Возможность увеличения сроков и сумм микрозаймов для предпринимателей не раз обсуждалась участниками рынка. Поддержал их инициативу и губернатор Ростовской области Василий Голубев. Не так давно депутаты Законодательного Собрания внесли в Государственную Думу РФ законопроект об увеличении суммы микрозайма до 3 млн рублей. А срок, на который будут предоставляться денежные средства, может быть увеличен до 3 лет. Рассмотрение этого законопроекта должно состояться уже на осенней сессии 2014 года. О том, почему назрела такая необходимость, рассказала Наталья Крайнова, директор самой крупной в России некоммерческой микрофинансовой организации — некоммерческого партнерства «Ростовское региональное агентство поддержки предпринимательства».
«Да, действительно, один миллион на один год — этого уже недостаточно для малого бизнеса. Этот срок слишком короткий, проект за один год, как правило, не окупается. А сумма слишком мала, так как оборот даже у начинающих предпринимателей существенно выше», — отмечает Наталья Крайнова. По ее словам, необходимо расширение возможностей микрофинансирования в России, а для этого надо внести изменения в законодательство и увеличить фондирование МФО. По ее словам, некоторые участники рынка стали выдавать займы на срок до 3 лет. «То, что некоторые некоммерческие микрофинансовые организации решили пренебречь действующим правилами, ставит нас в неравные условия. Но мы будем работать согласно установленным нормам», — говорит Наталья Крайнова. По ее мнению, есть основания полагать, что инициатива будет принята на законодательном уровне. Лишь после этого можно будет действовать по новым правилам выдачи микрозаймов.
По словам Натальи Крайновой, деятельность некоммерческих МФО связана со значительным количеством проблем, существующих в отрасли на данный момент. Во-первых, для качественного регулирования сектора нужна возможность определения доли рынка некоммерческих микрофинансовых организаций, которой сейчас нет. «Я считаю, что с учетом значительной доли некоммерческого микрофинансирования (по данным Минэкономразвития РФ, объем капитализации некоммерческих МФО, финансируемых из федерального бюджета, — 17,4 млрд руб.) для организации результативной работы с сектором целесообразно организовать сбор статистической информации, которая позволила бы получить четкое представление о ключевых показателях деятельности сектора некоммерческих МФО в РФ», — отмечает Наталья Крайнова.
Во вторых, требуется учитывать специфику правового регулирования деятельности некоммерческих МФО, которое является более сложным, чем для коммерческих микрофинансовых организаций, так как включает в себя не только необходимость соблюдения Федерального закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» и требований, устанавливаемых Центральным банком РФ, но и обязательное соответствие стандартам и условиям, установленным приказами Министерства экономического развития РФ, а также региональными органами власти. «В этой ситуации Банк России и Министерство экономического развития РФ как основные регуляторы деятельности некоммерческих МФО должны синхронизировать свои действия по формированию единообразного правового поля и стандартов деятельности некоммерческих МФО, выделить правовой статус некоммерческих МФО как специальный и осуществлять правовое регулирование их деятельности с учетом данного статуса, а также принимать во внимание основную цель деятельности некоммерческих МФО — развитие малого и среднего предпринимательства», — поясняет Наталья Крайнова.
По ее словам, с 1 июля 2014 года рынок микрофинансирования претерпел заметные перемены, связанные с усилением государственного регулирования. При этом требования, предъявляемые некоммерческим МФО, ничем не отличаются от требований для коммерческих. Между тем, по словам Натальи Крайновой, их доходность не подлежит сравнению. «Если последние выдают займы в среднем под 30% годовых, то некоммерческие организации поддержки предпринимательства — под 10%. В то же время к организациям некоммерческого сектора предъявляют более жесткие требования», — отмечает она. По ее словам, выполнение всех требований, предъявляемых новым законодательством, повлечет существенные затраты, что поставит под сомнение целесообразность существования многих некоммерческих микрофинансовых организаций. «Усиливающееся госрегулирование при марже в 10% может привести к тому, что фонды с небольшим объемом капитализации просто будут вынуждены закрыться», — отметила Наталья Крайнова.
При этом возможность формирования резервов отпадает сама собой. «Некоммерческие МФО столкнулись с еще одной проблемой — поиском источника формирования резервов на возможные потери по займам. Сегодня возможный источник для создания резервов — чистая прибыль, но некоммерческие МФО, работая с заданным максимальным уровнем доходности, не смогут получить прибыль в размере, необходимом для создания резервов. Оптимальным решением было бы получить согласие Минэкономразвития на расширение целевого назначения денежных средств, выделяемых на развитие программы микрофинансирования, с возможностью использования последних для формирования резервов микрофинансовых организаций по сомнительным долгам и резервов на возможные потери по займам», — поясняет она.
Наталья Крайнова отмечает, что в таких условиях необходимо просить Банк России и Министерство экономического развития РФ рекомендовать органам власти субъектов РФ рассмотреть возможность увеличения капитализации муниципальных некоммерческих МФО с незначительным размером портфеля для целей соблюдения всех предъявляемых к некоммерческим МФО требований законодательства и стандартов микрофинансовой деятельности.