Бегущие от перемирия

В Ростове продолжают оказывать помощь беженцам с Донбасса

Несмотря на объявленное на Донбассе перемирие, в Ростовской области не прекращается поток беженцев. Приграничные регионы уже заполнены и не принимают переселенцев, но в Ростове-на-Дону происходит распределение людей по стране. Ежедневно на железнодорожном вокзале своей очереди на отъезд ожидают сотни граждан Украины. 

В Ростове продолжают оказывать помощь беженцам с Донбасса
В "Добром кафе" с утра до вечера кормят прибывающих на ростовский вокзал беженцев

Все будет иначе

Для Ростова, который минувшим летом пережил мощнейший за всю историю современной России наплыв беженцев, сегодняшние 200—300 человек в день не новость. И государственные ведомства, и волонтерские организации работают по давно привычной схеме. Между ними теперь налажено тесное сотрудничество.

Кроме того, Ростовская область больше не занимается приемом беженцев самостоятельно. Количество пунктов временного размещения сокращается. В начале года, когда беженцы снова стали прибывать на фоне участившихся обстрелов, на Дону их было около сорока. Сейчас — почти вдвое меньше. Базы отдыха пора готовить к летнему сезону, к приему школьных лагерей и других отдыхающих.

Тем не менее регион всегда готов к новому наплыву переселенцев. Как рассказал губернатор Василий Голубев, в случае острой необходимости, как в прошлом году, в приграничных районах будут развернуты палаточные лагеря.

Как быстро растут дети

В марте появился первый склад гуманитарной помощи в центре Ростова, на перекрестке улицы Баумана и переулка Соборного. Это произошло очень кстати, поскольку к концу месяца вынужденно закрылся большой склад на пр. Космонавтов, где работали волонтеры Ростовской епархии и организованного при складе движения «Стоп-наркотик». С начала лета здесь помогали десяткам, а то и сотням людей в день. Также епархия доставляла гуманитарную помощь мирным жителям на Донбассе.

Как сообщается в группе волонтеров «ВКонтакте», помещение освобождено, вещи перевезены «во временные места хранения». Вскоре должен появиться новый адрес склада, но когда это произойдет, неизвестно.

Оксана Завгородняя, работница гуманитарного склада на Баумана и волонтер движения «Добро на Дону», — сама беженка из Горловки. Вместе с семьей она перебралась в Ростов в конце прошлого лета и теперь помогает соотечественникам.

— Когда мы открылись, было и по 50 человек в день, — говорит Оксана. — Сейчас дождь, так что приезжают поменьше, но это временно, конечно.

— Что чаще всего берут?

— Детское. Все ведь понимают, как быстро дети растут и как часто им нужны новые вещи. Что-то отдаем и на вокзал, где тоже сидят семьи с детьми. Там очень холодно, особенно ночью. Еще очень нужны коляски, кроватки. А также все для новорожденных. У нас есть несколько беременных, которым вот-вот рожать, собираем понемногу что-нибудь для их будущих малышей.

В скором времени на складе планируют организовать выдачу средств гигиены, нескоропортящихся продуктов и других необходимых товаров.

Помощь приносят сами ростовчане, один раз целую машину одежды передала «Русская община», которая получает грузы со всей России. Как рассказала Оксана, иногда к ним захаживают и торговцы с расположенного поблизости Центрального рынка. Они приносят сладости и конфеты, чтобы было чем угощать детей.

Еда по талонам

Целый ряд волонтерских организаций задействован в работе «Доброго кафе». Постоянно здесь находятся Южный благотворительный фонд и организация «Пища для жизни», остальные дежурят один-два дня в неделю. Студенты, представители различных церквей и просто неравнодушные горожане каждый день присутствуют и в самом здании вокзала, на втором этаже, в зале, где отъезда ожидают беженцы. Там же круглосуточно находятся представители МЧС, УФМС и других ведомств.

