В Багдаде все спокойно?

Иногда, кажется, что декларировать признаки «активной гражданской позиции» – прерогатива выскочек на телевизионных шоу

Между тем иметь собственный взгляд на происходящее свойственно каждому из нас. Вот только способы демонстрации личных взглядов за последние 20 лет существенно изменились.

Иногда, кажется, что декларировать признаки «активной гражданской позиции» – прерогатива выскочек на телевизионных шоу

Среди многих терминов античный мир оставил нам в наследство понятие «гражданин» (греч. polites; лат. civis). Словом «гражданин» называлось лицо, наделённое политическими и иными правами и обязанностями в соответствии с греческими и римскими законами. Понятно, что таковыми могли быть лишь свободные люди. Но при этом существовали и ограничения по социальному положению и полу, вероисповеданию.

Несмотря на активное использование в средствах массовой информации, термин «гражданская позиция» не фигурирует в энциклопедиях и словарях. Да и само понятие «гражданин» в течение долго времени не было до конца точным и осознанным и часто наполнялось самым разным содержанием. В дореволюционной монархической России гражданами называли знатных горожан. Одни под этим словом понимали законопослушного жителя страны, другие – только патриота, третьи – борца с властью... Многие учебники по истории России и даже пособия по «Граждановедению» до недавнего времени практически ничего не говорили о гражданине, гражданской позиции, культуре...

Однако и без мудрых справочников достаточно просто для себя установить, что гражданская позиция выражает такие качества личности, при которых человек идентифицирует себя как полноправного участника социальных отношений, определяя своё место в демократическом обществе, свои жизненные цели и способы их достижения.

Формы проявления гражданской позиции разнообразны. Например, социологи условно выделяют пассивную форму, в том числе пассивно-равнодушную или пассивно-оценивающую; конформистскую (потребительская); бунтарскую (протестная) и созидательную. Формы могут переплетаться, изменяться в разных жизненных ситуациях: от осмысленного циничного отчуждения от жизни общества, государства, отрицание общепринятых гражданских ценностей и идеалов до форм общественной жизни, которые характеризуют скорее антигражданскую позицию.

На современном этапе развития российского общества, когда нет единой идеологической системы, перестала существовать и монополия государства на формирование гражданской позиции у населения, и, что более неприятно, перестали существовать механизмы и соответственно алгоритмы понимания и изменения существующих в обществе тенденций и направлений движения общественных групп. Новые черты гражданского самосознания пока находятся в стадии формирования. Для переходных периодов характерны некоторая размытость идеалов и, как следствие, снижение числа граждан, которые хотят и могут занимать активную и ответственную позицию.

Ещё два десятилетия назад проблема «формирования гражданской позиции» не вызвала бы вопросов и сомнений. В советское время гражданская позиция тщательно выстраивалась институтами власти. Тогда в общих чертах было ясно и понятно, «кто, что и почему» должен был «проводить, внедрять, формировать».

За годы советской власти общество привыкло проявлять стандартизированные формы гражданской позиции. Сейчас общество утратило прежние ориентиры, да и сам характер политических и социальных событий с 1983 по 1985 год, когда противодействие режиму только начиналось, кардинально изменился. У новых поколений сложились новые стереотипы, свои реакции на происходящее (далеко не каждый молодой человек в России может себе представить, как, зачем и для чего проводились какие-то стачки и забастовки). Между тем активная часть населения, в том числе молодёжи, значительно больше, чем может кому-то казаться. Поколение, привыкшее обмениваться информацией не на кухнях, как в «старые добрые времена», для выражения своего мнения использует блоги и социальные сети, выпадая из поля зрения консервативных исследователей, призванных «считывать» сердечный ритм общественного мнения.

Эта разница между поколениями заставила исследователей прийти к ошибочному выводу о потере «чувство локтя» среди населения. Профсоюзы, ранее служившие индикаторами гражданского волеизъявления, ныне практически, за редким исключением, утеряли эту способность. Их роль превратилась в формальный поиск компромисса между работниками и работодателями в резонансных случаях.

Другой индикатор выражения народного мнения – общественные организации – также не выдержали проверку временем. Участие многих различных «обществ» и союзов в громких политических и финансовых скандалах подорвало доверие к ним населения. В целом им удалось сохранить видимую легитимность своих полномочий, но гражданские позиции их оказались утеряны.

Здесь кроется другой парадокс: любой человек, купив на рынке, скажем, подпорченную картошку, в следующий раз пойдёт к другому продавцу и всем друзьям-соседям расскажет, что здесь – товар с гнильцой. В конце концов, защищать свои потребительские права в элементарных жизненных ситуациях нам уже давно приходится самостоятельно, что наглядно демонстрирует совершенно другой тип мышления и другие алгоритмы принятия решений и соответственно поведения граждан нашей страны. Наглядным примером такой ситуации может быть конфликт в Сагре, независимо на какой почве он произошёл.

Иммунитет же к политическому обману у россиян не прививается, и всё гораздо труднее. Люди перестали верить партиям и общественным движениям, которые возглавляют одни и те же лица, и, как следствие, перестали ходить на выборы. «Зачем?! Если всё уже решено без нас?» – вот типичный вопрос, который звучит на кухнях. Но это именно вопрос, а не рабская позиция констатации собственного бессилия! И этот вопрос, всё чаще обсуждаемый гражданами, может кого-то пугать или напрягать, но как ни странно только не действовать на понимание и разрешение данной проблемы. Только теперь, в отличие от 1991 года, страх сменился на «тихую агрессию». А значит, «гражданская позиция» новой формации будет развиваться и дальше по непредсказуемому сценарию с непонятным, но, скорее всего, печальным для нынешней России концом.

Жизнь постоянно предлагает нам решать нестандартные задачи, и единой модели поведения на все случаи жизни не существует. Но, только обладая объективной информацией, чёткими действиями можно сделать главное – правильный осознанный выбор, который позволит с минимальными потерями синхронизировать отношения государства и общества, что позволит России вырваться из многолетних оков героического противостояния всех против всех.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру