Вот и в этом году новый заммэра по вопросам ЖКХ Владимир Арцыбашев уже объявил, что город собирается приобрести пять вакуумных машин, представляющих собой компактный дорожный пылесос. Стоимость каждой — почти 45 миллионов рублей, это 225 миллионов из городского бюджета. К тому же около 16—17 миллионов рублей будет израсходовано на ремонтные работы в парке Собино в Железнодорожном районе, еще от 14 до 18 миллионов — на реконструкцию фонтана на Аллее Роз в Советском районе. Кроме этого предстоит досеять газоны, отмыть фасады и опоры наружного освещения, покрасить детские и спортивные площадки, скамейки и остановки общественного транспорта, ликвидировать зимние разрытия, стихийные свалки, почистить грязный общественный транспорт. На все это тоже нужны деньги, и немалые. Насколько необходима Ростову на фоне всех проблем такая дорогостоящая новая техника?
Во время объезда города с участием заместителей мэра Виктора Шумеева и Владимира Арцыбашева коммунальщики продемонстрировали возможности современных машин. Ravo — тот самый компактный дорожный пылесос с высокой мощностью всасывания и объемным бункером для грязи. Способен работать при температуре до -18°С и при уклоне дороги до 30 градусов. Isuzu, оборудованная двумя щетками и центробежным всасывающим насосом, подбирала то, что вычистила предыдущая машина. Вроде бы быстро, качественно, удобно. Однако в наших условиях, по мнению специалистов, закупка таких машин равносильна выброшенным на ветер деньгам.
— В наших условиях, где все дороги в ямах, колдобинах, эта техника не своевременна, — считает директор ООО «Инфоцентр» Сергей Горобец, работающий в коммунальной отрасли с 1999 года. — Она не приспособлена к нашим дорогам и может сломаться. Сначала следует дороги привести в соответствие с западными, где такие машины успешно работают: срезать приличный слой покрытия, сделав дорогу намного ниже бордюра, и высадить у края травы, которые затруднят сход грязи на тротуар. И только потом пользоваться подобными пылесосами.
Сегодня, приводит пример коммунальщик, ездит по Ростову «Пума», она только разметает по сторонам пыль, которая потом оседает на тротуар. Кроме того, Сергей Горобец считает, что эта техника сможет ездить лишь по центральным улицам, а на второстепенных, и уж тем более между домами, быстро сломается.
Там должны работать дворники. Никто ни в администрации, ни в департаменте ЖКХ не смог ответить, сколько в Ростове дворников. Как подчеркнул Владимир Арцыбашев, сегодня их не хватает, поэтому ставка делается на механизацию ручного труда. К тому же, по мнению чиновника, современное уборочное оборудование намного эффективнее простой метлы.
Это так, но опять же на центральных улицах. Получается, что чиновники заботятся лишь о фасаде города. А ведь именно на узеньких улочках хуже всего убирается грязь. Например, переулок Газетный, центр города — бумаг здесь видимо-невидимо. Некоторые площадки вообще не убираются, превращаясь в мини-свалки. С тротуаров, вероятно, чтобы упростить себе жизнь, мусор смели прямо под окна жителей цокольных этажей.
Мы можем потратить миллиарды, и не рублей, а долларов, на заморскую чудо-технику и продолжить утопать в грязи. И это будет длиться до тех пор, пока на улицы регулярно не станут выходить мотивированные достойной оплатой дворники. И поставить урны на каждом шагу! Их в Ростове всегда не хватало.