11 ноября первомайский суд Ростова вынес обвинительный приговор бывшему заместителю министра здравоохранения Ростовской области Василию Кравченко и экс-начальнику отдела централизованных закупок министерства Марине Липовской. Чиновников осудили по статье «злоупотребление должностными полномочиями», обвинив в закупке медоборудования по завышенной цене. Ростовский процесс был призван стать очередным звеном в цепи «разоблачительных сеансов», шумной волной прокатившихся по всей стране. Напомним, что инициатором антикоррупционной «томографической» кампании выступил нынешний премьер-министр Дмитрий Медведев, потребовавший сурово наказать всех причастных к закупке медтехники для государственных нужд по завышенным ценам. В итоге десятки российских госслужащих были привлечены к административной ответственности и в разных регионах страны возбудили 17 уголовных дел. Но к реальным тюремным срокам были приговорены лишь несколько высокопоставленных чиновников, причем исключительно в тех случаях, где в уголовном деле фигурировал факт получения крупной взятки. Тем сенсационнее прозвучало недавнее решение Первомайского суда Ростова, приговорившего экс-чиновников донского Минздрава к двум годам колонии общего режима, в то время как прокурор требовал для них лишь условного наказания. К тому же в материалах уголовного дела отсутствовал факт дачи взятки.
Сакральные жертвы
Согласно материалам уголовного дела, весной 2009 года в результате тендерных торгов донской Минздрав закупил несколько единиц медтехники (три компьютерных томографа и один ангиограф) по завышенной цене, переплатив около 93 млн рублей. Нерациональным использованием средств федерального бюджета вскоре заинтересовались донские правоохранители. В результате было возбуждено уголовное дело и появились обвиняемые — тогдашние заместитель министра здравоохранения Ростовской области Василий Кравченко и начальник отдела централизованных закупок министерства Марина Липовская. По версии следствия, чиновники, используя свои должностные полномочия, завысили начальную цену контракта по отношению к среднерыночному уровню. Кроме того, являясь ответственными по закупке медицинского оборудования, они незаконно включили в конкурсную документацию требования, свойственные конкретному производителю, что не позволило другим компаниям принять участие в торгах. В итоге право привезти в Ростов и Таганрог дорогостоящее оборудование получила фирма «Алком-7», директором и владельцем которой являлся ростовский бизнесмен Роман Гордашевский. В отношении предпринимателя возбудили уголовное дело по статье «Мошенничество в особо крупном размере», и по решению суда его арестовали. Правда, только заочно: к тому моменту Роман Гор-дашевский успел скрыться за границей, был объявлен в розыск по линии Интерпола, где значится и по сей день.
Между тем на родине оставались другие официально назначенные участники уголовного действа — чиновники донского Минздрава Василий Кравченко и Марина Липовская. Несмотря на отсутствие в их деле факта получения взятки, обвинение, а вслед за ним и суд сочли вину подозреваемых доказанной и приговорили экс-заместителя министра к двум годам колонии общего режима, а бывшую начальницу отдела централизованных закупок министерства — к двум годам и одному месяцу лишения свободы, добавив женщине лишний месяц заключения за якобы проявленную халатность при поставке томографов в медучреждения Каменска-Шахтинского и Батайска в 2008 году.
При этом ни следствие, ни суд не смутил тот факт, что во время подготовки конкурсной документации Марина Липовская находилась в больнице на операции, после чего проходила длительную реабилитацию. К тому же по непонятным причинам суд отказал стороне защиты в проведении товароведческой экспертизы с целью определения рыночной стоимости закупленной медтехники. Но едва ли не самой большой загадкой этого процесса стал сам приговор Первомайского суда, назначивший подсудимым реальные сроки в местах заключения, и это при том что обвинение настаивало на условном наказании.
История всероссийского обмана
— Случай довольно редкий для судебной практики, — высказывает свою точку зрения кандидат юридических наук Александр Романцев. — Тем более что в большинстве уголовных дел по закупке медтехники, возбужденных почти в двух десятках регионов страны, реальный срок получили лишь несколько чиновников, уличенных в получении крупных взяток.
В большинстве же случаев уголовные дела завершались условным наказанием, а в ряде мест и вовсе проводились по статье «Халатность» и закрывались по причине истечения срока давности. Яркий тому пример — Кировская область, где томограф стоимостью в 40 млн рублей закупили за 92 млн. Но доказать халатность чиновников следствию не хватило времени. В итоге ущерб бюджету в десятки миллионов рублей, что называется, повис в воздухе.
По статье «Халатность» было возбуждено и уголовное дело в отношении бывшего заместителя министра здравоохранения Рязанской области, обвиняемой в причинении ущерба региональному бюджету на сумму свыше 72 миллионов рублей.
Эту же статью вменили экс-министру здравоохранения Калининграда. Но суд не нашел в действиях чиновницы даже признаков халатности. В итоге подсудимая была полностью оправдана.
Еще один яркий пример лояльности проявила Фемида Тульской области. Здесь директора департамента областного здравоохранения Евгения Юдина обвинили в необоснованном расходовании бюджетных средств на сумму более 138 млн рублей при закупке томографов. Спустя несколько лет судебных разбирательств чиновника приговорили к трем годам колонии общего режима и назначили штраф в размере 500 000 рублей. Но в ходе рассмотрения апелляционной жалобы суд постановил переквалифицировать назначенное наказание на условное с испытательным сроком на 3 года.
Не менее впечатляюще выглядит уголовная история заместителя начальника Управления здравоохранения Екатеринбурга Александра Шастина. По версии следствия, в 2005 году уральские чиновники приобрели два компьютерных томографа фирмы Siemens по цене, превышающей рыночную почти вдвое, нанеся тем самым ущерб городскому бюджету на 24 миллиона рублей. Судебный процесс по делу Шастина завершился в феврале 2010-го. При этом сумма инкриминируемого ему ущерба сократилась с 38 до 12,7 миллиона, а по эпизоду с томографом прокуратура и вовсе потерпела полное фиаско. Следствие не смогло убедить суд, что чиновник давил на членов закупочной комиссии, дабы были куплены именно томографы Siemens по завышенным ценам. В итоге Шастин был приговорен к восьми годам лишения свободы и штрафу в 700 тысяч рублей, но совсем по иному эпизоду: за получение взятки.
Весьма показательна в этом смысле история закупки томографов Ярославскими властями. Некое ООО «Пульсар» купило медоборудование у американской фирмы, не являющейся производителем томографов, по ценам, в два раза превосходящим отпускные производителя. Но и это оказалось лишь началом длинного пути. Вскоре ООО «Пульсар» перепродало томографы другому обществу с ограниченной ответственностью — «МедКаргоЛогистика», которое, в свою очередь, переуступило томографы весьма уважаемой конторе — Федеральному государственному унитарному предприятию по поставкам продукции Управления делами Президента Российской Федерации (ФГУП ППП). И уже данное предприятие перепродало оборудование Ярославской области по цене на 64 млн рублей выше закупочной. Витиеватая история ярославских томографов легла на стол российского президента, и уже вскоре было возбуждено уголовное дело по статье «Мошенничество» в отношении директора коммерческой организации, которая, по версии следствия, закупила за пределами России дорогостоящую технику по заниженной цене, предоставив на таможне документы с заведомо завышенной ценой. При этом правоохранители пришли к выводу, что сотрудники департамента здравоохранения в преступном сговоре не участвовали и не имели корыстной заинтересованности.
Едва ли не единственными примерами реального наказания чиновников стали экс-министр Ульяновска Федор Прокин и экс-начальник военно-медицинского управления Минобороны РФ генерал-майор Александр Белевитин.
Первый был назван судом членом организованной преступной группировки (вместе с главврачом областной клинической больницы, депутатом Заксобрания и руководителями двух предприятий-посредников) и обвинен в хищении 90 млн рублей, за что получил 7,5 года колонии и предписание выплатить крупный штраф.
Бывший главный военный медик России также был признан судом виновным в закупке томографов по завышенным ценам и получении крупной взятки, за что был лишен воинского звания и приговорен к восьми годам заключения. Между тем его заместитель, признанный виновным в передаче денег, отделался штрафом и был освобожден прямо в зале суда.
— Хочу заметить, что в случаях Федора Прокина и Александра Белевитина речь шла о получении крупных взяток, судом был доказан умысел подсудимых и преступный сговор, — поясняет «МК на Дону» эксперт. — В большинстве же вышеназванных примеров доказать преступный умысел чиновников было крайне сложно, а порой и невозможно. Тем более что программные мероприятия по закупке медтехники согласно регламенту определяются на федеральном уровне. Как правило, столичные чиновники дают указание, какое оборудование и на какие средства должен закупать регион. Напомню, что в докладе Контрольного управления Президента РФ сказано, что «по наиболее высоким ценам закупку медицинского оборудования... осуществило Минздравсоцразвития России». А это значит, что своими действиями федеральные чиновники фактически устанавливали планку цен на аналогичное оборудование, закупаемое регионами.