Беженцы как фишка для бизнеса

Беженцы как фишка для бизнеса

 Подростки, пристающие с предложением купить браслетик, магнитик или любую другую безделушку, стали привычным зрелищем на ростовских улицах. Как уверяют несовершеннолетние продавцы, средства от продажи пойдут на благотворительность: иногда говорят о детских домах, а сейчас — о лагере для беженцев из Украины. Стоит ли им верить?

О конкуренции и текучке кадров

Если быть точным, то организаций, которые занимаются подобной деятельностью, в Ростове несколько. Это видно даже обывателю: опознавательные знаки в виде майки определенного цвета или сумки у ребят есть.

— Парни, а вы на украинских беженцев собираете? — обращаюсь я к таким на Пушкинской.

— Да… — отвечает один.

— Ты что, нет! — перебивает другой. — У нас детский приют. Вот, посмотрите в документах.

Так-то, значит, дело настолько развито, что даже сами сотрудники «путаются в показаниях». Всем им еще нет 18, а некоторым — едва за 14. Такая вот подработка для школьников во время летних каникул.

— Мы получаем 15 рублей с каждой продажи, — рассказала мне одна из таких девочек. — В день выходит рублей 700, но как минимум 200 из них тратим на еду.

Именно эта стайка школьников на украинских беженцев не собирает. У них как раз детские дома. План у таких продавцов — 40 продаж в день. Тем, у кого получается лучше, усложняют задачу — 50 продаж. Работа, надо сказать, нелегкая — люди останавливаются не очень-то охотно. Есть даже определенная текучка кадров. Пока разговариваю с девчатами, навстречу идут парни из другой фирмы.

— Раньше у нас работали, — рассказывают мне ребята. — Но уволили. Уволить могут по двум причинам: либо не выполняли план, либо прикарманивали заработанное.

— В принципе, проконтролировать это сложно, но мы так не делаем. Мальчики вообще работают совсем не так, как мы. Мы воздействуем обаянием, мальчики — наглостью, — раскрывает все секреты профессии девушка. Впрочем, обаяние у них действительно есть, мимо не пройдешь.

Заглядываю в бумаги, которые носят с собой девочки. В них перечисляются названия и координаты детских домов, в чуть ниже — штамп индивидуального предпринимателя «Чебаков Михаил Владимирович». Значит, все-таки предприниматель, а не благотворитель?

Возможность заявить о себе

Помощь беженцам из Украины — это то, о чем сейчас говорят все. А значит, вполне может оказаться, что все, чем занимаются эти люди, собирающие средства руками детей, не более чем надувательство, прикрытое благовидным предлогом? Тем более что даже название лагеря, которому они якобы помогают, дети называют неправильно. Нет лагеря «Красный Десант», есть лагерь «Дмитриадовский». А Красный Десант — это всего лишь населенный пункт поблизости. Но простить такую оплошность можно: поворот с трассы действительно обозначен указателем «Красный Десант».

Чтобы получить полное представление о законности всего происходящего, редакция «МК на Дону» решила провести особый эксперимент. Заметив на Большой Садовой ребят в красных майках, которые продавали магниты, «чтобы купить сантехнику в лагерь беженцев», мы просто вызвали полицию. Но не сразу — сначала, чтобы иметь доказательства, я купил у мальчика один магнит. Стоит он 100 рублей.

Ребята, надо сказать, не на шутку испугались. Парню было 17 лет, девушке — 16. Как рассказали ребята, родители об их работе знают и ничего против не имеют. Приезда работодателей пришлось ждать долго. Ими оказались Светлана и Антон Братцевы, компания называется «Обычные люди».

— Я скажу вам все не тая, — обратилась ко мне Светлана. — Да, мы обычная торговая фирма. Направлений деятельности много — и промоакции, и мелкая розничная торговля, есть даже строительное отделение в Сочи. Естественно, наша цель — заработать, а продажа магнитов — лишь рекламная акция, возможность заявить о себе. Но помочь беженцам мы на самом деле хотим.

— А вы на самом деле связывались с лагерем? Вы перечисляли туда средства?

— Да, мы разговаривались с директором Виктором Пархоменко. Он сказал, что ему нужна сантехника в корпуса, и мы решили ее купить. Именно купить, а не перечислить средства, а то вы знаете, как бывает...

Из отделения полиции предприниматели вышли с квитанцией на штраф в 1000 рублей. Всего лишь. Единственное нарушение, которое они совершили, — позволили своим юным сотрудникам торговать возле городской администрации. А для этого нужно специальное разрешение.

Трудовой кодекс работодатели, надо полагать, не нарушили. Хотя, как рассказывали во время составления протокола дети, при принятии на работу у них спрашивали не все необходимые документы, среди которых по закону должны быть паспорт, ИНН, страховое свидетельство Пенсионного фонда, книжка или карта Сбербанка и письменное согласие родителей.

А лагерь хоть в курсе?

Звоню по телефону, который мне любезно оставила Светлана. Сказала, что это именно тот человек в лагере, с которым они разговаривали.

— Здравствуйте! Скажите точно, какой все-таки лагерь вы представляете? - спрашиваю я.

— «Дмитриадовский» — отвечают на другом конце провода. Отлично, значит обмана с названием не было, просто ошибка.

— К вам обращалась организация «Обычные люди»? На улицах Ростова собирают деньги, мотивируя это тем, что они пойдут к вам.

— Первый раз слышу... Хотя... не исключаю, у нас все же столько звонков, столько обращений. Может быть, и обращались.

— Но вам нужна сантехника?

— Уже нет. Я как раз сейчас занимаюсь ее закупкой. Сами понимаете, некоторые корпуса у нас в плачевном состоянии, а мы как раз ждем новой волны.

Светлана Братцева, когда я рассказал ей детали этого разговора, ничуть не смутилась.

— Ну, вы же понимаете, сколько людей ему звонят каждый день, — парировала она. — К тому же обращались мы не как компания, а как частное лицо, и это была не я, а Антон.

— Но он сообщил, что ему больше не нужна сантехника.

— Больше не нужна? Хорошо, тогда собранную сумму мы потратим на что-нибудь другое. А чтобы вы удостоверились, что мы не лжем, приглашаем вас поехать туда вместе с нами. Профессиональный фотоотчет нам не помешает.

Что же, пока звучит убедительно. Но об окончательных результатах мы сообщим отдельно.

«Эта компания — наш клон!»

И все-таки чем отличаются фирмы, что занимаются уличной продажей сувенирной мелочевки под предлогом благотворительности?

— Многие ребята приходят к нам и спрашивают: а у вас то же самое, что и в «Здоровье нации»? — рассказывает Светлана. — И мы всегда отвечаем им: нет, у нас по-другому.

«Здоровье нации» — та самая фирма, что сейчас продает браслеты, а раньше — зубные щетки «для помощи детским домам». Однако, как выяснилось в телефонном разговоре с ее представителем, отличий на самом деле нет.

— Конечно, у нас коммерческая фирма, — сказал мне сотрудник Хазар Оланян. — Налоговой уж точно не объяснишь, что мы занимаемся благотворительностью. И уж тем более мы не волонтеры, потому что ребята получают зарплату. Бесплатно работать никто не хочет. Но мы помогаем четырем детским домам, реализуя коммерческую деятельность, скажем так.

— А чем вы занимаетесь кроме продажи этих браслетов?

— Промоакциями, дегустациями в супермаркетах. Недавно проводили дегустацию горошка. К нам приходит заказ, а мы все организуем.

— А получаете ли вы прибыль непосредственно от продажи браслетов?

— Нет, эти деньги за вычетом процентов для ребят идут в детские дома. И эти отчисления мы делаем ежемесячно, можете проверить. И да, наша компания все-таки была первой в городе, кто занялся подобной деятельностью.

На сайте Таганрогского детского дома № 17 информация о помощи от Чебакова М. В. действительно есть. 12 июля 2013 года он подарил детдому линолеум, клей для холодной сварки и двухстороннюю клеящую ленту, а 1 августа того же года — пять межкомнатных дверей. Отчета о более поздних пожертвованиях на сайте просто нет, видимо давно не обновляли.

Комментария... не будет

Но оставим спор о том, кто лучше, а кто хуже. Вывод из всей этой истории напрашивается только один: фирмы, занимающиеся промоакциями, придумали действительно неплохой способ раскрутить себя. Вполне понятно, какими психологическими приемами пользуются коммерсанты: покупая магнитик с надписью «Я помог» за 100 рублей, человек начинает ощущать себя причастным к чему-то важному. Эдакий способ поднять самооценку задешево.

Покупать или нет их сувенирчики, решать вам и только вам. Главное — чтобы вы при этом помнили, что вы имеете дело всего лишь с коммерсантами, максимум с «социальным бизнесом», который на самом деле делает отчисления на благотворительность, но никак не с волонтерской организацией. Хотите помочь беженцам или детскому дому всерьез, без посредников — это всегда возможно сделать напрямую. А сам факт, что деятельность этих фирм востребована, говорит лишь о лени наших людей. Зачем искать, зачем разбираться, отдал 100 рублей — и уже молодец.

Интересно и то, что пресс-служба ГУ МВД Ростовской области от официального ответа по данному эпизоду отказалась. «Нет комментариев по данному вопросу», — ответил дежурный сотрудник. Согласитесь, это странно. Ведь и ребята, и работодатели усилиями газеты побывали в участке, их проверили и... отпустили. Так почему же тогда не прокомментировать, что-то вроде: «Их деятельность законна»? Этот вопрос так и остался без ответа.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру