Современное информационное поле давно уже существует не само по себе, а как набор особых инструментов для формирования и управления общественным мнением. Поэтому кроме обычных проходных новостей аудитория ежедневно получает инъекцию «маркерной» темы, с помощью которой те или иные силы стараются решить текущие или долговременные задачи. Ряд признаков говорит о том, что события во Франции, когда жертвами террористических актов стали скандальные карикатуристы, полицейские и простые горожане, могут быть как раз таким «маркером».
Про так называемое «Окно Овертона» многие читатели уже наверняка знают. Это теория, описывающая модель, с помощью которой неприемлемые для общества идеи могут попасть в «окно возможностей», где их могут сначала начать открыто обсуждать, потом робко поддерживать, а потом уже пропагандировать и даже возводить в норму с помощью закона. Причем речь может быть о чем угодно, от гомосексуализма до людоедства. Модель назвали в честь ее автора Джозефа Овертона, вице-президента центра общественной политики Mackinac Center, погибшего в авиакатастрофе в 2003 году. Покойный сформулировал активно используемый сегодня элитами метод, с помощью которого вещи, еще вчера казавшиеся аморальными или немыслимыми, становятся в порядке вещей для широкой публики. Поговаривают, что именно из-за обнародования им этой идеи с ним и приключилась трагедия.
Что же касается трагедии с коллективом «Шарля Эбдо», в оскорбительной форме высмеивавшим широкий круг тем — от политиков до мусульманских и христианских ценностей, — то многие аналитики сомневаются, что эта история так проста, как ее мгновенно представили западные СМИ. Скорее всего, даже если исполнителями и стали радикалы-исламисты, то выгодополучателями от всей истории могут быть совсем другие силы. И их целями может оказаться не только «Аль-Каида» или «ИГ», но и Россия.
Виновные или козлы отпущения?
Несуразность поведения французских террористов не сильно отличается от глупого поведения террористов в США или в России, «случайно» оставляющих на месте теракта документы. Паблик общественно-политического альманаха «Острог» в сети «ВКонтакте» предполагает, что виновных просто «назначили»:
«Полиция затем находит машину, а в ней — сюрпрайз! — удостоверение личности одного из братьев Куаши. 100-процентный фейл. Разумеется, они арабы-исламисты, связанные с «ИГ», «Аль-Каидой» и сатаной, и проходят по всем картотекам антитеррора в евро-атлантическом блоке. Дело чести Франции — быстро задержать террористов. Этого хочет вся Европа, и ударить в грязь лицом нельзя. А так как версий, по-видимому, нет, придется отдуваться братьям Куаши. Понявшие это братья бегут, но их настигают на севере страны и обкладывают, как волков. Они берут заложника и вступают в переговоры, пытаясь объяснить, что не имеют отношения к теракту на улице Николя-Аппер. Но так как они уже назначены, суть переговоров сводится к выбору: либо они берут акт на себя и остаются живыми, представ перед судом с уже готовыми показаниями, либо продолжают упорствовать — и умирают».
Сами вскормили?
Между тем такая точка зрения вряд ли станет распространенной на Западе, где большинство СМИ предпочитают строить свою аналитику по четко заданным элитами ориентирам. Вряд ли коллеги погибших расскажут своей аудитории и о том, что их государство, поддерживавшее и словом и делом «арабскую весну», само вырастило себе проблему в лице мусульман, привыкших решать вопросы с оружием в руках. Вот что пишет по этому поводу редакция Агентства политических новостей (АПН): «Сам факт спокойного существования во Франции боевиков «Исламского Государства» и их яркого, но нетолерантного выступления является вовсе не «эксцессом межцивилизационного столкновения», не «злоупотреблением гостеприимством». Он является логическим продолжением политики французского государства, которая систематически проводилась в последние годы.
Господа из руководства Французской Республики позволили себе активно поучаствовать в раскрутке исламистских террористических движений, которые выступили тараном для смены власти в Тунисе, Ливии, Египте и едва не свалили светские власти Сирии.
Французское государство не просто попустительствовало этим людям, оно оказывало им активную организационную, финансовую, учебную, логистическую, а в Ливии — даже и прямую военную поддержку. Прямым и явно запланированным результатом действий французских властей стало превращение Ливии и части Сирии в дикое поле, контролируемое террористами. Мы даже не будем обсуждать мотивы. Мы просто укажем на то, что в лучшем случае мы сейчас в Париже обнаружили ситуацию когда «бомба взорвалась в руках террориста» — произошло внеплановое срабатывание живого оружия, которое готовилось к применению по соседям».
1:200
Тревоги, возмущение и скорбь французов для россиян, безусловно, понятны. Кому, как не нам, их понимать. Ведь у нас были и Беслан, и «Норд-Ост», и подрывы жилых домов… Вот только солидарность мировой общественности и политиков с французами выглядит несколько лицемерной и однобокой. Ведь практически в это же время в мире произошли два теракта, куда более массовых и кровавых, чем во Франции. Но мировые СМИ их почти не замечают. И уж конечно Порошенко сочувствовать поедет не им, ведь не от них он ждет кредитов и давления на Россию.
«В городе Бага, Нигерия, погибли более 2 тысяч человек, причем значительная часть просто сгорела в огне. Третий теракт — в Йемене — тоже был из разряда крупных, в нем погибли 56 человек. Тем не менее понятно, что французов интересует только их ситуация. За что упрекать их нелепо. Правда, участие официальных лиц других государств в их марше на фоне других массовых убийств выглядит крайне двусмысленно: значит ли это, что 12 французов стоят гораздо дороже 2 тысяч нигерийцев или 50 йеменцев? Или кавалькада президентов и министров иностранных дел после Парижа двинется в Сану и Абуджу, выразить солидарность и с этими жертвами терроризма?» — вопрошает в своем блоге Эль-Мюрид. Он же пытается и дать ответ на свой вопрос:
«Понятно, что французским политикам это все глубоко безразлично — у них у самих руки по локоть в крови африканских и азиатских «дикарей», которых убивают во имя интересов Франции их каратели и местные политические марионетки типа того же Порошенко. К ним вопросов нет. Однако самая свободная в мире пресса, готовая умирать за право задавать острые и даже за гранью приличия вопросы, тоже молчит. Французские СМИ спокойно относятся к тому, что призывать бороться с террором будет такой же террорист, против которых они завтра намерены выйти. Шизофрения — естественное состояние современного общества, которое совмещает несовместимое. Мероприятие изначально запланировано, как политический шабаш, ничего общего не имеющий с заявленными целями. Протест французов цинично используют, после чего все вернется на свои места. Порошенко поедет убивать дончан, Олланд — принимать новые законы о ликвидации французской идентичности, террористы будут деловито исполнять приказы тех, кто оплачивает их работу».
Ему вторит у себя в блоге профессор Сергей Лопатников:
«Республиканский марш? Теракт, конечно, это очень, очень нехорошо. И даже очень плохо. И траур понятен. И можно только посочувствовать жертвам теракта.
Но где марши глав правительств и прогрессивной общественности в связи с терактами на Дубровке, в Беслане, взрывами самолетов, гибелью абсолютно невинных детей в московском метро? Где «Я — колорад» после чудовищного сожжения десятков невинных в Одессе? А как с жертвами терактов в Нигерии? В Индии? в Ираке?»
Мишень — Россия?
Пафос блогеров вполне понятен. Двойные стандарты давно стали визитной карточкой Запада, о чем там даже не особо стесняются говорить. Хуже то, что есть силы, которые попытаются возмущение и протест масс направить не на истинных виновников трагедии, а на… Россию. И такие попытки уже предпринимаются.
«Если бы парни с автоматами кричали не «Аллах Акбар!», а «Хероям слава!», на убийство 12 человек никто бы привычно не обратил внимания», — грустно иронизирует в «Твиттере» Лев Щаранский. Увы, такова нынешняя политическая реальность. Называть черное белым и наоборот учатся по примеру Запада и новые власти Украины.
«Кто-то может сказать: «Антитеррористическая операция против возглавляемых Россией террористов, которую ведет Украина, не коснется нас». Но это произошло. Это произошло в Канаде, Австралии, Бельгии. Вчера это случилось во Франции», — заявил премьер Украины Яценюк, находясь с визитом в Берлине. Таким образом, фактически уравнивая в глазах европейцев Россию и террористов.
Что и говорить, поводы выставлять Россию жупелом порою дают и представители российской элиты. Вот как об этом пишет скандальный ресурс «Спутник и Погром»: «Рамзан Кадыров между тем вдохновился примером братьев Куаши и объявил олигарха Ходорковского своим личным персональным врагом за призыв публиковать карикатуры на пророка Мухаммеда. Швейцарским единоверцам Рамзан посоветовал «призвать беглого уголовника к ответу». Кроме того, Кадыров уже успел объявить персональный джихад радиостанции «Эхо Москвы» за исламофобию и оскорбление мусульман.
Напомним, что уже почти подошел срок выплаты Ходорковскому и его друзьям 50 миллиардов долларов компенсации за «ЮКОС». Вскоре Рамзан Кадыров наверняка объявит своими личными персональными врагами дефолт, доллар, экономику и мировую финансовую систему».
Впрочем, врагам и клеветникам России иногда не нужно никаких поводов для того, чтобы попросту солгать, очерняя РФ. Украинский ресурс «Ньюс Дэйли ком», даже оформление которого попахивает нацизмом, то ли запустил, то ли растиражировал «утку» о чеченском следе в деле терактов во Франции: «Экспертиза пуль из автоматов террористов показала, что они отстреляны из АК103, которые стоят на вооружении у полиции Рамзана Кадырова. По информации полиции, братья Куаши являются выходцами из Алжира и ранее участвовали в вооруженных конфликтах в Чечне», — фантазирует ресурс.
Таким образом, радикальные украинские СМИ стараются поспеть вслед за своими политиками, связывая в сознании массового обывателя Россию и терроризм. А с учетом того, что официальный Берлин пока промолчал на выходку Яценюка, заявившего про советское вторжение в Германию и Украину во время Второй мировой, общественное мнение европейцев и американцев вполне может оказаться к этому восприимчивым.
События между тем развиваются, и вот уже в Германии сожгли редакцию, перепечатавшую карикатуры из «Шарля Эбдо» в знак солидарности. Слава Богу, без жертв.
«События плавно перетекают из Франции в Германию. Возможно, что нужно сплотить две ведущие страны Европы для борьбы с новым всемирным злом. В то, что за всеми безобразиями стоят исламисты, верится все меньше и меньше. Особенно в свете того, что АНБ вдруг встрепенулось и сообщило по всем СМИ, что, по данным перехватов телефонных разговоров, готовятся новые теракты по всей Европе. Реальная информация о реальных терактах всегда является строго секретной, так как позволяет спецслужбам теракты предотвращать. Когда такого рода предупреждения появляются в общем доступе, единственная цель, которую они преследуют, — нагнать больше страха и паники», — пишет блогер Эль Мюрид.
Вопрос в том, кого Запад назначит виновным после того, как нужный градус страха и паники будет достигнут? После истории с обвинением России в гибели «боинга» над Донбассом и вторжении туда российских войск нет никакой уверенности в том, что вместо «ИГ» и «Аль-Каиды» всех собак не попытаются повесить на нас.