Россия пришла на помощь Ростову

Украинские беженцы неохотно покидают донскую землю

Украинские беженцы неохотно покидают донскую землю

Украинский вопрос обсуждался на высоком уровне в ходе круглого стола в Ростове-на-Дону, участие в нем приняла член комитета Совета Федерации Федерального Собрания по международным делам Любовь Глебова. Тема мероприятия — поддержание и развитие Русского мира — звучала очень актуально в приграничном регионе.

Москва ушла от ответа

Член комитета Совета Федерации по международным делам Любовь Глебова во время выступления на пресс-конференции ни разу не произнесла слов «Украина» или «Донбасс». Однако всем и без этого было понятно, о чем идет речь. На вопрос, получат ли украинцы некое документальное подтверждение развития Русского мира — российское гражданство по упрощенной процедуре как носители русского языка, — Любовь Николаевна ответила уклончиво. По ее мнению, очень немногие украинцы обращаются за документами, поскольку еще рассчитывают вернуться на родину. Разумеется, никто и не ожидал, что в повестку дня участницы круглого стола в ЮФУ войдет осмотр очередей в УФМС, но официальные данные достаточно красноречивы: из 110 тысяч беженцев 98 тысяч уже обратились в УФМС за временным убежищем, разрешением на работу или разрешением на временное проживание. На обновленный мартовский закон о гражданстве, предусматривающий оформление гражданства за три месяца в случае рождения на территории СССР и владения русским языком как родным, пока, очевидно, им надеяться не стоит. До сих пор еще нет даже комиссий, которые должны определять уровень владения русским.

Уроки географии

Одними из первых заявили о готовности принимать беженцев северокавказские республики, в частности Карачаево-Черкесия и Дагестан. Намерение подтвердила и официальный представитель администрации Дагестана Патимат Хваджаева. По ее словам, все вопросы по беженцам оперативно решаются через власти республики, а с Министерством транспорта есть договоренность о предоставлении автобусов. Всего через несколько дней после нашего разговора КЧР и Дагестан приняли первых беженцев, до этого проживавших в пунктах временного размещения (ПВР) в Ростовской области. Автобусы и самолеты МЧС вывезли людей также в Ставрополь, Ярославль, Волгоград. Переселение проходило, как говорится, в добровольно-принудительном порядке: есть оговоренное количество людей, которое нужно вывезти. Сами по себе беженцы не спешат покидать донскую землю. Обычно иногородним координаторам приходится потратить несколько суток, чтобы обойти множество пунктов, лично пообщаться с беженцами и уговорить их переехать из палаточного лагеря.

Еще на прошлой неделе один из таких автобусов с беженцами, исключительно женщинами и детьми, отправился на Черноморское побережье Краснодарского края. Он шел на базу отдыха напрямую из Луганска. Под Ростовом сопровождающие сделали остановку, чтобы закупить людям еды в «АШАНЕ».

— Нас, вообще, собирались отправить в Воронеж, — рассказывает одна из пассажирок. — Я сама была за такой вариант. А потом неожиданно объявили, что везут в Краснодарский край. Так далеко!

— Далеко?.. — с сомнением переспрашивают ростовчане.

— Это вы находитесь в своей стране, — объясняет беженка. — А я хотела бы иметь возможность в любой момент вернуться домой… У меня там осталось все.

Жизнь по обе стороны границы

Одним из регионов, готовым единовременно перевозить и принимать по нескольку десятков беженцев, стала Башкирия. О предоставлении автобуса договорились сами волонтеры. Как рассказал куратор «Мирного неба» в Уфе Эльдар Исламов, им удалось подключить к работе транспортную компанию, которая возила туристов в Анапу, а на обратном пути на трассе М-4 могла забирать беженцев и перевозить их в Уфу.

В МЧС ростовским волонтерам посоветовали посетить пункты временного размещения и самостоятельно уговорить людей переехать из палаток в крупный город с отдельным жильем и гарантированным трудоустройством.

По понятным причинам в день, когда в районе Гуково разорвались три снаряда, залетевшие из Украины, в МЧС по городу неохотно отвечали на вопросы. Позднее оказалось, что часть беженцев вывезли вглубь области из опасной зоны, но другие ПВР оставались заселенными.

— У меня часть людей увезли в Ставрополь, но кто-то остался. Приезжайте, разговаривайте, забирайте, если хотите, мне же лучше, — сказал по телефону Виктор, назвавшийся главным по ПВР в строительном техникуме Гуково. Кто и куда хочет забрать людей, он даже не поинтересовался.

— Я приехал в ПВР и увидел там всего пять беженцев, все от администрации, — рассказал волонтер Эдуард после посещения этого техникума. — Оказалось, несколько человек уехали на пруд отдыхать, а одна семья пошла домой в Красный Партизан (село в Луганской области в нескольких километрах от Гуково. — Ред.), потому что им нужно полить огород! Вечером, сказали, вернутся в ПВР… Остальные, вроде, согласны, вот сидят, изучают по карте климатические особенности региона.

— И у нас такие есть, — спокойно подтверждает этот рассказ гуковского коллеги волонтер в Новошахтинске Алена Буханова. — Кушают, спят здесь, а днем уходят домой. У одного там хозяйство, какие-то козы, их кормить нужно. Кто ж запретит?

К слову, автобус волонтеров все-таки увез беженцев из Гуково в Уфу, хоть и не так много, как может вывезти МЧС. А три семьи отказались покидать Ростов перед самым отъездом. Одни заявили, что не хотят ехать так долго, другие — что там может быть холодно, третьи не успели найти, как добраться из Таганрога.

Не спешат украинцы добровольно покидать Ростовскую область, настолько близкую к их родине. Даже ради всех удобств в далеких городах не уезжают из палаточных лагерей на границе, которую с пугающей регулярностью бомбят и обстреливают. 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру