— Закон «О защите прав потребителей» применяется в России более 20 лет. Что изменилось?
— Сегодня защитить свои права гораздо труднее. В закон постоянно вносятся дополнения и изменения, появляются новые статьи, а иные утрачиваются.
Работать с организациями, которые занимаются розничной торговлей, становится все труднее: потребителя все слушают, но никто не слышит, а попросту игнорируют. Все научились писать красивые ответы, но они являются сплошным переписыванием статей закона. Потребитель — гражданин, который не обладает специальными знаниями, он слаб в экономике, а в магазине сталкивается с профессионалами, в суде — с подкованными юристами, и машине этой ему противостоять все сложнее, особенно в суде.
— Какие новые направления вошли в потребительскую сферу?
— Сейчас много обращений по поводу товаров, которые реализуются дистанционным способом, через интернет-магазины. Много нерешенных вопросов в отношении магазинов «Секонд-хенд» — отсутствует документ, который бы регулировал отношения в этой системе. Получается, что магазины есть, а правил нет.
К сожалению, большой проблемой остается разобщенность организаций, которые занимаются защитой прав потребителей.
Наиболее некачественные товары:
— мобильные телефоны;
— холодильники;
— мебель;
— обувь;
— кондиционеры;
— гаджеты (эл. книги, смартфоны, планшеты);
— металлопластиковые конструкции (окна, оконные блоки, двери).
По количеству жалоб лидируют:
— Русская Телефонная Компания;
— «Цифроград» (мобильные телефоны);
— «ДНС-Ростов» (цифровая техника);
— «М.видео» (бытовые товары и цифровая техника);
— «Эльдорадо» (бытовые товары);
— «Дятьково» (мебель);
— «Стальные двери», ИП Рзаев (мебель);
— «Комфорт-север», ИП Сметанина (мебель);
— ИП Цыплаков (металлопластиковые окна).
Товары, на которые не обязательно предоставлять подмену:
— автомобили, мотоциклы и другая мототехника;
— мебель;
— электробытовые приборы, используемые как предметы туалета или в медицинских целях;
— электробытовые приборы, используемые для термической обработки продуктов;
— гражданское оружие.
Организации, защищающие права потребителя
Управление Роспотребнадзора по Ростовской области. Осуществляет контроль и надзор в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и потребительского рынка. Ростов-на-Дону, ул. 18-я линия, 17; тел.: (863) 251-05-92; факс: (863) 251-77-69.
Департамент потребительского рынка Ростовской области. Проводит осуществление госполитики в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, ведет мониторинг качества товаров и услуг, доводит до сведения потребителей, информирует. Ростов-на-Дону, ул. Московская, 51/15; тел.: (863) 240-87-95; факс: (863) 240-26-61.
Органы местного самоуправления (ст. 44 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Рассматривают жалобы потребителей, консультируют по вопросам защиты прав потребителей; обращаются в суды. Подробнее: http://zppdon.ru.
Общественные организации
Дают юридические и правовые консультации, представляют интересы потребителя в суде.
Ростовский союз защиты прав потребителей, городская общественная организация. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 18; тел.: (863) 269-83-93, (863) 269-82-26.
Региональная общественная организация «союз защиты прав потребителей «Донской союз». Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 61, тел.: (863) 234-92-09.
Межрегиональная общественная организация «комитет защиты прав потребителей Южного федерального округа». Ростов-на-Дону, ул. Лермонтовская, 125; тел.: (863) 255-52-88.
Ростовская региональная общественная организация «Донская ассоциация защиты потребителей и предпринимателей». Ростов-на-Дону, пр. Сельмаш, 3; тел.: (863) 252-27-08.