Изобрести велосипед

Ростовским кулибиным сегодня приходится работать на собственные изобретения.

Кто отвечает на письма российскому президенту? На что существовать людям, которые хотят помочь своей стране опережать в развитии технологий все остальные державы? И можно ли подсчитать экономический эффект, если отчетность отменили? На эти вопросы ответили ростовские изобретатели.

Ростовским кулибиным сегодня приходится работать на собственные изобретения.

А началось все с того, что в редакцию «МК на Дону» приехал Владимир Ушаков, чтобы продемонстрировать свое новое творение, у которого даже название и то необычное — веломотоход.

Этот необычный вид транспорта, похожий на велосипед, скрещенный с мотоциклом, проедет и по ступеням, и по снежным насыпям, и по песку, и по лесу. Идея сконструировать двухколесный вездеход пришла в голову Ушакову, когда он отдыхал в Крыму. Там, глядя на галечный пляж и понимая, что чтобы добраться до места назначения, велосипед придется нести на руках, ростовский изобретатель понял — нужно придумать модель, которая не боится путешествий по пересеченной местности. И сделал. Причем, всего за месяц рабочего времени.

Почему-то особенно поражают колеса: одно веломотоходное состоит из двух велосипедных, «одетых» в атомобильную покрышку. Помните здоровенную машину, на которой ездили герои фильма «Няньки»? Ростовское чудо техники, несмотря на разницу в размере, выглядит не менее впечатляюще.

Изобретатель рассказал, что во время поездки впечатление, как будто подпрыгиваешь на двух мини-батутах. По сравнению с обычными велосипедными колесами в этих давление ниже раз в 10. Он легко проезжает бордюры, каменные выступы и ступеньки. Что Владимир с легкостью продемонстрировал, сначала подъезжая к редакции, а потом взбираясь на своем веломотоходе на крыльцо.

— Ух ты! Какая классная штука! — с детской непосредственностью сообщила проходящая мимо женщина, одарив ростовского изобретателя восхищенной улыбкой.

Ушаков признался, что это обычная реакция на его творение. Когда он впервые решил прокатиться на веломотоходе по Пушкинской, вокруг собралась немаленькая толпа. Люди с интересом расспрашивали об изобретении, просили покататься. К новому виду транспорта оказались неравнодушны даже милиционеры — они частенько останавливают Владимира и, с интересом разглядывая его двухколесного монстра, задают один и тот же вопрос: «Что это?!»

Веломотоход — далеко не первое изобретение Владимира Ушакова. До этого он занимался разработкой самолетов, гораздо легче и быстрее ныне существующих. Соорудил небольшую растворомешалку емкостью от 25 до 80 л и весом 11 кг. Получилась весьма удобная вещь. Придумал легкий парусник, на котором было бы хорошо отдыхать любителям водных прогулок. Вот только жить на деньги от продажи своих изобретений автор не может.

— Инвесторы в Ростове не любят вкладывать деньги в изобретения, если не знают точно, что через определенное время они не только окупятся, но и будут приносить стабильный доход. Но в большинстве случаев для того, чтобы получить качественный продукт, в него изначально нужно вложить деньги. Но ведь их нужно откуда-то взять! Кроме того, сегодня нужно платить и за патент. Изобретатели в нашей стране были поставлены в такие условия далеко не всегда — были времена, когда эта деятельность была более чем востребована, — рассказал Владимир Ушаков.

Первый законодательный акт по правовой охране изобретений в России был издан 17 июня 1812 года: несмотря на непростое для страны военно-политическое и экономическое положение императором Александром I был подписан манифест «О привилегиях на разные изобретения и открытия в художествах и ремеслах». За прошедшие почти два столетия у нас в общей сложности принято около двух десятков законодательных актов по правовой охране изобретений, которые, несомненно, оказали значительное влияние на развитие отечественного изобретательства и научно-технического потенциала в целом. Последний из них, Патентный закон Российской Федерации, действует без каких-либо изменений с октября 1992 года.

Надо сказать, что он еще больше усложняет и так не слишком простую жизнь наших изобретателей.

Государственная пошлина за регистрацию, экспертизу и выдачу патента на полезную модель, изобретение, промышленный образец составляет примерно десять тысяч рублей, это без учета ежегодных пошлин за поддержание патента в силе. В то же время услуги специалиста-патентоведа, способного оформить заявочные материалы в соответствии с административным регламентом Роспатента, стоят в разы больше.

Инноватор, патентующий свою разработку только на территории РФ, несет большие риски: чтобы защитить свою интеллектуальную собственность патентом, он должен опубликовать всю информацию о ней. При этом ничто не мешает зарубежным компаниям воспользоваться этими данными и зарегистрировать у себя такое же изобретение с некоторыми изменениями, лишив тем самым автора возможности в последующем получить международный патент.

При в СССР патенты оплачивало государство, давая изобретателям возможность не думать хотя бы о правовой стороне вопроса. Вопрос о патентовании, конечно, больной для российских Кулибиных. Но это не единственная проблема, стоящая на их пути.

— С 1994 года отменена статистическая отчетность. Поэтому сегодня мы не знаем ни точное количество авторов и их изобретений, ни экономическую эффективность от того, что придумывают российские инноваторы. При этом государство теряет деньги за счет не использованных новинок, о которых мало кому известно. Сегодня нам необходимы законы, регулирующие отношения государства (как работодателя) и изобретателей, — уверен председатель Ростовского регионального отделения общественной организации Всероссийского общества изобретателей и рационализаторов Евгений Кириченко.

Только за последний год ростовские изобретатели придумали несколько интересных нововведений. Леонид Иванов разработал дешевые стройматериалы, обладающие высокой теплопроводностью. Геннадий Гребенюк — зубчатую передачу для редукторов, с помощью которой затраты на их изготовление можно уменьшить в 3–4 раза.

Немало возмущает Евгения Кириченко и то, что в России отменили звания «Заслуженный изобретатель» и «Заслуженный рационализатор». О какой поддержке разработки новых технологий можно говорить, если люди знают, что их труд вряд ли будет оценен по достоинству на государственном уровне.

И ростовчане решили бороться за возвращение званий. Наши изобретатели написали письма Дмитрию Медведеву — одно, в электронной форме, отправили на сайт президента, второе, в бумажном варианте, по почте ушло в приемную.

О судьбе первого Кириченко ничего не знает. А второе переадресовали в министерство промышленности Российской Федерации. В конце концов, в ответ на свою просьбу вернуть изобретателям почетные звания ростовчане получили письмо, в котором им напомнили, что президент имеет право принимать любые решения и подписывать любые указы.

В нашей стране изобретатели, которые еще не добились славы, воспринимаются как чудаки, которые ходят с чертежами и постоянно чего-то просят. Сегодня проблема не в нехватке неординарно мыслящих людей, а в том, что реализации их идей никто не хочет содействовать. Несмотря на то, что, как минимум, некоторые из них могли бы изменить жизнь россиян к лучшему.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру