Донской туризм без предпринимателя

Без государственной поддержки ростовские туроператоры не спешат развивать внутренний туризм

Почему ростовские туроператоры не спешат развивать въездной туризм? Ответ на этот вопрос пыталась выяснить корреспондент «МК на Дону».

Без государственной поддержки ростовские туроператоры не спешат развивать внутренний туризм

Как показывают социологические опросы, современный россиянин без труда назовет курорты Египта и Турции, но затруднится рассказать о достопримечательностях родного края. Жители Дона не исключение. Количество агентств, предлагающих туры по Донской земле, можно легко сосчитать по пальцам одной руки. Сами туроператоры объясняют ситуацию отсутствием поддержки и реальной заинтересованности в развитии въездного туризма со стороны властей.

Памятник при свалке

— Начать с того, что в такой огромной стране, как Россия, нет Министерства по туризму. В крошечной Нигерии есть, а у нас нет, — высказывает наболевшее Татьяна Нечепаева, директор одной из немногих в ростовском регионе туристических компаний, занимающихся въездным туризмом. — Если взять донской регион, то у нас четыре человека работает в городском Департаменте по туризму и двое — в областном. В отсутствие финансов эти люди при всем своем желании мало что могут сделать. А для развития въездного туризма в регионе необходимы серьезные бюджетные вливания и немалый административный ресурс.

Стать туристической Меккой, по мнению специалистов, донской земле мешает прежде всего отсутствие дорог и развитой инфраструктуры. Решить эти проблемы без государственной поддержки туриндустрии не под силу.

— Пример тому — реконструкция трассы М-4. Как только появилась нормальная дорога, поток россиян, желающих летом отдохнуть на побережье Дона и Таганрогского залива, заметно вырос, — рассказывает «МК на Дону» эксперт Светлана Абдулазизова.

Но на этом проблема донских дорог и подъездных путей отнюдь не разрешилась.

— На сегодняшний день автобусная экскурсия по донской столице — задача почти не выполнимая в условиях городских пробок в отсутствие парковочных карманов. А памятники архитектуры и истории нередко красуются на фоне мусора и городских свалок, — со знанием дела говорит Татьяна Нечепаева. — Взять хотя бы старый Ростов. Здесь множество домов уникальной архитектуры. Но их нужно приводить в порядок. Настоящая «фишка» Ростова — левый берег и городская набережная. Но с ними соседствуют развалюхи. Ливневка отсутствует, и даже после небольшого дождя город заливает поток мутной грязи.

Требуются гарантии

Не секрет, что донские акулы туриндустрии в большинстве своем отдают предпочтение выездному направлению. Продать зарубежный тур и получить комиссию гораздо проще, нежели инвестировать собственные средства в развитие въездного туризма, требующего серьезных финансовых вложений. Изменить ситуацию, по мнению экспертов, могла бы поддержка со стороны государства. Тем более что грамотно построенный въездной туризм может стать ощутимой статьей дохода местного бюджета.

— У нас есть река Дон, а это колоссальный туристический ресурс. Прежде всего потому, что река — это круизы, а значит, большие потоки туристов, — подтверждает донской потенциал Татьяна Нечепаева.

В последние годы все большей популярностью пользуется так называемый событийный туризм. Но при этом людей нужно где-то расселить, и желательно не очень дорого.

— Не секрет, что туры в Турцию, Египет и даже Испанию на сегодняшний день по цене более привлекательны, нежели экскурсионный пакет в донскую столицу. И дело прежде всего в высокой стоимости проживания в гостиницах Ростова, — поясняет Татьяна Нечепаева. — Региону крайне необходимы бюджетные гостиницы экономкласса. За их постройку готовы взяться инвесторы, но при условии гарантии стабильности со стороны государства.

— Для развития бизнесом туристской инфраструктуры нужно, чтобы процедура предоставления земли была достаточно прозрачна и не занимала слишком длинный промежуток времени. К тому же необходимы условия подключения к ресурсам. Существующие сегодня областные целевые программы предусматривают субсидирование процентных ставок по инвестиционным кредитам, а также субсидии на подключение к энергоресурсам, — поясняет Светлана Абдулазизова.

Тем не менее, как показывает практика, даже вхождение в губернаторскую сотню приоритетных проектов региона не становится гарантией стабильности для предпринимателя. Пример тому — конфликт застройщика частной гостиницы в Ростове и топливной компании. Реализуя проект, включенный в губернаторскую сотню, и имея на руках всю разрешительную и техническую документацию, инвестор уже выстроил десять из тринадцати предусмотренных проектом этажей, вложив дополнительно шесть миллионов рублей на прокладку городской теплотрассы. Неожиданно поставщик тепла заявил об отсутствии необходимых мощностей для подключения. Под ударом монополиста оказались сразу несколько крупных застройщиков, спор хозяйствующих субъектов вышел на губернаторский уровень.

— На строительство гостиницы мы взяли крупный кредит в банке и сегодня ежедневно теряем 50 тысяч рублей. Если зимой придется остановить проект, то компания окажется ввергнутой в финансовый коллапс. Мы не можем проводить отделочные работы, пока в здании нет тепла, — рассказывает «МК на Дону» собственник гостиницы.

— Я не думаю, что это проблема, которую предприниматель должен решать самостоятельно. При губернаторе действует Совет по инвестициям. Он и был создан для того, чтобы оказывать содействие в развитии проектов, тем более что вышеназванный гостиничный объект включен в перечень ста перспективных проектов губернатора, — высказывает свою точку зрения эксперт Светлана Абдулазизова.

Бабушку в предприниматели

Еще одна нереализованная мечта донских туроператоров — развитие сельского туризма.

— Однажды мне довелось посетить в Бельгии гостевой дом агрофермерского хозяйства, в котором имелись куры, овцы, коровы. Животные содержались в идеальной чистоте. Хозяйка агрофермы пекла свои национальные кулебяки. Меня эта сельская идиллия просто потрясла. Будучи уверенной, что огромное количество людей устало от мегаполисов, а некоторые даже живьем не видели корову, я предложила донской администрации заняться этим направлением. Тем более что в регионе есть к тому все предпосылки. В своей школе по туризму мы даже сделали спецпрограмму для обучения людей сельскому туризму, — продолжает свой рассказ Татьяна Нечепаева.

Казалось бы, в условиях острой нехватки рабочих мест сельские жители должны были подхватить идею экотуризма «на ура». Тем более что никаких особых навыков для этого сельчанам не требовалось. Хозяйке гостевого дома достаточно было провести мастер-классы — научить туристов лепить вареники, закручивать соленья, делать блинчики. Причем реализация проекта не требовала больших финансовых вливаний. Но главы муниципальных образований, да и сами сельские жители, отнеслись безучастно к предложению туроператора.

— Проблема в том, что развитие сельского туризма, с одной стороны, требует от селян собственных финансов на ремонт помещения и создание необходимых условий для приема туристов. С другой стороны, на сегодняшний день так и остался нерешенным вопрос статуса гостевых домов. Если это средства размещения, то сразу возникает множество вопросов у Ро-спотребнадзора и Пожарнадзора. В противном случае это незаконное предпринимательство. Те регионы, которые сегодня развивают экотуризм, по-разному выходят из этой правовой коллизии — объединяют гостевые дома под эгидой одного субъекта предпринимательской деятельности. На сегодняшний день заставить бабушку, принимающую туристов, открывать индивидуальное предпринимательство, сложно, да и не нужно. Нерешенность данного вопроса, на мой взгляд, главное препятствие. Между тем для субъектов предпринимательской деятельности в сфере туризма в рамках областной программы развития малого и среднего предпринимательства предусмотрены средства на создание собственного дела.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру