Это объясняется тем, что в результате модернизации образования утрачена «изюминка» российской системы образования, утрачено то, чем она выгодно отличалась от других систем образования зарубежных стран – фундаментальностью, научностью, системностью и практической направленностью; утрачены полнота и цельность, гармоничное сочетание всех уровней образования, начиная от дошкольного образования и заканчивая послевузовским образованием.
К чему привела модернизация системы образования в России? Каковы её последствия?
В результате проведения ошибочной модернизации системы образования не удалось решить ни одной старой проблемы, а, напротив, модернизация обострила и породила новые, серьезные проблемы. Это свидетельствует о том, что Минобрнауки модернизацию образования в России ведёт по ложному пути.
По этой причине в нашей стране резко снизилось качество школьного и высшего образования и качество подготовки специалистов на всех уровнях. Любая модернизация образования преследует главную цель – повысить качество образования, а всё остальное должно быть подчинено достижением этой цели.
Проводимая модернизация образования в нашей стране достигла противоположной цели, следовательно, мы имеем дело не с модернизацией, а с антимодернизацией образования. И чем дальше мы ее проводим, чем больше мы вкладываем в нее денег, тем хуже и хуже становится наше отечественное образование.
Некогда стройная, полная и гармонично связанная в единое целое система образования нашей страны уже не существует: практически исчезло дошкольное образование, ликвидировано дополнительное школьное образование, дополнительное образование молодежи и взрослых; менее 30% осталось от системы начального профессионального образования (хотя в стране насчитывается всего лишь 5% квалификационных рабочих, их уже нет даже в аэрокосмической отрасли); менее 60% осталось от системы среднего профессионального образования; ЕГЭ стал причиной исчезновения подготовительных факультетов в вузах, физико-математических и иных специализированных школ, которые объединяли усилия учителей и преподавателей вузов с целью повышения качества школьного образования, вовлекали профессоров и доцентов вузов в процесс обучения и профилизации старшеклассников (для «натаскивания» школьников к сдаче ЕГЭ они, естественно не требуются); в результате модернизации фактически ликвидированы все структуры в вузах, которые вовлекали студентов в научно-исследовательскую деятельность, резко сократилось количество ППС вузов, ведущих научно-исследовательские работы, инновационную деятельность, резко сократились возможности студентов и преподавателей вести НИОКР, а, следовательно, в вузах оказался перекрытым живительный источник, который питал учебный процесс, был одним из главнейших механизмов повышения качества образования, качества подготовки специалистов.
За десять последних лет количество школ уменьшилось на 18 тысяч. Это же катастрофа! Российская система образования свернулась как шагреневая кожа.
Если говорить о последствиях «егэзации» российского образования, то они стали настоящей катастрофой, прежде всего, для средней школы. Вот пример. Ещё недавно – два десятка лет назад мы с гордостью, громко заявляли, что российское образование – самое лучшее в мире. Наши школьники лучше всех школьников мира умеют читать, писать, считать и т.д. И это было справедливо на то время.
А что же сейчас? Результаты международного тестирования для стран, входящих в Организацию экономического содружества и развития (ОЭСР), показали, что наша страна сегодня – в хвосте. Лучше наших школьников учатся не только в Европе и в США, но и в странах Восточной Азии. Хуже нас только Африка. Рядом с нами Чили и ОАЭ.
В тестировании участвовали школьники до 15 лет в различных регионах 65 стран по трем направлениям: читательская грамотность; математическая грамотность; естественнонаучная грамотность. По данным международных тестов 2009 г. по читательской грамотности школьники России заняли «почетные» 41-43 места из 65. По математической грамотности – 38 место и по естественнонаучному циклу – 37 место.
Негативные последствия, связанные с внедрением в системе образования ЕГЭ, мы наблюдаем и в высшей школе России.
ЕГЭ стал причиной нарушения сложившегося в течение многих десятилетий баланса в высшей школе страны. Баланса между столичными и периферийными вузами, баланса между классическими университетами, гуманитарными, техническими, экономическими, медицинскими, аграрными, педагогическими вузами, а также вузами творческими. К чему это привело? ЕГЭ стал причиной мощного оттока абитуриентов с высокими баллами из региональных (периферийных) вузов в столичные вузы, а следовательно, к ослаблению периферийных вузов; произошло расслоение специальностей на «богатые» и «бедные»: подавляющее число абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ мощным потоком хлынули на «богатые» специальности (экономика, финансы, юриспруденция, медицина).
ЕГЭ стал причиной резкого разграничения вузов на вузы, которые в последнее 10-летие являются популярными у абитуриентов и непопулярные (это: технические вузы, в том числе аэрокосмической и ракетной направленности, аграрные, педагогические).
Никакой рынок в России не регулирует спрос на специальности (его просто нет, вот почему перепроизводство выпускников вузов по экономическим, финансовым, юридическим специальностям не останавливает абитуриентов поступать в эти вузы, готовящих таких специалистов; огромные конкурсы их также не останавливают).
Именно ЕГЭ и отсутствие рынка специалистов с высшим образованием и стал причиной такого явления, как поступление абитуриентов в технические, аграрные и педагогические вузы с самыми низкими баллами, которые равноценны «тройке» и близки к «неуду».
Из-за отсутствия спроса в нашей стране на инженерные кадры и из-за ЕГЭ в школах исчезает физика, что делает наше среднее образование упрощенным, не современным, не соответствующим требованиям и тенденциям развития экономики, науки, техники и технологии в мире.
Из общего числа принятых в 2010 г. первокурсников на бюджетные места дневного отделения в вузы России на базе ЕГЭ после первой сессии отчислено 56 тыс. студентов.
Если в среднем на дневное отделение в один вуз производится приём 1000 студентов, то это равнозначно тому, что фактически 56 вузов в 2010 г. не приняли ни одного студента. По-существу первая сессия в вузах России в этом году и явилась настоящим экзаменом приёма абитуриентов в вузы. И она убедительно показала, что полное фиаско потерпел ЕГЭ. Он сам не выдержал экзаменов в вузах. Это – первое.
В 2010 и в текущем годах вузы приняли очень много слабых абитуриентов, которые не смогли учиться в высшей школе. Например, технические вузы брали всех, кого только смогли зачислить. Это – второе.
О какой фундаментальной подготовке студентов инженерных вузов может идти речь, если они показали практически отсутствие школьных знаний? Эти студенты не смогут освоить высшую математику, физику, сопромат, теоретическую механику, теоретические основы электротехники и теплотехники и т.д., и они обречены или на отсев, или на получение слабых знаний, без которых творческих инженеров из них не получится.
Поступление абитуриентов в вузы на базе ЕГЭ – это общенациональный обман - обман и общества, и себя. Инженерные профессии и ЕГЭ не совместимы.
Таким образом, технические, сельскохозяйственные и педагогические вузы, имея дело со слабыми студентами (троечниками), будут готовить слабые инженерные, педагогические и сельскохозяйственные кадры. Это – третье.
Если не принимать на государственном уровне меры к устранению перекосов в подготовке специалистов с высшим образованием по секторам: популярные и не популярные специальности, то экономика страны, её социальная сфера останутся без инженерных, педагогических и сельскохозяйственных специалистов. Это – четвёртое.
Все это свидетельствует о том, что модернизация образования в России носит узко-ведомственный, а не общесистемный, не обще-социальный, не вневедомственный характер, поэтому она не работает на решение задач, учитывающих интересы всех секторов экономики и социальной сферы. Это – пятое.
Двухуровневая система высшего образования, которая сводится в основном к его «бакалавризации», к уменьшению срока обучения в вузах на один курс (год), является «удавкой» на горле, прежде всего, инженерного образования. Она является «удавкой» и для образования в области культуры, искусства.
Двухуровневая система высшего образования (имеется в виду бакалавриат) и инженерное образование не совместимы между собой.
«Точечная» поддержка Минобрнауки вузов на основе так называемых конкурсов при отсутствии единой политики развития высшей школы, отсутствие единых принципов и системы категорирования вузов привели к тому, что в основном усиливаются столичные вузы и ослабляются периферийные вузы, которые находятся в забвении, хотя многие из них имеют прекрасный послужной список, имеют большие достижения, влияние на социальное, экономическое развитие регионов, образование, науку, технику.
“Точечное” финансирование вузов не дало никакого положительного результата-деньги ушли как в песок, а вузовские проблемы остались нерешенными. Не напоминает это нам итоги зимней олимпиады в Ванкувере?
Каждый день, тем более год, продолжающейся модернизации образования, это угроза отупения нашей молодежи, которая благодаря такой модернизации уже толком не умеет читать, считать, писать, не знает истории России, она ничего не знает, обучаясь в школах, изувеченных проводимой вот уже 7 лет модернизацией российского образования.
В связи с критической ситуацией, сложившейся во всей системе образования в стране, я обратился к Президенту РФ Д.А.Медведеву с предложениями:
1. Приостановить проведение модернизации образования в России на базе ошибочных взглядов Минобрнауки, которая привела к его кризису. Создать специальную авторитетную, независимую от Минобрнауки комиссию и поручить ей сделать оценку результатов модернизации образования в России, проводимой с 2004 по 2010 гг.
Результатом работы этой комиссии должен быть итоговый доклад, язык которого свободен от замысловатых научных терминов и понятен каждому россиянину. Этот доклад по своему назначению, содержанию и предлагаемым научно обоснованным направлениям модернизации российского образования должен иметь статус Национального доклада, предложенного Обществу и Власти.
2. Поручить этой комиссии, с учётом результатов анализа и оценки состояния российского образования после проведения модернизации в 2004-2010гг., разработать Концепцию, Федеральную программу и научно-методические основы модернизации российского образования.
3. Проводить модернизацию образования на базе специально принятого Федерального закона «О модернизации образования в РФ».
4. Поручить осуществлять руководство процессом модернизации российского образования не Минобрнауки, а государственно-общественному Наблюдательному совету.
5. Считать недопустимым отстранение общественности от подготовки решений, принимаемых властью по важнейшим вопросам развития российского образования (разработка государственной образовательной политики, концепции модернизации, стратегии и тактики модернизации образования, выбор приоритетов развития образования и т.д.).
6. Поручить Правительству РФ принять комплекс эффективных мер по созданию в стране условий, обеспечивающих востребованность инженерных кадров; поднять престиж инженерной профессии; резко увеличить оплату труда инженеров; создать условия для решения их социальных проблем и, прежде всего, жилищных условий; установить студентам вузов, обучающимся на технических специальностях, более высокий уровень стипендий, 100-процентную обеспеченность общежитием и т.д.
7. Потребовать от Минобрнауки РФ приоритетного решения кадровой проблемы высшей школы. Без радикального изменения положения дел с профессорско-преподавательским составом в вузах модернизация высшего образования в стране не состоится, не будет достигнута главная её цель – обновление содержания образования, обновление образовательных технологий, повышение качества образования, качества подготовки специалистов с высшим образованием.
8. Потребовать от Минобрнауки России восстановить в вузах разрушенные в процессе модернизации образования учебно-научно-производственные комплексы (УНПК), научно-исследовательские институты, конструкторские бюро, университетские технопарки, интегрирующие вузы и бизнес, как в процессе подготовки специалистов, так и в процессе решения конкретных проблем инновационной экономики. Добиться увеличения объемов финансирования вузовского сектора науки; резкого увеличения числа профессорско-преподавательского состава вузов, выполняющего научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учитывая особую значимость научных исследований в высшей школе как базисной основы повышения качества образования и качества подготовки специалистов; признать одним из приоритетов широкомасштабное развитие в высшей школе инновационной деятельности.
9. Признать тот факт, что модернизация образования не может быть успешной, если она проводится в рамках одного ведомства – Минобрнауки России, в силу того, что проблемы системы образования принципиально являются вневедомственными, общесоциальными и общесистемными. Так, развитие системы образования тормозится из-за нарастания в стране двух социально-экономических проблем: снижение ценности человеческого капитала и качества нации; снижение потребности (востребованности) в профессионализме. В свою очередь, социально-экономические проблемы не могут быть решены из-за снижения личностных и физических качеств выпускников учреждений системы образования.
Вектор модернизации образования должен быть направлен на совместное, системное, вневедомственное решение этих трёх глобальных социально-экономических и образовательных проблем, что позволит решить большинство остальных проблем общества, экономики и образования.
10. Поручить Минобрнауки России разработать комплекс мер и принять действенные меры по интеграции («встраиванию») системы образования в социально-экономическую среду страны, которая в настоящее время оторвана от экономики, науки, социальной сферы; восстановить разрушенные связи высшей школы со средней школой, наукой, производством.
11. Отказаться от принятия нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральных Государственных стандартов нового поколения в тех редакциях, которые известны общественности.
Обсуждение законопроекта «Об образовании в РФ» показало, что общественность справедливо предупреждает Правительство о тяжёлых последствиях его принятия, которые будут глобально негативно влиять на развитие нашего общества. И это не только социальные проблемы, вызванные ликвидацией школ, сокращением уровня качества образования, но это ещё и рост преступности, бандитизма, беспризорности, наркомании, алкоголизма, нищеты.