Бывшая одноклассница звонит с предложением встречи, но оказывается, что цель ее вовсе не тоска по школьным годам, а желание рассказать о продукции, которую делают из трав, выращенных на Альпийских лугах. Другая подруга детства решает порадовать откровением о том, что я вот-вот стану миллионером, стоит только... Третья зовёт в гости, но я, заподозрив неладное, предупреждаю, что если речь о сетевом маркетинге, то я сразу отказываюсь от этой встречи! «Нет, ну что ты», - заверяет она. Прихожу и вижу очередную презентацию…
С сетевым маркетингом сталкивался, наверно, каждый из нас. «Гербалайф», «Амвэй», «Кирби» - про эти кампании наслышаны даже в глухих деревнях. Сторонников и противников сетевого бизнеса одинаково много. Так почему же у одних он вызывает чуть ли не ярость, а другие не видят в этом ничего криминального и не прочь немного подзаработать подобным образом?
Раздражительная навязчивость
«Нашла коса на камень: представитель «Орифлейм» постучал в дверь Свидетелей Иеговы», - недавняя шутка «Клуба весёлых и находчивых» как нельзя лучше подчеркивает главную особенность, которая раздражает в представителях сетевого маркетинга – и те и другие способны довести до умопомрачения своей навязчивостью. Есть мнение, что адептов сетевых компаний на специальных тренингах обучают навыкам нейро-лингвистического программирования, но, по идее, в общении его воздействие должно быть незаметно. Однако многие отмечают, что сетевые агенты как правило используют именно навязчивую технику продаж, проще говоря, откровенное «впаривание» продукции. Любимый вопрос представителей сетевого бизнеса – «почему?». Как правило, возникает стандартный диалог:
- Добрый день, мы хотим предложить вам уникальную продукцию, не имеющую аналогов на российском рынке. Мы предлагаем вам испытать его замечательные качества. Наш продукт заменяет дорогие салонные процедуры...
- Спасибо, но мне это не нужно.
- Почему вы отказываете своей коже в таком удовольствии???
- Мне не нужны ваши процедуры.
- Почему???
- Потому что у меня нет времени на это.
- Но почему? Это займёт совсем немного времени. Может быть, попробуете наш крем?
- НЕТ.
- Почему?
Модификации такого диалога могут быть всевозможные. Родственники и друзья многих из тех, кто обращается к сетевому маркетингу отмечают, что человек становится как будто одержим идей продать товар или услугу. Степень внушаемости у всех разная, но не каждая психика способна выдержать промывание мозгов на всевозможных семинарах и тренингах.
А вот что считают сами организаторы сетевого маркетинга. Вадим Демченко, менеджер сетевой компании, занимающейся продажами известной сетевой фирмы: «Amway называют сектой экономически неграмотные люди. Amway - это самая старая и богатая компания сетевого маркетинга. Бедных тоже можно смело называть сектой. Всю жизнь гнут спину за копейки и проживают собственную жизнь у телевизоров, ругая богатых. Разве это не секта? Ещё какая секта. Не люди, а зомби какие-то».
Спорным является и вопрос о том, насколько всё-таки выгодно заниматься МЛМ, ведь одним из главных принципов привлечения новых агентов является быстрое обогащение. Защитники сетевого маркетинга считают, что не могут заработать в этом деле только неудачники. Их оппоненты возражают — не может быть, чтобы с одной партии продукции, скажем, набора косметики, получало прибыль столько народу: непосредственный вербовщик, вербовщик вербовщика, и так далее до основателя пирамиды. А ведь надо еще и вернуть затраты производства и дать прибыль производителю, иначе товара не будет. Откуда ж это все берется, как не с обмана?
За гранью морали или как нажиться на болезни
Сетевой маркетинг является законным методом продвижения товаров и услуг. Да и что такого, если человек подрабатывает, продавая косметику или пищевые добавки? Беспокоиться о красоте и здоровье в нашем веке стало чуть ли не модой. Даже те, кто не имеет проблем со здоровьем, пытаются найти у себя хоть что-нибудь, что можно полечить. А уж если проблемы реально существуют, тогда держи карман шире!
Однажды мне позвонила беременная соседка и, рыдая в трубку, просила занять полторы тысячи рублей. Оказывается, эта сумма была нужна ей, чтобы приобрести препарат кальция, который рекомендовала ей врач женской консультации. При этом врач вскользь отметила, что если пациентка его не купит, то будущий ребенок не разовьется должным образом. Назначив еще несколько средств, общая стоимость которых превышала три тысячи рублей, врач настоятельно рекомендовала приобрести их в конкретной аптеке, расположенной по определенному адресу. Впечатленная этой встречей, соседка расчувствовалась, представив все в худших красках, но таких денег у женщины, которая в одиночку собиралась воспитывать ребенка, на дорогие препараты не оказалось. И даже, несмотря на все мои уверения, что кальций он и в Африке кальций, а купить его можно в любой ближайшей аптеке буквально за копейки, у соседки похоже все еще оставались сомнения относительно того, что врач не могла оказаться агентом сетевого бизнеса.
Еще один показательный случай произошел со школьным учителем Ириной Петровной. Как-то раз она пожаловалась своей коллеге, что в последнее время болит голова, кости ломит и вообще подозрительная слабость. На что та воскликнула: «Я знаю, что тебе поможет!». Далее последовал рассказ об удивительном методе компьютерного обследования, который позволяет выявить всего за час все проблемные зоны в организме. Заманчивая перспектива узнать всю правду о своём здоровье заставила Ирину пойти на обследование – коллега ведь плохого не посоветует.
Уникальный медицинский центр находился почему-то в грязном подвале. Врач по виду больше напоминала продавщицу, а на вопрос, а точно ли она врач? Ответила что-то вроде: «А че, не видно?» и надела халат с бейджиком «врач такая-то». Обследование заключалось в том, что пациент надевал аудио-наушники, подключенные к какому-то аппарату, где целый час раздавались щелчки. «Поскольку времени было много – я принялась изучать обстановку. Стены были увешаны плакатами такого содержания: «Заработай свой миллион!», «Десять ступеней на пути к успеху», «Вы можете построить высокодоходный бизнес прямо из своего дома» и так далее, и тому подобное. В стеклянном шкафу стояли сотни баночек, тюбиков, коробочек и флакончиков. С интервалом в 10-15 минут в комнату заглядывали женщины, заполняли заказы и получали продукцию из этого шкафчика», - вспоминает Ирина Петровна. Тем временем обследование подошло к концу. «Так, на головную боль жалобы есть? А в правом подреберье не давит, а шум в ушах бывает?», – допрашивала врач. «Всё понятно, у Вас ....», – далее последовал список диагнозов, который с трудом умещался на странице формата А4. Как оказалось, чтобы избавиться от недугов, надо было скупить чуть ли не половину ассортимента банок-склянок из шкафчика. Учительской зарплаты на всё это явно не хватало. И тут подключилась коллега. «Ты сможешь заработать», - ласково обратилась она. Оказалось, что чтобы заработать себе на биодобавки, надо продать их другим – своим знакомым, друзьям и родственникам.
Не будем ставить под сомнение качественность биологических добавок, возможно, они и оказывают положительное влияние на организм. Возмущение вызывает другое, а именно то, что на прием к таким эскулапам попадают не только здоровые, но и тяжело больные люди, которым обещают исцеление от онкологических заболеваний, СПИДа. В результате человек теряет не только деньги, но и бесценное время, которое можно было направить на борьбу с болезнью.
«Мою свекровь так убедили, что она купила БАДов против рака для свекра на 50 тысяч рублей. Хотя потом в онкоинституте сказали, что это обычные витаминки, которые в аптеке стоят 100 рублей! Было много слез и разочарований. А ведь у нее высшее медицинское образование, смогли ведь развести, какой "талант" нужен...», - вспоминает ростовчанка, родственники которой пострадали от сетевой компании.
В погоне за бриллиантами
Те, кто ищет работу, знают: девять из десяти предложений по трудоустройству исходят именно от фирм, занимающихся сетевым маркетингом. В них заняты миллионы россиян. Все они обещают своим агентам крупный доход и независимость, но в обществе почему-то сложилось негативное отношение к сетевому бизнесу. Вот просто «маркетинг» - звучит хорошо, а сетевой... Возникает ассоциация с паутиной. Причем в большей или меньшей степени она правдива.
Методом сетевого маркетинга также успешно пользуются мошенники для продвижения финансовых схем по заполнению собственных карманов.
Набираю один из телефонов. Трубку берёт девушка. «Скажите, на какую должность вы ищете сотрудника?», – спрашиваю я. «На должность руководителя», – отвечает она. «Руководителя чего?», – интересуюсь я дальше. «Вы что не хотите стать руководителем?», – поражает своей логикой собеседница. «Я хочу узнать, на какую работу вы приглашаете сотрудников», – отвечаю я. «Я вас не понимаю, вы что не хотите стать руководителем?», – повторяет как попугай собеседница. Разговор заходит в тупик, вешаю трубку.
Предложения стать руководителем – один из крючков сетевых кампаний, на который ловят амбициозных соискателей. Кампания предлагает заплатить взнос и тогда из простого агента ты можешь сразу стать руководителем. Заняв у родственников и друзей требуемую сумму, человек влезает в долги и становится зависимым, так как вернуть эту сумму удаётся, увы, не всем.
Бесплатное обучение – еще один способ, которым пользуются сетевые кампании для вербовки новых агентов. Вот, что рассказал Роман, менеджер по продажам: «Однажды, листая газету, я обнаружил приглашение на бесплатные курсы менеджмента и маркетинга. Из чистого любопытства решил пойти. В течение трёх дней нам рассказывали прописные истины, изложенные в любом учебнике, а в конце обучения предложили нам всем обогатиться. Добродетели убеждали, что уже через пару лет каждый из нас сможет купить себе самолёт и дом на берегу Средиземного моря! Для убедительности все эти богатства демонстрировались в картинках. Я проанализировал предполагаемые доходы фирмы и убедился, что все выше сказанное – обман. Прошел год и я случайно встретил в транспорте одну из женщин, которая вербовала меня в сетевые агенты. Ну, что спрашиваю, удалось заработать? Нет, говорит, даже свои деньги вернуть не удалось, теперь устроилась бухгалтером в одну из ростовских фирм. «Мы вообще с Екатеринбурга, там уже все лохи перевелись, вот и приехали к вам. Но у вас явно уже кто-то до нас «поработал»», – поделилась она.
То, что некоторые сетевые кампании делают из людей чуть ли не сектантов, замечают многие. Они, также как и секты, дают надежду и уверенность в завтрашнем дне, обещают рай на земле, но при этом человек не замечает, что решения принимает уже не он. Здесь также важно завлекать все новых и новых людей. На семинарах кроме книг по ведению бизнеса выдают литературу, где рассказывается, как жить и вести себя в разных ситуациях. Чувство локтя избавляет от страха перед неизвестностью. К каждому пришедшему здесь относятся с искренним неподдельным интересом. Разве можно припомнить случаи, чтобы из сетевых кампаний выгоняли? Наоборот, покинуть такой бизнес достаточно сложно. У нас почти не осталось производства, зато каждый второй занят торговлей. Что будет если разом исчезнут все сетевые кампании? Ничего. А что если их продукцию начнут продавать в магазине? Пожалуй, тоже ничего. А вот последствия того, что у нас нет промышленности, нет врачей и учителей, кажется, мы уже начинаем ощущать.
Многие люди, поняв, что их хотят вовлечь в сетевой маркетинг, хватаются за голову и бегут без оглядки. Но почему-то много и тех, кто понимает, что за всем этим стоит финансовая пирамида, но надеется при этом найти других простаков готовых отдать деньги, рассчитывающих затем обрести баснословные дивиденды. Вспоминается знаменитый сеанс черной магии с разоблачением, который провел Воланд и его свита с московской публикой. Почему-то каждый из нас, хоть и понимает, что разжиться дачей на экзотических островах, невозможно, но в душе тайно надеется, что она все же свалится на него прямо с неба. Вот и появляются периодически Воланды-Мавроди, чтобы проверить – не разучились ли ещё на земле верить в чудеса. Хочешь вылечиться от всех болезней, выпив супертаблетку – пожалуйста! Хочешь высокий доход – получай! Хочешь стать руководителем крупной кампании – становись им! Но не обижайся потом, что остался голым ...