Здесь с утра до вечера кормят прибывающих на ростовский вокзал беженцев, которым спасатели после регистрации выдают талоны на питание. Помещение на безвозмездных условиях предоставил собственник кафе. Еду закупают за счет организации, также иногда продукты или средства дают обычные ростовчане. Волонтеры говорят, что рады любой помощи. Работать им ранее приходилось и в ПВР у границ, и на самом Донбассе.

Меню в кафе довольно разнообразное и меняется каждый день. Всегда есть первое, второе, чай и натуральный сок для детей, находятся также фрукты, печенье и конфеты. Кафе работает до 19—19:30, но нередко бывает, что большая группа прибывает позднее и волонтеры, получив сообщение с вокзала, задерживаются, чтобы всех накормить.

Так и получилось, когда мы общались с волонтерами Южного благотворительного фонда в минувшую среду. Едва куратор Тамара приняла решение, что уже можно расходиться, ее попросили принять сразу 17 человек, из которых четверо — дети.

— Конечно, пусть подходят, — говорила в трубку Тамара, одновременно показывая волонтерам, сколько порций делать, когда к дверям уже подошли двое самых быстрых с талонами на всю группу.

Всем раздали еду, рассадили за столики. Несмотря на большое количество маленьких детей, было тихо, малыши спокойно ждали, когда им принесут тарелки с едой, и безукоризненно соблюдали принятое здесь правило: положено все съедать до конца.

Приезжие оказались жителями Донецка. Большинство из них отправились в Центральную Россию той же ночью. Здесь же им дали и сухпайки, а отцу семейства подобрали пару обуви.

— Даже не думала, что мы так поздно вечером приедем и нас сразу обогреют, накормят, — сказала, прощаясь, одна из женщин.

Необыкновенные истории

За время деятельности у волонтеров собралось немало потрясающих историй. Одну из них рассказала Тамара.

Летом, тоже вечером, к ним в кафе подошли двое мужчин из Донецка, прибывшее только что, и попросили накормить хотя бы только детей. У одного было трое, а у второго… 14, и все свои. Волонтеры едва могли поверить в такое чудо, и мужчина даже показал им паспорт, сплошь исписанный на страницах «дети». Ребята пришли строем, за ручку, как в пионерском лагере.

Больше всего, рассказывает Тамара, ее поразили добрые, искренние глаза детей. А также то, как они относились к отцу и друг к другу.

— Мы расставили на столиках дольки апельсина, а на последний не хватило — рассказывает куратор. — Там был мальчик, по возрасту где-то класса третьего. Я ему сказала: «Подойди, возьми с другого столика». Он немного взял. Я сказала: «Возьми еще», а он ответил: «Мне достаточно, пусть малыши кушают».

Семья оказалась верующей. Дети сами рассказали Тамаре: «Мы каждый день молимся». Как оказалось, им пришлось уехать, когда прямо возле дома разорвался снаряд. Отца в тот момент не было дома. Старший сын затащил маму и младших детей в дальнюю комнату, и, когда вел последнюю малышку, произошел взрыв, девочку зацепило осколками. В тот же день было принято решение ехать в Россию.

Голод и артобстрелы

Можно быть не военным специалистом, а простым ростовским волонтером, чтобы понимать, как выглядит «перемирие» на Донбассе. Ведь люди продолжают бежать оттуда в Россию.

Пожалуй, сейчас им проще, чем летом. Не нужно ждать организованной эвакуации, поскольку регулярно ходит междугородный транспорт, на границе не ведутся бои. На территории Ростовской области вся граница находится под контролем ополчения, и у людей не возникает проблем с выездом. В большинстве населенных пунктов есть электричество, связь и интернет, так что перед выездом можно пообщаться с волонтерами и почитать российские законы, касающиеся вопросов миграции.

Однако финансовое положение приезжих не становится лучше, скорее наоборот. В ДНР и ЛНР в первых числах апреля только начали выплачивать пенсии. Их, как и другие социальные пособия, Украина заблокировала еще в прошлом сентябре. В городах, а особенно в селах, бушует безработица. От всего этого, так же как и от артобстрелов, и бегут мирные жители. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру