Распил ансамбля

Чиновник от культуры не желает знать мнение творческого коллектива

Последствия застарелого конфликта между художественным руководителем муниципального
народного ансамбля песни и пляски азовских донских казаков и руководством местного отдела культуры участники коллектива постоянно испытывают на себе.

Чиновник от культуры не желает знать мнение творческого коллектива

То до артистов не доходили приглашения из других городов, то защита звания народного ансамбля оказалась унизительной процедурой, ансамбль пытались отстранить от участия в международном фестивале, не вписывали его в программные сетки городских мероприятий. На этот раз на кону оказалась целостность коллектива, который решили разделить на муниципальный и народный.

«Демократию здесь разводить ... неуместно»

«Перестановки в муниципальном коллективе есть производственный процесс, — утверждает руководитель отдела культуры и искусства, и. о. заместителя мэра по социальной политике Андрей Кляндин. — Культура — это точно такое же производство. Почему я должен узнавать мнение коллектива? Это все равно что прийти на завод, где руководитель принимает решение, и спросить, почему он не интересуется мнением работников. Мне нужен результат. Люди из муниципального ансамбля находятся в рамках трудового законодательства, у них есть трудовые контракты, договоры,на основании которых они работают. Демократию здесь разводить и спрашивать людей, как я должен поступить, я считаю, неуместно».

За полувековую историю существования коллектив превратился в большую семью. На одной сцене выступают дети и внуки артистов, когда-то впервые прославивших коллектив на всю страну. Кстати, в 1969 году ансамблю «за высокое исполнительское мастерство» присвоили звание народного. Для самых маленьких участников Дон — не просто река, а «наш Батюшка».

Специалисты из областного Дома народного творчества ансамбль считают достойным и рассказывают, что редкое областное мероприятие проходит без его участия. Кроме того, казаков любят и с теплотой принимают за рубежом. Ансамбль не единожды срывал овации на сценах Болгарии, Франции, Польши, Португалии, Греции и других стран.

Кто платит, тот и хозяйничает

Корни сегодняшнего конфликта были заложены в 1998 году, когда тогдашняя администрация решила поддержать ансамбль. Постановлением мэра города Азова на базе Народного ансамбля песни и пляски донских казаков был основан муниципальный народный ансамбль. Участников коллектива на тот момент было более 40, а количество ставок ограничено: всего 30. Ансамблю ничего не оставалось делать, как принять помощь от администрации, это был способ выжить. Тем более что все эти годы разделение носило чисто формальный характер, а молодым участникам таким образом еще и шел трудовой стаж. Но на гастролях или в концертах всегда выступал полный состав народного ансамбля. На год позже, в 1999 году, руководить муниципальным коллективом пригласили заслуженного работника культуры РФ Людмилу Голикову. Репертуар, постановки, песни и танцы Людмила Николаевна разрабатывала с представителями ансамбля, который носит звание народного. По словам участников, Голикова в некотором смысле явилась спасением для коллектива, в то время он нуждался в свежем вливании творческих идей. Новый худрук с задачей справилась. Однажды нашла на мусорнике старые платья, от которых решил избавиться Дворец культуры, отреставрировала их и превратила в яркие костюмы, которые не только радовали участников, но и придавали им дополнительный профессиональный статус в глазах зрителей. Артисты уверяют, что с тех пор как их ансамбль стал еще и муниципальным, костюмы, обувь, инструменты и реквизиты коллектив покупал за свой счет. «Конечно, после некоторых обращений к мэру мы получали от него помощь в виде целевых средств. Но что касается гастролей или переездов, то лишь один раз мы выехали за границу на остров Кипр за счет средств администрации, все остальные переезды мы также оплачиваем сами», — говорит Людмила Голикова. Так коллектив существовал до недавних времен.

Теперь такая схема руководителя отела культуры и искусства, и. о. заместителя мэра по социальной политике Андрея Кляндина не устраивает. По его решению ансамбль необходимо разделить на два коллектива: муниципальный — коллектив, который будет получать заработную плату, и народный, в котором люди будут участвовать в свободное от работы время в виде хобби. Кстати, участники ансамбля сообщили, что их зарплата составляет от трех до четырех тысяч рублей.

Кроме того, Андрей Кляндин решил назначить нового худрука муниципального ансамбля. В принципе, ничего противозаконного Андрей Владимирович не делает. Формально его полномочия позволяют совершить подобный шаг. Однако как участники и преподаватели ансамбля, так и худрук Людмила Голикова уверены, что это разделение — лишь инструмент, с помощью которого чиновник пытается отстранить Людмилу Голикову, отношения с которой у него давно испорчены. Людмила Николаевна не скрывает, что здесь замешана взаимная неприязнь, однако также заявляет, что пыталась пойти с Андреем Владимировичем на мировую, но никаких результатов это не принесло.

«Более трех лет ведется борьба за смещение неугодного руководителя с этой должности. Я думаю, что основная причина — финансовая. Нужно перераспределить денежные средства, поставить угодного человека в свою пользу. В моей трудовой книжке в этом году была сделана запись о том, что с 2007 года я якобы не являюсь руководителем муниципального ансамбля. Мне сейчас приходится оспаривать эту запись в суде. Администрация Дворца культуры настаивает на том, что я никакого отношения к муниципальному коллективу не имею и не имела. Ну это же невыносимо!» — со слезами на глазах рассказывает Людмила Николаевна, демонстрируя грамоты и дипломы с 2007 по 2011 годы, где черным по белому указана ее фамилия в графе «художественный руководитель ансамбля».

Распадаться коллектив не хочет

Андрей Кляндин утверждает, что никаких конфликтов с ансамблем у него нет. «Разделение коллектива — нормальный рабочий процесс, — говорит Андрей Владимирович. — У нас есть коллектив «Надежда», который прошел эту стадию и чувствует себя отлично. Людмила Николаевна как была руководителем народного коллектива, так им и остается». По словам Андрея Кляндина, профессиональный уровень коллектива падает. «Коллектив танцует 25 лет фактически одно и то же и практически не развивается», — говорит Андрей Владимирович. — Здесь идет не борьба Людмилы Николаевны за коллектив, а борьба за деньги, которые выделяются коллективу, это 1,5 миллиона рублей в год. Это проблема внутренняя, коллектив станет лучше и качественнее, и участникам так будет лучше. У людей есть выбор: желают они поддержать Людмилу Николаевну Голикову — пусть занимаются в народном коллективе, никто не запрещает это делать».

Сами участники ансамбля обижены тем, что их мнение никто не учитывает, с ними никто не советуется ни в вопросе разделения, ни в вопросе смены худрука, которой, к слову сказать, не все довольны. Новым руководителем муниципального коллектива собираются назначить Елену Шевченко. Она уже находилась на этой должности до прихода Голиковой, и, как говорят сами участники ансамбля, они не находили с ней общего языка.

Перед таким нелегким выбором поставили участников ансамбля. С понедельника двум коллективам выделены разные помещения и назначены занятия в одно и то же время. Хотя у них общий репертуар, репетировать в двух коллективах им запрещается, если они пойдут в народный, то им запишут прогул, если в муниципальный, то не с кем будет заниматься.

«Я с понедельника должна прийти заниматься в новый муниципальный коллектив, — говорит участница хора Вера Грибенюк. — Кто будет со мной заниматься? Я пою в хоре, со мной нужно провести распевку, учить песни, ноты. Кто будет заниматься с балетом? Разогревать связки, репетировать? Эти вопросы я задавала руководству Дворца культуры. На что мне ответили: не волнуйтесь, все специалисты есть. Я спрашиваю — кто? Ответа нет. Это что, тайна?! К чему эти интриги? Мы просим показать документ, на основании чего нас разделяют — документы нам не показывают. Нас не пускали на сцену даже в День города. Мы вынуждены тайно убегать, чтобы где-то выступить. Мы забыли, когда мы последний раз выходили в нашем ГДК и пели людям песню и играли. Потому что от нас требуют только фонограммы. Нас заверили, что ансамбль потерял свой уровень. Однако в муниципальный ансамбль перейдут те же люди. Получается, что, будучи в народном коллективе, мы не профессионалы, а в муниципальном — профессионалы».
Артисты говорят, что согласны на то, чтобы коллектив лишили статуса муниципального и забрали их ставки, только распадаться они не хотят.

Пересидеть тяжелые времена

«Раньше культура в Азове процветала, устраивались большие концерты, — рассказывает участница балета Настя Мешкова. — Мы просим: заберите наши ставки, но оставьте нам наше имя, историю, костюмы и помещения, где нам заниматься. Оставьте наш коллектив в покое». Сейчас все участники вымотаны и расстроены тем, что не успевают заниматься творчеством, некоторые не выдерживают и начинают срываться. «Мы, творческий коллектив, — люди импульсивные, — рассказывает один из давних участников ансамбля Анатолий Терещенко. — Мы же все холерики. Если бы были флегматиками, как бы смогли завоевывать звание? Обидно, что наша администрация нас не ценит. Недавно нас пригласили выступить в РИСИ. Мы сначала думали, это ростовский институт, оказалось — это Российский институт стратегических исследований. Что, им некого было пригласить выступить в Москве?»

Тем временем процесс разделения идет полным ходом. Доступ в костюмерную участникам ансамбля воспрещен. Наряды, стоящие на балансе муниципального ансамбля, требуют возвратить. А казакам пока остается только уповать на собственные силы и, вспоминая историю, заряжаться духом предков, некогда участвовавших в Азовском осадном сидении, чтобы с не меньшей отвагой пересидеть попытки разрушить ансамбль.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру