Герои Бадабера

В прошлом номере «МК на Дону» мы рассказали о героическом, но малоизвестном восстании советских военнопленных солдат в лагере Бадабер на территории Пакистана в апреле 1985 г.

Напомним, что тогда 15 советских военнопленных полностью захватили под свой контроль хорошо вооруженную базу моджахедов. На подавление крошечной группы мятежников было брошены около 3000 прекрасно вооруженных и хорошо обученных пакистанских боевиков во главе с инструкторами из США, Пакистана и Египта.

В прошлом номере «МК на Дону» мы рассказали о героическом, но малоизвестном восстании советских военнопленных солдат в лагере Бадабер на территории Пакистана в апреле 1985 г.

Неравный бой продолжался двое суток. Непокорную крепость блокировали тройным кольцом окружения, открыв огонь из тяжелой артиллерии, техники и использовав силы пакистанских ВВС. Когда войска ворвались в крепость, оставшиеся раненые советские военнопленные сами взорвали арсенал.

Вот отрывок из перехваченного сообщения американского консульства в Пешаваре в Госдепартамент США от 28 и 29 апреля 1985 г.: «Территория лагеря площадью в квадратную милю была покрыта плотным слоем осколков снарядов, ракет и мин, а человеческие останки местные жители находили на расстоянии до 4 миль от места взрыва... В лагере Бадабер содержалось 14-15 советских солдат, троим из которых удалось остаться в живых после того, как восстание было подавлено».

Сегодня мы расскажем о тех, кто выжил, о главном герое и предводителе восстания, а также о событиях, предшествующих 26 апреля 1985 г.

Тюрьма-крепость

- К концу 1990 года в Пакистане насчитывалось более 100 учебных центров, выпускники которых пополняли формирования моджахеддинов - «борцов за веру», ведущих джихад в Афганистане. Одним из таких центров, принадлежащих Исламскому обществу Афганистана, был Лагерь святого Халеда ибн Валида, расположенный юго-восточнее г. Пешавара, в районе населенного пункта Бадабер. Каждые полгода учебный центр выпускал 300 моджахедов, - рассказывает поисковик-исследователь Александр Райко.

На территории учебного центра кроме сооружений, используемых для ведения подготовки моджахедов и осуществления религиозных обрядов, были расположены еще два здания тюрьмы. Камеры одной из них были сооружены под землей и, по словам очевидцев, напоминали темницу средневековья. Новое здание построили в начале 1980-х годов, и в его строительстве принимали участие военнопленные как афганской, так и советской армии. Кроме того, советские военнопленные использовались на строительстве учебных зданий, при ремонте автотехники, рытье колодцев и на других хозяйственных работах на территории учебного центра.

- В одном из подземных помещений содержались 40 афганских и 2 советских военнопленных. Другие советские пленные находились в отдельном помещении, недалеко от склада с оружием. Все они были одеты в афганскую национальную одежду, имели бороды и длинные волосы. Заключенных, в том числе и советских (как мусульман, так и христиан), заставляли соблюдать ритуалы и обычаи ислама, включая чтение молитв. Общение афганцев с советскими пленными категорически запрещалось администрацией лагеря. По свидетельству очевидцев, за ведение разговоров с шурави (советскими) комендант лагеря жестоко избивал плетью. В присутствии охранников советские пленные общались между собой только на дари, называя друг друга афганскими именами. Эти имена были присвоены моджахедами всем советским пленным, - продолжает свой рассказ Александр Райко.

Кто есть кто?

- Практическую помощь в установлении советских военнослужащих, поднявших восстание в Бадабере, оказали прилетавшие в 1992 году в Пакистан на поиски наших ребят члены комиссии Александра Руцкого - Владимир Жириновский и Руслан Хасбулатов, а также сотрудники Комитета по делам воинов-интернационалистов при Совете глав правительств государств СНГ и лично председатель Комитета, герой Советского Союза Руслан Аушев, - рассказывает Александр Райко.

В результате опроса свидетелей удалось установить 11 афганских имен, принадлежавших советским военнопленным:
1. Абдул Рахман.
2. Фазл Худда.
3. Ибрагим.
4. Исламеддин.
5. Юнус (он же Виктор).
6. Мохаммад Ислам.
7. Рустам.
8. Рахим Худда.
9. Файзулла.
10. Кант.
11. Бергит.

- Особо меня заинтересовали двое из них - Абдул Рахман и Фазл Худда, появившиеся в лагере в один день, - говорит поисковик-исследователь. - Согласно данным пакистанской разведки, Абдул Рахман - европеец (возможно, русский), плотного телосложения, рост высокий. Офицер. Захвачен в плен в 1980 году вместе с Фазл Худдой. Фазл Худда - европеец (возможно, русский), среднего телосложения. Из без вести пропавших в 1980 году офицеров в один день пропали только двое: подполковник Журавлев Ю. А. и младший лейтенант Кашлаков Г. А. Отсюда можно предположить, что афганские имена Абдул Рахман и Фазл Худда могли принадлежать именно им.

Оставшимися в живых оказались:  рядовой Варварян Михаил, 1960 г. р., он же Исламеддин. Пропал 19 марта 1982 г. в провинции Баглан. По некоторым данным, сейчас проживает в США; младший лейтенант Кирюшкин Герман Васильевич, 1964 г. р., Московская область, Ленинский район, городок писателей. По некоторым данным, сейчас проживает в Швейцарии под чужим именем; Носиржон Рустамов, призван из Узбекистана. Освободился из афганского плена в 1992 году. Именно он рассказал о подготовке восстания и о его главном герое - Николае Шевченко.

Командир

Из показаний бывшего советского военнопленного, узника Бадабера Носиржона Рустамова:
«С первого дня, как в лагерь попал Абдурахмон (Николай Шевченко), пленные почему-то сразу воспряли духом. Физически крепкий, высокого роста, с прямым взглядом, он всем своим видом внушал страх моджахедам, дерзил им. Я никогда не слышал его русского имени, но в тюрьме его все называли Абдурахмоном...

Он говорил нам, что был простым водителем, вез на «Камазе» чай из Термеза в Герат. Машину захватила банда, а его отправили в Иран, где два года он изучал Коран и персидский язык...

Я думаю, что он был офицером. Шофер не может иметь столько военных знаний. Он знал и умел все, что должен знать и уметь командир».

Поначалу Абдурахмон скрывал, что в совершенстве владеет приемами восточных единоборств. Но это умение требует ежедневных тренировок. И вот однажды он предложил одному из охранников ногой разбить лампочку на потолке или хотя бы дотянуться до нее. Но даже хорошо тренированному охраннику такая задача оказалась не по плечу - лампочка висела на высоте двух с половиной метров.

И тогда Абдурахмон, сев на корточки и сжавшись, как пружина, выпрямился и ногой в прыжке сшиб лампочку. Со всего лагеря сбежались моджахеды.

- Ну что, повторить? -ухмыляясь, спрашивал у них Абдурахмон.
После этого случая начальник охраны распорядился заковать Абдурахмона в кандалы.

Накануне восстания Абдурахмон вызвал на поединок командира охраны лагеря. Упитанный и крепкий, никогда не расстающийся со своей свинцовой плеткой, тот держал в страхе весь лагерь. Но наш Абдурахмон предложил померяться силами с условием, что если он победит, то русские получат право сыграть в футбол с моджахедами. Если нет, то он готов и дальше носить кандалы.

Схватка была короткой. Абдурахмон бросил командира моджахедов через себя с такой силой, что тот даже заплакал от боли и стыда. Наши пленные стали подпрыгивать от радости, как дети.

Отряхнувшись от песка и вытирая кровь со щеки, начальник охраны поднялся с земли и спросил с ненавистью:
- Кто мне даст слово, что вы не разбежитесь во время матча?
- Сами не разбегитесь, - по-русски ответил наш Абдурахмон, а потом на фарси добавил, что это в их планы не входит. Пока.

На футбольный матч болеть за моджахедов собрались почти все курсанты учебного центра. Возможно, это и было целью Абдурахмона: посчитать численность вероятного противника, когда в лагере поднимется восстание.
Футбольный матч закончился с разгромным счетом 7:2 в пользу советских военнопленных. И это несмотря на то, что нашим изможденным игрокам не дали возможности даже потренироваться. Четыре мяча забил наш капитан Абдурахмон.

- Это был действительно знаменательный матч - как легендарная игра истощенных спортсменов киевского «Динамо» с командой фашистов в оккупированной столице Украины в 1941 году. Тогда ведь тоже матч закончился победой наших футболистов, - с гордостью говорит Александр Райко.

Есть чем воевать

Далее события в лагере развивались более чем стремительно.
- Примерно за полтора месяца до восстания в лагерь завезли большое количество оружия: в основном это были ракеты для реактивных минометов и гранаты для гранатометов, а также автоматы Калашникова, пулеметы, пистолеты ТТ - всего 28 грузовиков, - рассказывает поисковик-исследователь Александр Райко.

Согласно воспоминаниям Носиржона Рустамова, тогда при разгрузке Абдурахмон сказал:
- Ну что, мужики, теперь есть чем воевать...
Автоматов выгрузили на целый полк. Только стрелять было нечем - боеприпасы должны были завезти позднее.
«Каждую пятницу моджахеды заставляли чистить завезенное в лагерь оружие, хотя особой необходимости в этом не существовало - переложенное вощеной промасленной бумагой, оно могло храниться здесь вечно. Кто-то из наших тогда заметил, что по пятницам, в святой для мусульманина день, в крепости, кроме охраны, никого не оставалось - моджахеды уходили на молитву в мечеть» - вспоминает Носиржон Рустамов.

Возможно, это и натолкнуло Абдурахмона на мысль: именно пятница самый удобный день для восстания.
Осталось только дождаться, когда завезут боеприпасы...

Прошло четыре или пять пятниц, прежде чем пригнали грузовики с ящиками, набитыми патронами для ДШК и автоматов. Советские военнопленные восприняли это как руководство к действию.
Во время вечернего намаза 26 апреля 1985 года наши солдаты сняли шестерых часовых у артиллерийских складов и, вооружившись спаренной зенитной установкой и пулеметом ДШК, минометом и гранатометами РПГ, заняли ключевые точки крепости. Начался бой, в котором свобода оказалась дороже смерти.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру