«Потому что от 44 промысловых видов рыб ценных пород Азовского бассейна за последние четверть века почти ничего не осталось. Потому, что в результате хищнического хозяйствования за какие-то полвека уничтожены стратегические рыбные запасы, которые кормили пол-Европы», — сказано в петиции. На сегодняшний день под ней поставлено около 600 подписей.
Автор петиции Владимир Лагутов, доктор технических наук, в свое время работавший экспертом комитета по экологии Госдумы РФ, поясняет, что катастрофическое сокращение рыбных ресурсов ценных пород рыб произошло из-за вмешательства человеческого фактора в экосистему Дона. В частности, из-за создания Цимлянского водохранилища, Кочетовского гидроузла. По мнению Владимира Викторовича, строительство Багаевского гидроузла, в котором не предусмотрена система свободного прохождения рыбы, станет той последней соломинкой, которая переломает хребет донскому рыбному запасу.
У Минтранса — основного заинтересованного лица — существует свое мнение, не раз высказанное в официальных источниках: воздействие Багаевской плотины на окружающую среду будет минимальным. Другого заявления от министерства ждать не приходится. Еще весной минувшего года на заседании совета Росморречфлота руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко рассказал, что они недавно получили три «узких» места в России, где глубины составляют чуть более трех метров. В число этих мест входит Нижний Дон в районе Багаевки.
5000-тонные суда с нефтью, такие как «Волга-Дон», уже не могут при полной нагрузке без опаски ходить по обмелевшему руслу. Вот и надобен гидроузел.
Владимир Лагутов так комментирует ситуацию: «Никакой экономической необходимости для населения области в его строительстве нет, никакой экспертизы проекта не было, нет и согласия самого народа, живущего на Дону, на уничтожение реки в интересах узкой группы лиц. Их сиюминутные интересы по вывозу нефти из России не могут разделяться гражданами, которые понимают, что удельная доля водного транспорта по сравнению с другими видами составляет величину порядка 1,5%. Дон и так загрязнен нефтью выше всех норм и уже утратил первозданное качество источника водоснабжения. Совершено преступление, называемое по статье 28 УК РФ экоцидом без сроков давности против человечества. В этих условиях какое-либо строительство в бассейне реки Дон является преступлением и подлежит запрету в любом виде. Единственное, что возможно, — это незамедлительная реконструкция экосистемы реки и демонтаж экологически опасных объектов по всему бассейну».
Не надо быть экологом, чтобы понять: если в Дону вода поднимется почти на 3 метра, то она неизбежно выплеснется по пойме Багаевского, Октябрьского, Семикаракорского и Усть-Донецкого районов. Будут местные жители круглый год откачивать воду из подвалов и погребов. Даже может навсегда исчезнуть река Аксай. Зато пойдут по Дону 5000-тонные баржи.
На петицию уже пришел ответ. Пока он больше напоминает знаменитое: «Радостью сообщаю, ждите ответа. Тов. Бендер-Задунайский». Дословно он звучит так: «Сообщаем, что Ваше обращение в электронной форме, поступившее в адрес администрации Президента Российской Федерации, отправленное Вами 19.03.2013, в целях обеспечения Вашего конституционного права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления направлено на рассмотрение в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, в Федеральное агентство по рыболовству.
Главный советник департамента письменных обращений граждан и организаций А. Киселев».
— Пока эта команда из долгого ящика даст вразумительный ответ, не одна тысяча человек подпишет эту петицию. Хотя многие уже сообщают, что, странное дело, нужная страница не открывается и подпись поставить не удается. Мы запускаем новую петицию в продолжение старой — за запрет строительства Багаевского гидроузла на Дону, далее — за смену приоритетов в схеме управления водными ресурсами водохранилищ с промышленных (энергетика и транспорт) на живые — рыбу и воду для людей, — сказал корреспонденту «МК на Дону» Владимир Лагутов.