«Лучшее в мире» образование отстает
О том, что школьное образование сводится к пустому заучиванию формулировок, написано уже столько, что даже не хочется повторять. Теперь, правда, досужие домыслы получили вполне конкретное подтверждение в виде результатов международных исследований.
— Если кратко, — поясняет мне директор школы № 16 из села Кулешовка Азовского района Александр Микаэлян, — есть такие тесты: PIRLS, TIMSS и PISA. С первыми двумя у наших школьников все хорошо — они в числе мировых лидеров. Но PIRLS и TIMSS оценивают качество теоретических знаний. А вот по результатам PISA, который проверяет умение применять эти самые знания в жизни, наши дети отстают, показатели ниже средних по миру.
Это не личное мнение директора. К таким выводам пришли эксперты на апрельской Международной научной конференции в Высшей школе экономики. И все же в Кулешовку я приехал не случайно. Школа № 16 — одна из всего лишь шести на всю область, где 28 октября писали НИКО — национальное исследование качества образования. Выбирали для полноты картины как городские, так и сельские учебные заведения. Первый шаг — тест школьников 5—7-х классов по математике — уже позади. Дальше, если верить Рособрнадзору, в апреле 2015-го будет тест для начальной школы по русскому языку, а в октябре 2015-го — информатика для 8—9-х классов.
Потом, если все пойдет по плану, будут вноситься какие-то изменения в школьную программу.
— Процесс начался с введения ФГОС-2, — говорит Александр Микаэлян. — Это новый образовательный стандарт. Пятые классы уже учатся по нему и заметно отличаются от старших товарищей. Они активнее, лучше понимают, зачем им это надо.
— А можно посмотреть сами задания? — спрашиваю я у директора школы.
— Настоящие КИМы — нет. А вот демоверсия доступна на сайте.
— Ну, а сами расскажете?
— Там много логических заданий. Знаете, есть загадка: «Как положить слона в холодильник в три действия? Ответ: открыть холодильник, положить слона, закрыть холодильник. Следующий вопрос: а как положить оленя в четыре действия? Ответ: открыть холодильник, достать слона, положить оленя, закрыть холодильник».
— Сомнительно...
— Однако эта задача учит, что все взаимосвязано, и этим она полезна.
От слов к делу
Вытянуть из пятиклашек развернутое мнение о действующей школьной программе вряд ли возможно. А вот рефлексия по поводу проведенного тестирование — налицо.
— Что было сложного? — спрашиваю детей.
— То, что здесь у нас Ольга Алексеевна добрая-хорошая, а на тесте — какой-то незнакомый дядька.
— А еще?
— Что единицу надо одной черточкой писать. Мы-то не так привыкли.
Технические моменты — абсолютно егэшные. Но это форма. Может, хотя бы содержание будет чем-то отличаться?
— Какие задания были?
— Ну, например странная задача была: нарисованы рядом шкаф и диван. Никакой линейки рядом нет. Известно, что высота дивана — 110 сантиметров. Надо прикинуть высоту шкафа, — поднявшись из-за парты выдает мальчик.
— И почему же тебе эта задача показалось странной? — спрашивает его директор.
— Потому что цифр конкретных нет. Прикинуть...
— Дети, кто понимает, зачем это? — продолжает директор.
— Глазомер развивать! — отзывается другой ученик.
Я радуюсь — уже сдвиг в положительном направлении. Наконец-то школа решила хотя бы немного заняться практическим применением разрозненных цифр и фактов.
— Ребята, а есть у вас предметы, которые вы учите больше, потому что считаете более нужными?
— Все предметы надо учить, а то ведь можешь не поступить... — отзывается кто-то.
А вот этому я бы уже не радовался. Потому что у этого ребенка в голове уже сложилась цепочка: школа нужна для вуза, вуз — для работы. Цепочка, в общем-то, правильная, только в ней недостает того, ради чего школа, собственно, и нужна: понимать и применять. А у детей в голове — «поступить».
— Образование — это твой хлеб, — сказал мне пятиклассник.
И это тоже верно, кто бы спорил. Но образование — это еще и мировоззрение, взгляды, житейская мудрость. А в первую очередь — умение разбираться в окружающей действительности. Школа этому, конечно, учит, но система устроена так, что отвлекающих факторов слишком много. Впрочем, и с «хлебом» бывают проблемы.
Научите жить, а не сдавать ЕГЭ!
Десятиклассники из кулешовской школы толком не знают, куда будут поступать. Тех, кто уже определился с выбором, прошу поднять руку. Поднимают два человека. Спрашиваю, что хотели бы изменить в школьном образовании. Смелая девочка Ангелина Бурыченко ратует за обучение предпринимательству. Такой предмет в школе № 16 уже есть, в качестве эксперимента. Но школьница хочет больше!
Мысль, может, несколько меркантильная, но вполне в духе исследований, проводимых среди младших товарищей Ангелины. Что это, если не желание сделать школьные знания полезными в реальной жизни? Сможет ли накормить умение решать биквадратные уравнения, еще не известно, а вот основы предпринимательства — смогут.
Правда, уже в 11-м классе ребята думают совсем иначе. Их мечта — максимально разгрузиться от всего, что не способствует успешной сдаче ЕГЭ. Убрать физкультуру, ОБЖ, любимые Ангелиной основы предпринимательства, а еще домашние работы.
Укорять ребят за такую позицию нельзя, для них пресловутый государственный экзамен сейчас на первом месте — полгода до него осталось. Вот только щупальца этого страшного чудища дотягиваются и до ребят помладше. А это уже плохо: им бы учиться, развиваться всесторонне, а у них в голове этот бездушный ЕГЭ. Где успех, ко всему прочему, зависит еще и от правильного заполнения бланков. Стоит ли забивать этим голову с пятого класса?
И, что интересно, учителя эту зацикленность на ЕГЭ часто поддерживают. Ведь от того, как дети его напишут, зависят их показатели.
Что же получается: школьное образование — это не хлеб, не мировоззрение, а просто одиннадцатилетний путь к ЕГЭ? Так, может, и форма НИКО, которое проводилось в 5—7-х классах, выбрана неспроста, а «чтобы дети к ЕГЭ привыкали»?
Директор, впрочем, прошедший тест подготовкой к госэкзамену не считает:
— Такую форму сделали из-за хронического недоверия. Недоверия всех ко всем. А фальсифицировать такой тест не так-то просто. Хотя у нас такой цели и нет. Зачем?
Скорее дать свободу
В разговоре Александр Левонович роняет очень красивую фразу. Целый афоризм:
— Кроме ЕГЭ есть душа, свобода. Мы не сводим свою работу только к передаче знаний. Лишь свободный человек может быть счастлив. Но счастье должно начинаться с учителя.
Этого тоже катастрофически не хватает. Когда уж там и без того загруженному педагогу заострять внимание на применении знаний, если нужно получить сносно написанные контрольные работы и переходить к новой теме? Вот и останется в памяти от практики только пара строк в учебнике. И то — если их прочтут. Особенно больно, если такое происходит с такими предметами, которые без практического применения и вовсе бессмысленны.
— Очень хорошо, что дети знают о двоичной системе счисления и о том, что первую вычислительную машину изобрел Чарльз Бэббидж. А Windows они смогут переустановить? — спрашиваю я Сергея Бабича и Романа Селиванова — молодых преподавателей информатики в кулешовской школе. — А то в мое время главным желанием педагога было отогнать нас от компьютера. Чтобы не сломали.
— Процентов 90 всего материала — это практика, — отвечают учителя. — Обычно первые 20 минут дети что-то изучают, другие 20 минут — за компьютерами. Учим и основам офисных программ. Это пригодится, всем же писать курсовые, дипломы...
Без слонов в холодильнике
Сгорая от любопытства, рассматриваю демонстрационную версию НИКО. Вот разделенный на клеточки прямоугольник. Задание — закрасить две трети. Вспоминая, с каким скрипом у меня самого шли обыкновенные дроби, понимаю, что задание хорошее. Наглядное. Впрочем, ничего нового — у нас тоже такое было. Еще есть куча задач на внимательность из разряда «верно или неверно суждение?». Максимальный «креатив», который удалось найти, — предложение прикинуть величины и их возможные значения. Например, что может достигать 30 метров — рост ребенка, толщина листа бумаги, высота дома или автобусный маршрут. Не густо, могли бы посильнее фантазию включить.
— Александр Левонович, а когда, хотя бы примерно, дойдет дело до массовых изменений в системе?
— Думаю, это ощутят на себе дети, которые пойдут в школу лет через пять, — ответил директор. — Хотя направление уже задано, вы же сами видели, как пятиклассники отличаются от более старших ребят.
Да уж… Ну и медлительная же черепаха это школьное образование! Но кажется, что она наконец повернулась в правильную сторону.