Некоторые военные пенсионеры и не догадываются о том, в каком долгу — во всех смысла слова — перед ними Родина. А выяснив это, зачастую случайно, они вынуждены судиться за положенные надбавки к пенсии. Речь, кстати, идет не о миллионах, а всего о нескольких тысячах рублей в год. Выходит, на войну они попали вовремя, рисковали жизнью и здоровьем тоже когда требовалось, а долг забрать обратились слишком поздно, а потому за сроком давности заслуги перед отечеством обнуляются? С какими проблемами столкнулась пенсионер Вооруженных сил Российской Федерации в Ростове-на-Дону при оформлении пенсии и почему покой и достаток ей только снятся, разбирался корреспондент «МК на Дону».
Ветеран? Докажи
Жительница города Ростова-на-Дону, старший сержант Вооруженных сил Российской Федерации в 2008 году вернулась со службы в Чечне и ушла на законную пенсию. Более 12 лет она была связисткой в этом регионе. Случайно она узнала, что военкомат не начисляет ей положенные надбавки к пенсии со времени ее отставки. Речь идет о деньгах, которые должны начисляться ветеранам боевых действий, как написано в статье 45 «Повышения пенсий некоторым категориям пенсионеров» Федерального закона РФ № 4468-1 от 12 февраля 1993 года.
— 28 августа этого года по очередному вызову я пришла в отделение социального и пенсионного обеспечения Отдела военного комиссариата Ростовской области по Октябрьскому и Ворошиловскому районам Ростова-на-Дону для очередного представления затребованных ими от меня документов, — рассказывает «МК на Дону» сама старший сержант в отставке В. — Представитель из этого отделения в ходе рассмотрения моих документов заявила, что ей неизвестно, что я являюсь ветераном боевых действий, и поэтому мне не был начислен установленный законом размер пенсии.
Стоит сказать о том, что должностные лица, как говорит В., признали факт невыплаты ежемесячной доплаты к начисленной пенсии. Правда, ответственность за эту невыплату они возложили на нее.
— По сути, я была обвинена в том, что я якобы редко у них бываю, а также в том, что они не знали, что я являюсь ветераном боевых действий. Хотелось бы понять, что значат слова «редко бывающий у государственных служащих пенсионер», — возмущается В.
В тот же день в военном комиссариате она написала письменное заявление о том, что является ветераном боевых действий и просит должника произвести все законные выплаты за весь период ее нахождения на пенсии. Хотя, как утверждает сама В., она предоставляла все необходимые документы по приезде из Чечни.
— Еще в апреле 2008 года я представила вместе с предписанием командира части о направлении в военный комиссариат для оформления законной пенсии все имеющиеся документы, в том числе удостоверение ветерана боевых действий, военный билет и другие документы, которые мне просто вернули назад, — говорит В. — Мое личное дело в военный комиссариат пересылалось воинской частью, в которой я проходила службу и с которой обязаны были в установленном порядке общаться должностные лица военного комиссариата.
Через две недели по телефону ей сообщили, что в ее личном деле отсутствуют необходимые данные для производства денежных выплат к пенсии и что она должна идти и доказывать свое право на получение доплат, указанных в статьях 45 и 46 закона РФ от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...».
Судебные состязания — кто кого?
12 октября 2014 года пенсионер В. оформила иск к военному комиссариату Ростовской области и его подразделениям социального и пенсионного обеспечения. А 3 декабря впервые встретились в Октябрьском районном суде старший сержант ВС РФ в отставке В. с представителем военного комиссариата г-жой П. На первой же встрече представитель ответчика не признала вину военкомата в том, что надбавка не выплачивалась с 2008 года, но согласилась с требованиями истицы частично — с 15 сентября 2013-го по 30 сентября 2014 года. Следующее заседание было назначено на 11 декабря.
Ответчик, опять-таки не признавая вину военного комиссариата, опиралась в первую очередь на закон № 4468-1 от 12 февраля 1993 года «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу».
— Статьей закона оговорено, что пенсия носит заявительный характер, — заявила ответчик П. — Более того, пенсионером должен быть предоставлен полный пакет документов для начисления пенсии и надбавки. Если не собран полный пакет документов, пенсионер может предоставить недостающие документы в течение трех месяцев.
В прениях на вопрос истицы, каких же именно документов не хватило для оформления надбавки, ответчик перечислила целый список.
— Конкретно в деле не хватило выписок из приказов о боевых действиях. В послужном списке истицы в материалах дела не отражена командировка в Северо-Кавказский регион. Также не имеются архивные справки о количестве дней непосредственного участия в боевых действиях. Нет справки из войсковой части, в составе которой истец принимала участие в боевых действиях.
На вопрос, каким образом вообще ее личное дело попало в военкомат, ответчик сказала, что личное дело формируется из нескольких пакетов документов, которые присылают различные, территориально разрозненные органы — войсковая часть, к примеру, а также присылаются денежные аттестаты и выписки из приказов.
Парадокс заключается в том, что ветераном боевых действий ответчик истицу признал-таки — с 2004 года, но выплачивать надбавки со времени ее ухода в отставку не согласился.
Суд обязал ответчика иск удовлетворить, однако представитель военного комиссариата может обжаловать это решение.
Ответы — в законах
Если обратиться к статье 58 «Выплата пенсии, не полученной своевременно пенсионером» уже упоминавшегося Федерального закона от 12 февраля 1993 года № 4468-1, можно сделать вывод, что, по сути, ответчик в любом случае нарушает законодательство. Цитата: «Сумма пенсии, начисленная пенсионеру из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, но не востребованная им своевременно, выплачивается за прошлое время, но не более чем за три года перед обращением за ее получением. Сумма пенсии, не полученная пенсионером своевременно по вине органа, назначающего или выплачивающего пенсию, выплачивается за прошлое время без ограничения каким-либо сроком».
То есть даже если виновен истец, который по тем или иным причинам не подал вовремя все необходимые документы, то вернуть ему должны надбавки за три года. А если в отсутствии недостающих документах пенсионер не виноват, то срока давности по выплатам нет вовсе.
Для того чтобы понять не только что делать, но и кто виноват, можно обратиться к документу, раскрывающему суть работы военных комиссариатов. А именно — к Указу Президента РФ (последний и ныне действующий Указ от 7 декабря 2012 года № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах». В пункте 32 говорится о том, что военный комиссариат обязан осуществлять учет граждан, являющихся ветеранами боевых действий. А пункт 35 свидетельствует о том, что этот орган должен принимать участие в работе (включая подготовку и направление соответствующих запросов) по розыску архивных документов, подтверждающих участие граждан, уволенных с военной службы, и так далее.
Справедливо было замечено истцом, что если бы суд не удовлетворил иск, то завтра ответчики затребовали бы от пенсионеров доказывать наличие того или иного звания, а также должности, с которой они вышли на пенсию. Выслуга лет также могла бы подвергнуться сомнению, которое необходимо развеять в суде.
— Некоторым пенсионерам отдельно придется заявить о том, что они герои. и об этом нужно кричать во всех инстанциях, кто-то должен будет заявить о том, что он фронтовик, — возмущается истица В.
Защита от Родины?
В августе 2010 года все новостные ленты пестрили информацией о том, что Страсбургским судом были признаны массовые нарушения прав военных пенсионеров России. Кстати, речь шла о Новочеркасске.
Тогда Европейский суд по правам человека судился с Российской Федерацией. Причина исков — невыполнение военными комиссариатами уже принятых судебных решений. С 2004 по 2007 годы военные пенсионеры вынуждены были отстаивать повышение своих пенсий в судах в связи с повышением должностных окладов. Мировые суды, а также суд новочеркасский признали право пенсионеров на выплаты. Однако военкоматы, как писали тогда различные средства массовой информации, сначала ссылались на остановку исполнительного производства из-за прокурорской проверки, а затем потребовали пересмотра судебных решений. В итоге дела пенсионеров попали в президиум Ростовского областного суда, который отменил все принятые ранее судебные решения, отправив их на пересмотр.
В итоге Европейский суд поддержал иск военных пенсионеров и обязал Российскую Федерацию выплатить им в общей сложности около 700 тысяч евро компенсаций морального и материального ущерба. И уже в ноябре 2009 года Страсбургский суд перестал принимать жалобы от россиян по таким делам, поскольку их стало поступать слишком много.
Не собрали вовремя документы, не доказали свое право… Складывается впечатление, что Чечня — это события сродни Куликовской битве, информацию о воевавших в которой можно собрать, разве что изучая летописи.
Не хочется верить в то, что, рискуя своим здоровьем и счастьем близких, вот так в один миг просто станешь «отработанным материалом» — униженным и бесправным. И кстати, произойдет это, скорее всего, по решению гражданских людей, которые с недавних пор работают в военных комиссариатах. А ведь разница в понимании военных процессов, долга и зачастую чести у гражданского населения и тех, кто воевал, огромная. Тем, кто не был на войне, вряд ли удастся понять психологию военных, тем более участников боевых действий. И пусть для таких гражданских суд будет самой горячей точкой, в которой они побывают, яростно защищая карманы военных комиссариатов.