По расходам судимы будете

С 2013 года российские чиновники обязаны декларировать не только свои доходы, но и расходы

В ноябре 2012-го Госдума приняла в окончательном чтении пакет законов о контроле за расходами чиновников. Если раньше госслужащие обязаны были декларировать только свои доходы, то по новым нормам они обязаны по требованию предоставлять сведения о своих расходах, а также о тратах своих супругов и несовершеннолетних детей. Как изменения в российском законодательстве отразятся на жизни донской госэлиты, попытался выяснить «МК на Дону».

С 2013 года российские чиновники обязаны декларировать не только свои доходы, но и расходы

Согласно последней редакции закона, помимо декларации о доходах и расходах всей семьи чиновникам вменяется в обязанность сообщать о каждой сделке, сумма которой превышает семейный доход по основному месту работы за три последних года. Декларировать придется покупку недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг и прочего. При выявлении несоответствия расходов и доходов прокуратура имеет право в судебном порядке потребовать конфискации данной собственности. Новые нормы коснутся лиц, занимающих государственные должности, должности членов совета директоров Центробанка России, госдолжности субъектов РФ, муниципальные должности на постоянной основе, должности федеральной государственной службы, государственной гражданской службы регионов и муниципальной службы, а также ряда других организаций, созданных государством. В подконтрольном списке окажутся почти 10 миллионов чиновников, в том числе и большинство госслужащих в регионах.

Ищу бабушку-миллионершу

Между тем даже беглый анализ деклараций чиновников показывает, что движимое и недвижимое имущество служителей народа не всегда соответствует их объявленным доходам. Некоторые в качестве защитного щита выставляют жен-бизнесменов, чьи официальные доходы в несколько раз превышают заработок супругов. Другие приходят в госаппарат уже с нажитым в бизнесе имуществом, и к их членству в списках миллиардеров никак не подкопаешься. Вместе с тем к расходам ряда даже весьма высокопоставленных донских госслужащих возникает множество вопросов: вроде бы и годовой доход относительно мал — всего-то пара-тройка миллионов рублей, супруга не крутая бизнесвумен, а такая же служительница народа, как и ее супруг, а глядишь, в собственности семейной четы значатся пафосные квартиры, земельные угодья и крутые иномарки. В общем, если не отыщется в их роду прабабушка-миллионерша, ребята, как ни крути, потенциальные клиенты антикоррупционной комиссии.

В среде донских чиновников есть и другая каста — страдающие особого рода амнезией, распространяющейся исключительно на их собственные финансы. Поразил опасный недуг практически все донские ведомства. Причем речь идет не о позабытых мелочах — квартальных премиях или доплатах за переработку. В декларации о доходах ростовские чиновники нередко забывают указать несколько домов, крупный земельный участок, многомиллионную прибыль. Так, в ходе прокурорской проверки 2011 года было выявлено более одной тысячи нарушений законодательства о запрете и ограничениях, установленных для государственных и муниципальных служащих. Среди нарушителей закона оказались сразу пятеро областных министров и трое заместителей губернатора. Результаты следующей проверки были не менее удручающими: нарушителями оказались служащие Минздрава, Минсоцразвития, Комитета по охране окружающей среды, Департамента инвестиций и предпринимательства и даже надзорных ведомств. Так, специалист Госсстройнадзора забыл упомянуть крупное домовладение и участок земли в 8 соток. Сотрудник Департамента охраны и использования объектов животного мира и водных биологических ресурсов запамятовал об участке площадью в 11,2 га. А его коллега, будучи чиновником с 2005 года, в течение ряда лет занимался предпринимательской деятельностью и только за 2011 год получил доход в размере 310 тысяч рублей. Все вышеперечисленные граждане отделались легким испугом и лишились максимум собственных должностей. Случись приступ амнезии после января 2013 года, ребятам бы грозили суд и конфискация имущества.

Требуются чиновники

И все же, несмотря на всю антикоррупционную направленность нового закона, отношение к нему далеко не однозначно. Одни сомневаются, что прописанные нормы будут работать, другие прогнозируют усиление в обществе социальной напряженности.

— Данная мера входит в целый список рекомендаций Всемирного банка, предназначенных для стран с развивающейся экономикой, к которым до сих пор относится Россия. Они должны быть приняты на государственном уровне в части антикоррупционного нормативного регулирования. Но, как показывает практика, не все, что эффективно в мире, работает в России в силу самых различных причин. Изобретательность российских чиновников во истину безгранична, — высказывает свою точку зрения исполнительный директор областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Галина Гайдаева.

Не менее скептичен в своих прогнозах директор НП «Ростовский клуб 2015» Юрий Евченко:

— Подобный закон, наверное, нужен. Но вот вопрос — будет ли он работать в полную силу? В России законы всегда умудряются обойти. На мой взгляд, самое важное и самое слабое место — механизм его реализации. Возможно, меры общественного контроля были бы крайне эффективны, но, к сожалению, сам общественный контроль у нас тоже хромает на обе ноги. К тому же есть большие опасения, что данная законодательная мера будет действовать весьма избирательно. Еще не известно, против кого в итоге этот закон направят.

По мнению директора ростовской консалтинговой компании Бориса Свиридова, данным законом власть пытается дать чиновникам сигнал о том, что нужно умерить свои аппетиты:

Воровать теперь смогут не все, а только избранные. Как юрист я понимаю, что закон может быть несовершенен, могут отсутствовать механизмы его исполнения и все зависит от техники. Ясно, что чиновники будут пытаться обходить закон, но все пути отхода можно просчитать и скорректировать. Вместе с тем данные меры — палка о двух концах. В общественном сознании слово «чиновник» имеет негативную окраску, а той свободы и безнаказанности, которая была у них 10 лет назад, уже нет и в помине. Полагаю, что в итоге количество желающих стать чиновником сильно поубавится.

— Жулики не захотят идти в чиновники, а люди, которые действительно болеют за страну, будут работать, — вступает в полемику справедливоросс Анатолий Котляренко. — Свято место, как известно, пусто не бывает. Найдутся люди, которые будут радеть не за собственный карман и корпоративные интересы, а за родину. Сегодняшние чиновники рассматривают госслужбу как вид бизнеса. Должности покупаются, продаются, потому что потраченные деньги можно с лихвой «отбить». Как предприниматель могу смело утверждать, что вымогательство со стороны чиновников существует на всех уровнях, и с этим нужно бороться.

Круговая амнистия

Напомню, что согласно последней редакции закона госслужащим придется отчитываться о семейных расходах только за последние три года. То, что было нажито непосильным трудом раннее, можно сказать, подвергнется «амнистии».

— Наше государство постоянно идет по пути амнистии. Несправедливо и незаконно происхождение любого капитала. Приватизация тоже незаконна, поэтому позиция «давайте все простим и начнем с чистого листа», безусловно, ни к чему не приведет. Вопросы будут всегда: почему тем было можно, а нам нельзя? Но, с другой стороны, эту ситуацию надо как-то разрешать. Ведь не могут чиновники сами себя пересажать, — резонно замечает Борис Свиридов.

— Теоретически возможно проверить декларацию чиновника за все годы его службы. Но вопрос в том, нужно ли это делать. Подобные меры контроля могут вызвать серьезное нагнетание социальной напряженности в обществе. Чиновничество связано огромным числом нитей и с бизнесом, и с силовыми структурами. Неизбежно начнутся процессы, связанные с переделом собственности, которые в общем и целом никому не нужны и в конечном итоге приведут только к дестабилизации общества. Полагаю, что необходимо руководствоваться действующими законами. Если они позволяют по каким-то основаниям возбудить процесс выяснения происхождения имущества, надо это делать. Если такой возможности не наблюдается, то простой вызов человека на ковер и заданный ему вопрос «Откуда у тебя все это взялось и за сколько последних лет ты это заработал?» ни к чему хорошему не приведут, — убеждена Галина Гайдаева.

Как отреагируют на новые нормы сами чиновники, сказать крайне сложно. Психологический фактор нередко играет решающую роль. Иначе как объяснить тот факт, что госслужащие-мужчины предпочитают жен-бизнесвумен, чей доход в несколько раз превышает их собственный заработок. А вот женщины-чиновницы, напротив, зарабатывают на хлеб насущный в несколько раз больше собственных супругов. По крайне мере, о том свидетельствуют их собственные декларации.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру