Легко ли быть беженцем из Украины на территории России?

Легко ли быть беженцем из Украины на территории России?

Мирная жизнь и свобода вовсе не означают отсутствие трудностей или задач, требующих решения, — все это есть. Вопрос в том, какого рода эти задачи и как именно их решать. Есть ли те, кто готов помочь, или же ты остаешься один на один со своими проблемами?

Россия начинается с таких городов, как Батайск

В пункте временного размещения беженцев в Батайске нас разместили в субботу вечером. «Это выходные. Значит, нами никто интересоваться не будет», — подумала я, и ошиблась. И в вечер субботы, и в воскресенье к нам приходили госслужащие, в частности заместитель мэра Батайска по социальным вопросам Наталья Кузьменко и начальник УСЗН Батайска Сергей Завгородний. Интересовались, как мы, чем они нам могут помочь, какие у нас вообще планы на будущее. Признаюсь, была удивлена, что в свои выходные дни чиновники интересуются какими-то беженцами из Украины. И не из праздного любопытства пришли: попросила российскую симку для телефона, чтобы можно было позвонить куда понадобится — в тот же день принесли. Спасибо.

Внимания нам уделяли более чем достаточно. Местные жители приходили, приносили одежду, продукты (хотя нас кормили из школьной столовой так сытно и обильно, что многое оставалось нетронутым). С детьми занималась психолог, осматривали врачи, приходили из центра занятости, спрашивали на счет специальности, кем хотела бы работать. Хотя лично мне было интересно общаться с коллегами-журналистами, причем не как коллега с коллегой, а как обычный беженец, о котором пишут газеты и рассказывает ТВ. Было интересно наблюдать, как меня слушают, что именно записывают и что потом печатают и транслируют в эфир. По сути, я говорила то, что считаю нужным, это так и подавалось, с одной лишь разницей — развернуто или сжато. Ни одно СМИ не пыталось исказить реальность или подать под каким-то «особым соусом» — просто показывали действительность.

Бумажная волокита и человеческий фактор

Жить в спортзале было удобно. Кормили так, как мы и дома не питались. Телевизор был, новости посмотреть. Было где помыться-постираться. Спали на надувных матрасах (к особому восторгу детворы). Но все-таки все это — для пребывания временного. И администрация города, и мы сами старались подыскать себе место, где жить. Вариантов в основном два — либо ты находишь работу на предприятии, которое предоставляет тебе жилье, либо тебя принимает семья, выделяя в твое распоряжение флигель или комнату. Причем очень важно заранее договориться, чтобы хозяева предоставили беженцам временную регистрацию. На владельцах жилья эта временная регистрация никак не отражается, дополнительной оплаты за коммунальные услуги нет, но все же некоторые не хотят. А без временной регистрации оформить необходимые документы беженцу невозможно.

Ультиматумов никто никаких не ставит, соглашаться на первое попавшееся предложение не заставляют. Можно поехать посмотреть жилье, познакомиться с хозяевами, в случае если что-то не устраивает, можно отказаться и искать другой вариант. Люди разные, понимание нормальности условий для жизни тоже у всех разное. Но в любом случае всех беженцев, которые жили с нами в спортзале, уже расселили.

А дальше начинается самостоятельное плавание. На новое место эмчеэсники завозят ящик «гуманитарки» (крупы, тушенка, консервы, подсолнечное масло…) на первое время для скромной жизни хватает. Хотя приоритетом в сознании является оформление документов, а не что поесть. Первым делом оформляется временная регистрация. Вместе с владельцем жилья отправляешься в УФМС. В Батайске могут сказать, что нет регистрационных бланков, и отправить в частные конторы, которые рядом. Поскольку они частные, то заполнение бланков — это платная услуга. 200 рублей со взрослого и 150 рублей с ребенка. Для беженца, у которого нет российских денег или их очень мало, это шок и паника. Но если есть желание не платить, можно обратиться в многофункциональный центр государственных и муниципальных услуг (МФЦ), там, как правило, регистрационные бланки есть. Правда, заполнять их очень долго, исключительно печатными буквами, но зато бесплатно.

В любом случае очередей в УФМС не избежать. Огромный минус работы УФМС — нет справочной. За несколько дней стояния в очередях я разглядела, что в коридоре все стены увешаны информационными стендами, на которых на листах формата А4 напечатаны ответы на различные вопросы. Но никто и не думает проталкиваться к этим стендам, чтобы прочитать мелкие буквы и вникнуть. Звонить в УФМС, чтобы проконсультироваться, бесполезно. Причем что в Ростов, что в Батайск — телефоны упрямо молчат. Поэтому в очередях «маринуется» очень много людей, которым просто нужна консультация. Да, время от времени инспектор выходит и выдает информацию консультационного характера, и тогда внушительная часть ожидающих расходится, уразумев, что не туда стоит или что что-то из необходимого еще не сделано. Но это в Батайске. А в Ростове в УФМС есть кабинет № 210, в котором инспектор постоянно предоставляет консультации и дает исчерпывающие ответы на вопросы.

Могу сказать, что поскольку мы переходили границу под грохот боя, то миграционных карт у нас на руках не было. Более того, информация о нас, внесенная пограничниками в компьютер, также не сохранилась. Но это не стало для нас трудностью. В ФМС Ростова (в Батайске бланков миграционных карт не было) попросили написать заявление с объяснением ситуации и спокойно выдали миграционные карты. Оказывается, случай не единичный.

Вариантов много, главное — не смешивать

Сейчас существует некая путаница из-за того, что вариантов стать россиянином несколько. Существует Государственная программа по добровольному переселению в РФ соотечественников (но Ростовская область в ней не участвует). Там и подъемные положены, размер которых определяется категорией территории, на которую переселяешься. Допустим, если это территория приоритетного заселения (Республика Бурятия, Забайкальский, Камчатский, Приморский, Хабаровский края), то на первом этапе выплачивается 150 тысяч рублей участнику программы и по 70 тыс. рублей членам его семьи. На втором этапе, через 18 месяцев, — 90 тысяч участнику программы и по 50 тысяч членам его семьи. Но это один вариант. И тем, кто не желает покидать территорию Ростовской области, он однозначно не подходит. Другое дело, что информация о выплате денег витает в воздухе, и некоторые украинцы начинают их требовать.

Другой вариант — оформление разрешения на временное проживание (РВП) и вида на жительство. Разрешение на временное проживание — это подтверждение права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство. В обычном порядке РВП выдается на три года с учетом квот. Но без учета квот РВП можно получить, если: вы родились на территории РСФСР и состояли в прошлом в гражданстве СССР или родились на территории России; состоите в браке с гражданином России, имеющим место жительства в России; признаны нетрудоспособным и имеете дееспособных сына или дочь — граждан России; имеете хотя бы одного нетрудоспособного родителя или ребенка — гражданина России. Кому может быть выгодно РВП? Тем, кто поставил жирную точку на своей жизни в Украине, не намерен туда возвращаться и стремится обосноваться в РФ. Ведь после получения РВП по тем основаниям, которые описаны выше, возможно получение российского гражданства в упрощенном порядке.

Но далеко не у всех есть мужья с российским гражданством или же родители-пенсионеры — граждане России. Поэтому этот вариант подходит тоже не для всех.

Есть категория прибывших из Украины, которые в первую очередь думают о работе и сразу же начинают действовать в направлении оформления разрешения или патента на работу. Это тоже один из вариантов легально находиться на территории РФ, но он сопряжен с некоторыми сложностями и неудобствами как для предприятия, желающего взять на работу иностранного специалиста, так и для самого специалиста. Первое — это квоты на специалистов. Предприятие обязано подать заявку о том, что желает нанять иностранного специалиста, а специалисту следует оформить разрешение или патент на работу (отличие в размере и частоте уплаты госпошлины). Есть даже юридический тупик — чтобы получить разрешение на работу, необходимо принести заключенный с предприятием договор, но чтобы заключить с предприятием договор, нужно оформить разрешение на работу. Выход: в договоре прописывается абзац, что этот договор вступает в силу с момента получения разрешения на работу и предъявления его в организацию. Помимо госпошлины придется оплатить еще и некоторые медицинские справки (об отсутствии заболеваний наркоманией, туберкулезом, СПИДом и пр.). А есть специальности, которые требуют пройти тест на знание русского языка (тоже, как правило, платный). Если приехавший человек специалист и у него в кармане не пусто, то, может, это его и не испугает. Но когда такая уйма необходимых действий, сопряженных с оплатой, обрушивается на прибывшего из зоны военных действий на Украине, то у него начинается не то что паника, а уже истерика.

Если же прибывший из Украины оформил статус беженца или разрешение на временное убежище на территории России, то он имеет право работать без получения разрешения на работу. Сразу скажу, на сегодняшний день статус беженца нам не положен. Причина — в Украине нет военного положения, там проводится АТО (антитеррористическая операция), поэтому все, на что мы можем рассчитывать, — это на предоставление временного убежища. Трудно ли его получить? Отвечаю — легко.

Надо обратиться в ФМС по месту регистрации, где через неделю вам выдадут справку о том, что у вас принято заявление о ходатайстве на предоставление временного убежища. В эту справку будут вклеены ваши фотографии, там будут стоять подписи и печати. Зачем она нужна? На основании нее вы оформите детей в школу. На основании нее вы сможете продлить временную регистрацию. Как правило, выдача удостоверения о временном убежище происходит намного позже, чем заканчивается срок временной регистрации. Ну, и на основании этой справки вы уже можете приступать к зарабатыванию денег.

Почему некоторые украинцы не хотят оформлять временное убежище? С одной стороны, надеются, что ситуация в Украине стабилизируется в течение тех 90 дней, которые можно легально находиться в России на основании миграционной карты, и они смогут вернуться домой. С другой, их беспокоит тот факт, что при получении удостоверения о временном убежище потребуется сдать украинский паспорт на хранение в территориальный орган ФМС, что якобы затруднит устройство на работу. Не так. Удостоверение о временном убежище является удостоверением личности, для основной массы работодателей роли не играет, и даже банки (Сбербанк точно) на основании него выдают платежные карты. Временное убежище предоставляется на год, но в течение этого года уже нельзя будет покинуть территорию России с тем, чтобы попасть в Украину. Хотя у многих и нет желания возвращаться туда, где полным ходом идут боевые действия. Но тем не менее.

Мифы о «золотых горах» для беженцев: перестаньте стравливать людей!

Еще есть очень важный аспект — подогреваемый конфликт между местным населением и прибывшими из Украины. Во-первых, в ФМС прием ведется общей очередью. Допустим, Батайск. Прием ведется с 09:00 до 13:00. Люди занимают очередь чуть ли не с ночи. Украинцев по количественному соотношению больше, в итоге местное население просто не может пробиться сквозь наплыв украинцев, дабы решить свои вопросы. Лично наблюдала, как батайчанка три дня безрезультатно отстаивала в очередях, а требовалось ей всего лишь продлить регистрацию для брата. Хотелось бы, чтобы в ФМС появился еще один специалист для работы исключительно с местным населением или хотя бы увеличились часы приема — не до часу дня, как есть, а до пяти. Было бы намного лучше. Но насколько это реально?

Еще момент — слухи и заблуждения. С некоторых пор усиленно расходятся слухи про 800 рублей в день на человека, которые якобы выдаются на руки беженцам из Украины. Эти деньги начинают требовать сами беженцы (не все, конечно), и этими суммами недовольны некоторые местные жители. Поясняю. ЧС финансируется федеральной программой, бюджет которой и был сформирован из расчета 800 рублей в день на человека (может, даже 500 рублей). Именно этими деньгами финансируются лагеря беженцев. Отсюда всплыла цифра, и теперь ею спекулируют. Еще раз подчеркну, на руки в обязательном порядке никаких денег беженцам не выдают. Возможна адресная денежная помощь от волонтеров или просто от тех же местных жителей, желающих помочь, но на этом все. Даже МЧС принимает только гуманитарную помощь — продукты, одежду, средства гигиены, а с деньгами не связывается.

Еще одно заблуждение — упрощенный порядок получения российского гражданства для беженцев из Украины. Это только законопроект, подписанный президентом Путиным, но не рассмотренный Думой и не приведенный в действие. Поэтому беженцам не надо требовать этого в ФМС и обижаться, когда отказывают. А россиянам не стоит упрекать власть в том, что чрезмерно заботится о беженцах.

Также ходят слухи о предоставлении жилья беженцам. Тоже неправда. Эта информация явно вырвана из Программы по переселению соотечественников. Беженцы, если вы в ней не участвуете, вам нечего требовать! Россияне, не злитесь на беженцев, основываясь лишь на слухах!

Если перед выборами в Думу кому-то нужен конфликт («Разделяй и властвуй» старо как мир), то его фундамент закладывается уже сейчас. А чем плох тезис: «Действующая власть о русскоязычных беженцах из Украины заботится лучше, чем о собственных гражданах. Граждане, задумайтесь, а нужна ли вам такая действующая власть?». Дорогие россияне, не поддавайтесь на провокации. Посмотрите на Украину, где в открытую был применен этот принцип. Желаете и себе такой участи? Просто задумайтесь над этим.

И все-таки хороших и добрых людей больше!

Могу сказать, что все, что зависело от чиновников, чтобы мне как беженцу помочь, они сделали. Проконсультировали, подсказали. Огромную благодарность выражаю местным жителям. Как я ни пыталась хотя бы запомнить имена и лица тех, кто пришел с помощью, не смогла — много очень. Продукты, одежда, обувь детям, раскраски, фломастеры, а также и деньги — со всем этим люди помогли. Учительница из Батайской школы № 4 принесла 4G модем для подключения к интернету. Это, конечно, не предмет первой необходимости, но для меня важно и нужно. Собственно, благодаря этому я и могу благополучно отправлять тексты в редакцию «МК на Дону». Фотограф Кристина Орлова подарила мне фотоаппарат. Простенький, но если что, уже могу поймать кадр, дабы проиллюстрировать свой материал. Колоссальную помощь оказал мне частный детский клуб «Арлекин». На то время, пока я пропадала в очередях ФМС, они согласились бесплатно взять всех моих трех детей в летний лагерь. Вы слышали об «Арлекине»? Если надумаете подарить своему ребенку радость, обращайтесь именно туда — будете довольны и вы, и ваш малыш. Проверено на себе. Еще важно — приютила нас обычная семья батайчан. Неутомимые труженики, которых и самих жизнь никогда не баловала, предложили нам кров, ничего не требуя взамен. Это трогает. Впечатляет. И мое «спасибо» в этой ситуации кажется блеклым и ничего не значащим.

Какие у меня планы на будущее? Жить дальше. Работать. Растить детей. И очень хочу остаться в России. Пока я тут бегала с бумагами, мой дом в Суходольске обстреляли из минометов, так что возвращаться мне теперь некуда. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру