Вместо знаний — поток сознания

У нынешних абитуриентов багаж знаний, нужный для того, чтобы поступить в вуз, заметно ослаб

Ольга Белокрылова, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории экономического факультета ЮФУ, склонна связывать это с отмиранием вузовского репетиторства. В 1990-е годы выпускники школ за время репетиторства фактически осваивали программу первого курса. Сегодня учить первокурсников преподаватели начинают с чистого листа.

У нынешних абитуриентов багаж знаний, нужный для того, чтобы поступить в вуз, заметно ослаб

Также Ольга Белокрылова отмечает повышенное внимание современных абитуриентов к различной, в том числе политической, информации. Актуальные новости они получают прямо здесь и сейчас посредством компьютеров, мобильников и айпадов. «Это расширяет кругозор наших абитуриентов как членов гражданского общества и приводит их, на мой взгляд, к более высокой политической активности через краудсорсинг — подключение к общественным акциям через интернет. Примеры этого есть и в Ростове, когда добровольцы искали пропавшую девочку», — отметила Ольга Белокрылова.

Россия находится на 7-м месте в мире по количеству средств коммуникаций, в частности числу мобильных телефонов — 166 на 100 человек населения, говорят эксперты. Сегодняшние абитуриенты уже эффективно включены в российское интернет-пространство. Но включенность в различные социальные сети требует немедленной реакции. Для некоторых молодых людей необходимость ответить другу на сообщение, оставить комментарий или опубликовать свой статус становится неотъемлемой частью повседневной жизни. Погружаясь в интернет, они все больше теряют навык языкового общения, считает Ольга Белокрылова: «Сейчас у нас есть много программ обмена, однако вследствие невысокой языковой подготовки зачастую они не реализуются».

Виктор Черноус, кандидат политических наук, профессор ИППК ЮФУ, настаивает на том, что выпускники двадцатилетней давности были в достаточной степени инфантильны: по существу, выбор специальности за них осуществляли родители. Современные выпускники более раскованы, самостоятельны, но производят впечатление очень низкой школьной подготовки. Это является следствием внутренних противоречий школьной реформы, отмечает эксперт.

В школах сейчас учат мыслить самостоятельно, при этом не опираясь на знания. «Как это ни парадоксально для реформаторов, мыслить можно только на основании знаний. Поэтому, не получив знаний, школьники не научились строго мыслить, полагая, что свободный поток сознания может заменить это. Поэтому у учеников чудовищно низкие показатели по истории, литературе, географии и другим предметам. Особенно печальны знания по русскому языку, что сказывается на неумении строить свои ответы», — говорит Виктор Черноус.

Абитуриент сегодня к высшему образованию относится не всегда серьезно, отмечает старший преподаватель кафедры зарубежной истории и международных отношений ЮФУ Сергей Шпагин. Это отразилось в лексике студентов: они часто говорят «институт» вместо «университет», «учитель» вместо «преподаватель», «домашнее задание», а не «самоподготовка».

Ослабла связь научного руководителя и студента в ходе подготовки квалификационных работ. Улучшения качества при замене их на «бакалаврское сочинение» и «магистерскую диссертацию» так и не произошло, считает Сергей Шпагин. Абитуриент становится студентом с уже заниженным представлением о степени сложности квалификационной работы, воспитанным в школе: «А на фига это надо, если все есть в интернете». «Сегодняшнее состояние высшего образования и рынка труда характеризуется нестабильностью, поэтому сложно сформировать повестку дня для школы и абитуриента — каким он должен быть. Ведь к моменту его поступления вне рейтинга окажутся вузы страны с рынком труда, заинтересованным в неквалифицированной силе, конкурирующей с безработными из стран СНГ и близкого дальнего зарубежья», — заключил Сергей Шпагин.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру