Игроки поневоле

Операторы сотовых компаний вынуждают абонентов играть в лотерею

Ложась на операцию в больницу, ростовская пенсионерка Надежда Андреевна предусмотрительно пополнила свой мобильный счет на 200 рублей. По мнению женщины, этих денег ей с избытком должно было хватить на разговоры с родственниками и подругами — такими же абонентами компании «Билайн», как и она сама. Каково же было удивление пенсионерки, когда к вечеру следующего дня она обнаружила, что на ее счете осталось всего лишь несколько десятков рублей. С большим трудом Надежда Андреевна дозвонилась оператору сотовой компании, дабы поинтересоваться, куда девались деньги.

Операторы сотовых компаний вынуждают абонентов играть в лотерею

Случайная клавиша

— За последние сутки вы несколько раз участвовали в розыгрыше лотереи и пару раз выходили в интернет, — милым голосом пояснили ей на том конце трубки.

Ни в каких лотереях Надежда Андреевна с роду не принимала участие. Об интернете слышала разве что по телевизору, а выход на сайты был для нее сродни полету на Луну, о чем она тут же сообщила оператору.
Ответ представителя сотовой компании обескуражил:
— Видимо, в момент поступления на ваш телефон беззвучной рекламы вы случайно нажали не ту клавишу и невольно приняли участие в лотерее. Таким же образом могли выйти в интернет.

Ключевыми в ответе оператора оказались слова «случайно» и «невольно». Надежда Андреевна тут же потребовала избавить ее от дополнительных услуг и вернуть списанные со счета деньги.
Каково же было удивление пенсионерки, когда вместо 140 списанных рублей ей вернули всего лишь 30, пояснив, что списание денежных средств было абсолютно корректным. А 30 возвращенных рублей — дисконт со стороны компании «Билайн». При этом, как выяснилось позже, интернет и рассылку рекламы так и не отключили...

Коварный хамелеон

Как пояснили «МК на Дону» в компании «Билайн», так называемая услуга «Хамелеон» входит в базовый пакет и автоматически активизируется при подключении SIM-карты на мобильный телефон. Суть этой услуги заключается в том, что беззвучно на экран вашего мобильного поступает информация развлекательного содержания с предложением загрузить какую-то мелодию или картинку, принять участие в лотерее, розыгрыше или викторине. Чтобы избавиться от висящей на вашем экране беззвучной информации, необходимо сделать правильный выбор — нажать клавиши «О'кей» или «Отмена». На разных моделях телефона клавиши разные, и если вы недостаточно хорошо знакомы с аппаратом или же страдаете слабым зрением, то есть большая вероятность нажать не ту клавишу и невольно принять участие в игре. После чего с вашего счета автоматически спишется определенная денежная сумма.

Письменного разрешения на подключение услуги «Хамелеон» сотовая компания от абонента не требует. А вот чтобы отключиться, нужно суметь дозвониться до оператора, что зачастую крайне сложно и, как показывает опыт, может занять не один час времени. При этом шансы вернуть уже списанные средства практически равны нулю — доказать, что вы случайно нажали не ту клавишу, невозможно.

Еще одной так называемой базовой услугой компании «Билайн» является мобильный интернет, который также активизируется при подключении SIM-карты, и в случае его ненадобности опять же придется обращаться к оператору.
Впрочем, от навязанных клиентам базовых услуг страдают абоненты и других сотовых операторов. К примеру, при подключении SIM-карты компании «МТС» автоматически активируются «Новости МТС» — брат-близнец «Хамелеона», где, ошибочно нажав не ту клавишу, можно также невольно принять участие в лотерее.

К тому же на ряде тарифов «МТС» при подключении SIM-карты автоматически активизируется интернет и на всех тарифах действует услуга «Гудок». Неделя пользования данной услугой бесплатна. Но если вы по какой-либо причине не успели ее отключить вовремя, то ежемесячно с вашего счета будут списываться 49 руб. 90 копеек.

Услуга под прикрытием

Главная проблема в том, что, покупая «симку» того или иного оператора, многие люди наивно полагают, что приобретают исключительно услуги голосовой связи и SMS-сообщений, не подозревая даже о каких-либо дополнительных сервисах. По словам представителей сотовых компаний, об этих услугах их обязаны информировать менеджеры салонов. Но, как показывает практика, на деле этого не происходит.

Семидесятипятилетняя пенсионерка Ольга Сергеевна на глазах корреспондента «МК на Дону» приобретает в сотовом салоне SIM-карту компании «Билайн». Об автоматических услугах ей ничего не сообщают. О возможности выхода в интернет или невольном участии в лотерее женщина узнает только по требованию корреспондента предоставить ей полноценную информацию.

В целях эксперимента корреспондент «МК на Дону» попытался приобрести SIM-карты операторов сотовой связи как в офисах самих компаний, так и в нескольких мобильных салонах. Ни в одном из них о дополнительных автоматических услугах ничего не сообщили.

Впрочем, от навязанных услуг сотовых операторов страдают не только дилетанты и пенсионеры. На интернет-форумах масса жалоб продвинутых пользователей, так или иначе пострадавших от недобросовестности операторов мобильной связи.

Законность их действий не раз подвергалась критике и со стороны ростовского УФАС. Так, некоторое время назад донские антимонопольщики обвинили ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») в недобросовестной конкуренции.
Как сказано в заявлении, размещенном на сайте ростовского УФАС, в соответствии с кратким описанием тарифного плана «Друзья Азов» на сайте оператора связи «Билайн» абонент получает возможность отправлять SMS-сообщения при нахождении в Азовском районе за 0,15 рубля.

Подробное описание параметров этого тарифного плана, изначально скрытое от посетителей сайта, информирует о том, что эта стоимость установлена для SMS-сообщений на номера российских операторов связи, находящихся в зоне «Билайн-Кавказ», а на номера российских операторов связи за пределами этой зоны цена составляет уже 2,15 рубля. Кроме того, по данным ведомства, в соответствии с прайс-листом другого тарифного плана «Все включено L» за абонентскую плату 300 рублей в месяц абонент получает 300 минут исходящих вызовов, однако на сайте оператора указана абонентская плата в сутки, равная 10 рублям.

Не так давно внимание ростовского УФАС привлекли тарифные планы компании «Вымпелком» под броскими названиями «Косим цены» и «Монстр общения», на которых автоматически активировалась услуга «Безлимитный интернет». В первые 10 дней с момента подключения услуга являлась бесплатной, а в дальнейшем, если абонент ее не отключал, с него взималась плата — 2,95 рубля в сутки. По мнению антимонопольщиков, подключение дополнительных платных услуг является существенным изменением условий договора и в соответствии с законодательством о связи на него требуется письменное согласие абонента.

Специалисты Ростовского УФАС пояснили «МК на Дону», что свое согласие абонент может выразить двумя способами: заключить дополнительное соглашение с оператором или совершить конклюдентные действия. Например, направить специальное SMS для подключения услуги.

Претензии антимонопольщиков вызвала и реклама услуги «Комплект МТС Коннект», размещенная на сайте компании, где, по мнению специалистов ростовского УФАС, открытое описание услуги противоречит скрытому в гиперссылке.

Проблему комментирует председатель Комитета защиты прав потребителей ЮФО Юрий Гусаков:
— Во всех вышеприведенных случаях речь идет о недостоверно приведенной информации, и бороться с этим явлением можно двумя способами.

Первый — обратиться в компанию мобильной связи с соответствующей претензией в 2 экземплярах и в случае отказа в ее удовлетворении написать с исковое заявление в суд.
Второй путь — административный. Он предполагает письменное обращение в Роспотребнадзор.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру