Разрешите возразить!

С 2014 года чуть более 6 % жителей Ростовской области воспользовались записью к врачу через интернет

На прошедшем расширенном совещании комиссии Совета Федерации РФ и департамента информационных технологий и связи Минздрава России были подняты вопросы внедрения программы информатизации здравоохранения, которую давно уже не критикует разве что ленивый. Государство и регионы вложили в создание государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ) огромные деньги, оснастили все медицинские учреждения страны компьютерами, проложили сети и создали центры обработки данных. IT-компании получили заказы на создание медицинских информационных систем (МИС) разного уровня — от отдельных учреждений до региональных управлений и министерств здравоохранения. Но отсутствие единых требований и нормативных документов привело к хаосу — отдельные фрагменты будущей единой системы созданы подчас по взаимоисключающим принципам, и сложить этот пазл воедино похоже уже не под силу даже для федерального центра. 

С 2014 года чуть более 6 % жителей Ростовской области воспользовались записью к врачу через интернет

3 апреля газета «Республика Татарстан» со ссылкой на республиканское Министерство информатизации и связи сообщила, что «за первый квартал этого года электронной услугой «Запись на прием к врачу» жители Татарстана воспользовались более 1,2 млн раз».

2 апреля ИА «ВолгаИнформ» на своем сайте поместило следующую информацию: «В Минздравсоцразвитии Чувашии подчеркивают, что возможность записи на прием к врачу через интернет является одной из самых востребованных услуг в электронном виде. В Чувашии сервис «Электронная регистратура» функционирует с 2009 года и входит в систему медицинского портала Чувашии, с его помощью жители республики могут записаться к врачам всех поликлиник республики. В целом через электронную регистратуру на прием к врачу записываются 32,1% пациентов (от общего числа обращений)».

18 марта министр здравоохранения и социального развития Республики Карелии Ерванд Хидишян провел заседание коллегии, посвященное результатам работы министерства в 2014 году, на котором отметил, что сервисом электронной записи на прием к врачу в прошлом году воспользовались более 29 тысяч человек (это менее 5% численности населения республики. — Прим. автора).

В Ростовской области в прошедшем году, услугами электронной записи на прием к врачу воспользовались 262111 человек, что, как вы понимаете, составило чуть более 6% населения донского края. Это не может не радовать, во всяком случае, мы не замыкаем список аутсайдеров.

С 2012 по 2014 гг. на развитие услуг электронной записи на прием к врачу в ростовском регионе из федерального и регионального бюджетов было потрачено более 400 миллионов рублей. Много это или мало и почему мы, жители донского края, чуть ли не позади планеты всей? С этим вопросом мы обратились к заместителю министра здравоохранения региона Станиславу Беседовскому.

Отдавая должное Станиславу Григорьевичу, следует сказать, что во время детального разговора он обрисовал, что называется, всю картину в целом. Дорога к исполнению цели, то есть к успешной работе системы, оказалась отнюдь не проста, резюмировал он. Во-первых, сроки, поставленные правительством, были слишком малы для реализации поставленной задачи. В связи с этим Минздрав Ростовской области принял решение разделить работу на несколько этапов. На первом же этапе возникла проблема: оказалось, что ни одна из местных фирм, занимающихся разработкой программного обеспечения для медицинских учреждений области, не имела опыта работы с подобными системами. При этом изначала при создании РС ЕГИСЗ все оборудование для работы системы закупалось каждым медицинским учреждением самостоятельно, что влекло за собой проблемы как в учете закупленного оборудования, так и в контроле бюджетных средств. Поэтому было принято решение централизовать закупки и провести ряд аукционов, чтобы определить уже конкретного исполнителя.

К 2013 году большинство организационных вопросов уже было решено, но появилась иная проблема: банальная нехватка финансовых средств на реализацию и поддержку работы системы записи на прием к врачу. С этим и связаны основные задержки в выполнении определенных этапов работ. Со слов замминистра, даже по изначальным подсчетам (еще на первом этапе) для правильной и отлаженной работы РС ЕГИСЗ потребуется около полутора миллиардов рублей.

Что касается технической стороны вопроса, то свои комментарии добавил заведующий программно-информационным сектором министерства Александр Мельников.

По его словам, на данный момент в 126 учреждениях уже закуплены все необходимые компоненты для работы РС ЕГИСЗ. В остальных же еще нужны некоторые средства защиты или серверное оборудование. Как говорит Александр Леонидович, главное в системе — это защита персональных данных, а ее обеспечение — удовольствие недешевое. Он также подтверждает слова г-на Беседовского о том, что проблема в основном техническая, а вопросы по организации почти все уже улажены. Тормозит весь процесс только нехватка средств для закупки оборудования и программного обеспечения. Если эти средства выделить, то все станет на свои места и система успешно заработает. Только вопрос о количестве необходимых средств остается открытым — точного ответа нет.

В от веет на вопрос о том, что будет с учреждениями, в которых уже работают локальные системы, и будет ли интеграция с ними, я получила недоуменные взгляды. Куда пойдут данные и пойдут ли — непонятно. Но деньги выделять надо, и очень много. Только на первый взгляд может показаться, что все хорошо и план выполняется как надо, однако при тщательном разборе в голову приходит четкая мысль: на сегодняшний день в работе над созданием и поддержкой РС ЕГИСЗ вопросов больше, чем ответов.

«Разложим по полочкам».

Начиная с 2012 года по заказу Минздрава области был проведен целый ряд аукционов на реализацию и функционирование РС ЕГИСЗ в Ростовской области. Суммы, выделенные на эти аукционы, более чем приличные: восьми- и девятизначные.

Аукцион 2012 года. Контракт на оказание услуги по созданию РС ЕГИСЗ. Победитель — ОАО «Ростелеком». Сумма — 362 170 489 рублей.

Аукцион 2013 года. Победитель — снова ОАО «Ростелеком». Сумма — 71 852 809 рублей. Подано лишь две заявки. Одна из заявок была отклонена из-за несоответствия требованиям аукциона.

С аукционом 2014 года дело обстоит уже несколько иначе: деньги на аукционы начали выделяться из средств Фонда обязательного медицинского страхования, т. е. в дело пошли деньги, предназначенные непосредственно для самих лечебных учреждений. Каждое из 44 медицинских учреждений проводило свой аукцион. Предмет контракта — поддержка функционирования уже созданного РС ЕГИСЗ.

«Сухой остаток».

По итогам проведения Минздравом области в первой половине 2014 года аукционов, предметом которых являлся комплексный сервис в целях обеспечения функционирования РС ЕГИСЗ, очевидно, что они состоялись по факту лишь на четверть: 43% закупок отменены решением Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС), 35% не состоялись, а оставшийся «кусок», то есть 22%, достался опять же ОАО «Ростелеком».

По данным того же портала госзакупок, центральная районная больница Миллеровского района заключила договор на создание и обслуживание РС ЕГИСЗ по результатам аукциона, вопреки решению УФАС. Решением комиссии Ростовского УФАС заказчику (ЦРБ Миллеровского района) было выдано предписание № 665/03, согласно которому заказчик должен был аннулировать указанную закупку. Однако данное предписание заказчиком выполнено не было. Более того, заказчиком был заключен контракт в нарушение ч. 23 ст. 99 Федерального закона № 44-ФЗ. Данные о заключении договора находятся на том же сайте госзакупок.

А вот и еще любопытная деталь: несмотря на то что ОАО «Ростелеком» является чуть ли не единственной компанией, способной выполнить госзаказы по части обслуживания РС ЕГИСЗ, эта компания уже была уличена в незаконном завышении цен на свои услуги. 25 июня УФАС признало ОАО «Ростелеком» нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 10 Закона «О защите конкуренции» из-за установления монопольно высокой цены на подключение к интернету. Как-никак косячок для абсолютного фаворита.

После упомянутых выше результатов проведенных аукционов, состоявшихся в первом полугодии лишь на четверть, во второй половине 2014 года последовала куда более неординарная ситуация: 100% закупок, проведенных для медицинских учреждений области в рамках электронной записи на прием к врачу, были вообще отменены (3 — по решению УФАС, 9 —по результатам рассмотрения жалобы, поступившей в УФАС).

От теории — к практике

Давайте попробуем записаться на прием к врачу через интернет сегодня. На все запросы в поисковых системах типа «запись на прием» во главе списка стоит www.gosuslugi-rostov.ru».

На «Госуслугах» можно записаться на прием чуть менее чем в половину лечебных учреждений Ростовской области (65 из 174). И то не всегда и не к каждому врачу.

Статистика записей на сайте госуслуг ведется с 2011 года, и на сегодняшний день уже более 585 тысяч человек воспользовались этой услугой. На вид цифра впечатляет, если не брать в расчет то, что общая численность населения Ростовской области — более 4 миллионов человек, а за три года жители донского края в первичное звено здравоохранения обратились более чем 20 миллионов раз. Получается, что чуть более 2% жителей области воспользовались записью на прием к врачу через интернет. А ведь численность абонентов, имеющих доступ в интернет, по области уже перевалила за отметку в 40%.

Что еще? Например, сайт «записьнаприем.рф» тоже не блещет — лишь 13 активных учреждений.

Еще одна интересная деталь: судя по «грандиозным» аукционам 2014 года, даже те 13 «активных» учреждений получили доступ к региональному сервису ЕГИСЗ только за дополнительные средства (около 16 миллионов рублей). Откуда деньги? Из Фонда обязательного медицинского страхования. Как итог: медицинские учреждения могли бы использовать эти финансовые средства на тот же ремонт, повышение зарплат персоналу, на лекарства, наконец.

Самая большая активность записи на прием в первичное звено здравоохранения отмечена среди педиатрических учреждений. О передовых технологиях в лечебных учреждениях и не менее передовых пациентах рассказал главный врач детской городской поликлиники № 45 Андрей Сергеевич Евдокимов:

— Конечно же, время не стоит на месте и родители все чаще используют все нововведения себе во благо. В том числе и электронную запись на прием. Мы, в свою очередь, стараемся максимально оправдать ожидания наших клиентов, делая весь процесс наиболее простым и удобным. В системе электронной записи на прием поликлиника вместе с филиалами работает с 2014 года, причем вполне успешно.

«К новогоднему столу»

29 декабря (!) 2014 года ЦГБ г. Азова в интересах 74 муниципальных лечебных учреждений проводила аукцион на право обслуживания РС ЕГИСЗ в 2015—2017 гг. Цена вопроса — чуть более 288 миллионов рублей. Было подано пять заявок, где ОАО «Ростелеком», исполнитель всех предыдущих заказов, снова оказалось фаворитом, несмотря на то что 3 других участника предложили одинаково минимальную цену.

Заявки абсолютно всех участников, кроме ОАО «Ростелеком», были признаны не соответствующими требованиям аукционной документации. В частности, причина несоответствия заявки ООО «Связинформ-Ритейл» состоит в том, что один из документов в заявке не был заверен нотариально, хотя ни в требованиях аукционной документации, ни в законе № 44-ФЗ об этом ничего не сказано. Тем более что аукцион проводился в режиме онлайн, поэтому о нотариальном заверении не могло быть и речи.

12 февраля 2015 года при рассмотрении в Управлении ФАС по Ростовской области жалобы ООО «Связинформ-Ритейл» на действия комиссии по проведению аукциона, где мне удалось принять участие, ОАО «Ростелеком» снова отличилось. По правилам проведения аукционов участники и заказчики вообще не имеют права общаться между собой до заключения контракта. А вот представители ОАО «Ростелеком» принимали активнейшее участие в обсуждении вопроса на стороне заказчика — Центральной городской больницы г. Азова. Со стороны складывалось впечатление, что победитель аукциона чуть ли не сам писал техзадание для лечебного учреждения. Казалось, что между заказчиком и участником был некий своеобразный «подготовленный» диалог. По ходу рассмотрения жалобы стало очевидно, что обе стороны были в курсе того, что будет говорить каждый.

На пресс-конференции в агентстве «Интерфакс-Юг» 3 февраля 2015 года министр информационных технологий и связи Ростовской области Герман Лопаткин заявил, что система будет функционировать в штатном режиме только к 2018 году. Тем более непонятно, что вообще будет с РС ЕГИСЗ в 2018 году и сможет ли сам г-н Лопаткин в 2018 году подтвердить вышесказанное. 

После всех этих слов уже кажется, что на саму идею функционирования РС ЕГИСЗ можно махнуть рукой, не говоря уже обо всем остальном. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру