку. Это космическая девочка с колоссальной памятью и невероятным талантом…»

Не только талант, но и трудолюбие Чисато принесли ей всемирную известность, которая, впрочем, никак не повлияла на природную скромность пианистки. И это видно во всем: в ее общении со зрителями, с музыкантами на мастер-классах и даже в записях на ее страничке Facebook. Из-за сжатого гастрольного графика Чисато не всегда успевает общаться с друзьями и поклонниками в социальных сетях, но непременно оставляет комментарии о своих гастролях. Вот лишь один из них: «К сожалению, я так давно ничего не писала. Мне очень жаль. В четверг я буду в одном из самых моих любимых мест — в концертном зале St. George's Bristol, где сыграю произведения Шуберта, Шопена и великих композиторов Кавказа: Караева, Тактакишвили и Кажлаева. Буду с нетерпением ждать вас на моем концерте».

Путь Кажлаева

Мурад Кажлаев — известный композитор, дирижер, педагог, народный артист СССР — родился в 1931 году в Баку. Окончив, как уже говорилось выше, Азербайджанскую государственную консерваторию имени Узеира Гаджибекова, в 23 года уже был принят в Союз композиторов СССР. Затем переехал в Дагестан, где стал преподавателем музыкального училища им. П. И. Чайковского и параллельно — главным дирижером симфонического оркестра Дагестанского радио, а вскоре — художественным руководителем Дагестанской филармонии. С 1963 года в течение десяти лет Мурад Магомедович был председателем правления Союза композиторов Дагестанской АССР. В 1967 году он написал балет «Горянка», а в 1989-м стал главным дирижером и художественным руководителем Академического Большого концертного оркестра имени Ю. В. Силантьева.

В богатой международной карьере композитора есть место и некоторым казусам. Так, еще в советское время «Голосом Америки» в лице Уиллиса Коновера он однажды был назван пакистанским композитором…

За некоторое время до этого Центральный комитет комсомола и Комитет культурных связей с заграницей отправил в Америку 20 молодых специалистов. Когда композитора спросили, с какими известными музыкантами он хотел бы встретиться, среди прочих он назвал имя Дюка Эллингтона. Как раз накануне поездки в Америку Мурад Магомедович вернулся из Африки и под впечатлением написал большой джаз-концерт, партитуру которого взял с собой на всякий случай. И был очень удивлен, когда ему позвонили и сказали, что маэстро готов его принять.

— Я протягиваю ему партитуру. Дюк открывает, внимательно смотрит и говорит: «О, как это интересно!» В тот момент я, как истинный дагестанец, достаю наш коньяк «Юбилейный», Дюк берет бутылку, встряхивает ее и говорит: «О, у вас коньяк такой же густой, как и ваша партитура!»

Когда Кажлаев вернулся в Махачкалу, то через несколько месяцев услышал, как по радио сам Эллингтон играет его концерт… И после прослушивания ведущий «Голоса Америки» Уиллис Коновер сказал:

— Вы прослушали «Экзотический концерт» для джаз-оркестра пакистанского композитора Мурада Кажлаева.

На что Мурад Магомедович уже в дальнейшем ответил:

— Ну, кто в то время на Западе слышал о такой маленькой горной стране, как Дагестан?

Дружба Мурада Магомедовича с Ростовом-на-Дону началась в 60-х годах прошлого века, когда молодой композитор писал музыку для дагестанского аттракциона и жил на последнем этаже цирка. Затем — судьбоносная встреча с Кимом Аведиковичем Назаретовым, работа в Ростовской консерватории, записи пластинок с джаз-оркестром Кима Назаретова, множество творческих встреч в донской столице… Напомним лишь одну, прошедшую в Центре имени Кима Назаретова перед самой его реконструкцией.

Концерт вел сам Мурад Магомедович. Для ростовского зрителя выступали муниципальный джаз-оркестр Кима Назаретова, народный ансамбль восточного танца «Лила», камерный струнный оркестр Училища искусств и весь джазовый арсенал — от детского биг-бэнда джазовой школы им. Кима Назаретова до аспирантов консерватории — выпускников класса профессора Мурада Кажлаева.

Несмотря на весьма солидный возраст, Мурад Магомедович занимает активную жизненную позицию. Пять лет назад он организовал в Дагестане музыкальную школу для одаренных детей, а спустя год создал при школе музей, посвященный дагестанской музыкальной культуре.

На сегодняшний день композитором написано более 350 произведений, а его музыкальные альбомы выпущены в России, Германии, Италии и США. Часть богатого творческого арсенала Мурада Магомедовича прозвучит на концерте в Ростовской филармонии 3 мая. Талантливая пианистка Чисато Кусуноки откроет ростовским слушателям «своего» дагестанского композитора — с удивительными пейзажами и богатейшей палитрой образов, необычно колоритным музыкальным языком и причудливыми ритмами. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру