Таких комплексов на Дону до сих пор обнаруживать не удавалось, так что самой находке должны были все обрадоваться. Но ситуация такова, что с появлением этого интереснейшего объекта у заповедника возникли проблемы. Чтобы понять, с чем они связаны, нужно вспомнить историю и самого античного города, и его превращения в музей-заповедник.
В прошлом году заповедник отметил 50 лет своего существования. Кажется, нет донского учителя истории, который, проходя со своими подопечными историю античного мира, не воспользовался бы случаем и не продемонстрировал эту самую историю здесь «в натуре». На территории очень немногих регионов России есть памятники античности. Более того, после отделения Украины на территории в России их осталось совсем мало. И один из самых крупных — античный город Танаис в Ростовской области. Более того, этот памятник — один из самых перспективных для исследователей и для дальнейшей музеефикации.
И все-таки что же он такое?..
Танаис — самая северная колония, основанная боспорскими греками. Именно боспорскими, поскольку поначалу на Крымском полуострове возникло из греческих торговых факторий мощное Боспорское царство, а уже потом, на второй волне Великой греческой колонизации, появился и Танаис. Город просуществовал с первои трети III века до нашей эры до середины V века нашей эры, находясь одновременно на реке Танаис (одно из древних названий Дона) и на Азовском море (тогда оно называлось Меотским озером). По словам древнегреческого географа Страбона, Танаис был «самым крупным торжищем варваров». Город жил за счет торговли рыбой, зерном, рабами. Находясь в открытой степи, жители города постоянно заботились о своей обороне: башни этой цитадели возвышались на 30 метров, а оборонительный ров доходил глубиной до восьми — десяти метров. И тем не менее Танаис был разрушен сначала готами, потом — гуннами. После этого жизнь еще теплилась на этих развалинах, поскольку место было уж очень выгодным для торговли и занятия землепашеством и рыболовством, но потом угасла - вплоть до начала XVIII века, когда сюда пришли казаки.
Как его исследовали
Появлением в советские времена Нижне-Донской экспедиции, которая и сегодня исследует городище, Танаис обязан великому археологу Борису Шелову, его дальновидности и настойчивости. Вот как описано в книге Шелова «Танаис потерянный и найденный» то, что увидели археологи, впервые прибыв на раскопки в 1955 году: «Перед нами простирался четырехугольник пустующей земли. По сторонам — глубокие рвы с разбитыми огородами. Вся поверхность покрыта буграми и ямами, старыми раскопами и траншеями. Что уцелело здесь, уцелело ли хоть что-то, как предупреждали скептики еще в Москве? Два раскопа были заложены в центральной части. Оба они дали блестящие результаты. Найдены сотни амфор, металлические изделия, что говорило — исследования перспективны, городище таит в себе еще много чего».
А первых посетителей музей-заповедник принял 1 августа 1961 года. По утверждению профессора ЮФУ, доктора исторических наук Владимира Максименко, именно с работ в Танаисе и на таком памятнике, как Кобяково городище, началась донская археология.
Обнаруженные находки хранятся как в Ростовском областном музее, так и в музее заповедника, ставшего с 1992 года самостоятельным юридическим лицом.
Его музей
О нем мечтали все с первого дня работы заповедника. И было логичным обращение к архитектору, который создал (на базе разрушенных конюшен!) великолепный музейный комплекс в Тамани. Заслуженный архитектор России Валерий Гаврилов предложил роскошный эскизный проект музейного комплекса в Танаисе, который до сих пор остается на бумаге.
В России вообще и в Ростовской области в частности скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но все-таки средства в 150 миллионов рублей на появление в заповеднике музейного комплекса, а об этом было сказано на праздновании 50-летия заповедника, заложены в программе развития туризма в Ростовской области.
Сам музейный комплекс должен появиться позади административного корпуса на площади примерно в две тысячи квадратных метров. Эта площадь исследуется уже не первый год, потому что хорошо известно, что это могильник Танаиса, его кладбище, его некрополь — город мертвых.
Поскольку жили здесь люди не одно столетие, некрополь напоминает этажерку, где на разных «полках» лежат представители разных народов, а стало быть, разных культур. Хранитель фондов музея Сергей Ильяшенко рассказывал, как в обнаруженную на глубине пяти метров катакомбу (катакомбное захоронение представляет собой прямо выкопанную яму с «карманом» сбоку для покойника у своего дна) по одному опускал студентов, проходящих практику, чтобы те увидели нетронутое захоронение своими глазами.
И, подготавливая место для строительства на выделенные областным бюджетом средства, археологи этим летом продолжили исследовать некрополь. На очереди был холм, куда сваливали камни, по которому проходилась строительная техника и на который вообще никогда не обращали внимание.
Вот тут-то и появились «солнечные круги» Танаиса.
Круги
Кто же мог предположить, что в таком «бросовом» месте обнаружится место захоронения, судя по всему, совсем непростых горожан. Нужно, конечно, обладать великой интуицией, основанной на не менее великих знаниях, чтобы в представшей груде камней обнаружить эти метровые стены, образующие круглые сооружения. И не просто круги, но с отходящими от них стенками-лучами — словом, «солярные знаки».
Они наслаиваются один на другой, что свидетельствует: такой обряд захоронения производился в этом, судя по всему, знаковом месте не одно столетие, поскольку предыдущие поколения уже забывали, что здесь кто-то похоронен. Это — одна из версий, возможны и другие, поскольку сам вид этих «колец» будит воображение и простого зрителя, и ученых.
Внутри каждого кольца (самое большое — диаметром примерно метров пять-шесть), видимо, находятся сами захоронения, которые еще не вскрывали. Но, скорее всего, считает хранитель фондов музея, они разграблены еще в древности. Но сам комплекс-то каков?! Подобного на Дону еще не находили.
Проблема
Вскрыть до конца года всю площадь под музей — такова задача, поставленная перед археологами. На это выделены бюджетные средства. В четвертом квартале должен пройти конкурс на проектирование самого музея (напомним, что создан только эскизный проект), техническое задание уже разработано и утверждено. На это средства тоже, как уже сказано, предусмотрены. Но легализация обнаруженной находки требует дополнительных сумм. А ведь при тщательном исследовании и восстановлении она способна стать интереснейшим музейным объектом — единственным в стране.
Просто разобрать эти каменные «кольца» не получится: все понимают, что их необходимо сохранить. Но как? Выходов из создавшегося положения видится, как минимум, три.
Первый, который приходит в голову, — сдвинуть сам музей на местности, оставив погребальный комплекс в неприкосновенности, спокойно его раскапывать дальше, музеефицировать и включать в программу осмотра.
Второй вариант — включить исследованный комплекс составной частью в сам музей, для чего потребуется внесение изменений в проект. Пойдет ли на это архитектор Гаврилов, уже десять лет ожидающий воплощения своего детища в жизнь?..
И третий, самый нежелательный: разбор комплекса на части и перенесение его на новое место. Словом, организация «новодела», а по сути нового некрополя.
И на все три варианта нужны средства — конечно же, бюджетные, ведь речь идет о государственном достоянии! На выделение же дополнительного финансирования сегодня нужна политическая воля.
Что же в итоге возьмет вверх — сиюминутные соображения экономии и «эффективного использования бюджетных средств», к чему в последнее время призывают на Дону все чаще, или понимание перспектив развития заповедника в частности и туризма на Дону как такового вообще?..
Танаис так долго ждал к себе внимания, что вправе потребовать его в нужном объеме.