Иностранцы, привычные к хорошему обслуживанию, ведут себя куда увереннее. Однако, разница в поведении видна не только на примере отдыхающих. Обслуга также разительно отличается. Корреспондент «МК на Дону» – об особенностях отдыха и обслуживания в пределах Ростовской области и за границей.
Испытав на себе прелести и родного русского сервиса, и заграничного, можно сделать неутешительный вывод о том, где люди действительно работают, а где – делают вид, что работают, причем от этого ужасно устают… Итак – судите сами.
Сочинские обезьяны и турецкие попугаи
Как ни печально, в Сочи даже обезьянки давно привыкли к своей «продажности». И их хозяева не готовы делать скидки для прохожих за фотоснимок, наценка на который в десятки раз больше, чем его себестоимость.
Прогуливаясь мимо ресторана в Турции, живым символом которого являются попугаи, не пройдет и пары секунд, как к прохожим обязательно подойдет сверкающий улыбкой турецкий служащий ресторана, посадит пернатых на плечи туристам и сам предложит сфотографировать. Потом окажется, что этот служащий не так давно участвовал в турецкой «Минуте славы». Но он не заставит платить за свою «звезданутость», он просто поднимет настроение прохожим – быть может, в надежде на то, что к нему в ресторан зайдут в следующий раз.
В «отсталые» турецкие головы, как ни странно, даже в голову не приходит мысль фотографировать аппаратом прохожих за деньги.
Гордые и голые
Наши торговцы различными видами отдыха, как ни печально, лучше будут гордыми и нищими, чем даже не услужливыми, а просто приятными в общении с клиентами. А некоторые просто посчитают, что нагрузка, связанная с отрыванием мягкого места от стула, не совместима с той прибылью, которую можно получить, обслужив одного клиента. Поэтому – теряют добрую половину клиентов. Ибо у нас гордые – по обе стороны отношений «продавец–покупатель».
В Турции – совсем другая история. К примеру, в ресторан зашли девушки выпить сок, и у одной просто не оказалось на это одного доллара. Что сделают у нас? Ничего. Управляющий же турецким рестораном, заинтересованный в развитии бизнеса, сделает свежевыжатый сок сам и бесплатно. Конечно, не безвозмездно – своим действием он повысит шансы, что в следующий раз при выборе ресторана она зайдет именно к нему. Кстати, свежевыжатый сок в Ростовской области стоит в три, а то и более раз дороже, чем в Турции. Как три килограмма апельсинов. Хотя на обычный стакан их нужно всего пара штук. Удивительное рядом…
Азовское море: это было бы смешно…
Вообще, цены, которые действительно заламывают у нас в области за те или иные услуги, не совсем адекватны во многом по той причине, что сама вода, не сказать, что так уж привлекательна для купальщиков. К примеру, мало кто понимает, почему Азовское море вообще считается морем. Чем оно сравнимо с тем же Черным. Мало того, что несоленое и мелкое, еще и сильно загрязненное. Что подтверждает огромное количество табличек с надписью «Купание запрещено».
Не зря существует анекдот на тему неприятных особенностей Азовского моря: про отважную девочку, которая бросилась в Таганрогский залив, чтобы утопиться, но заодно отравилась и сломала себе шею…
Привычка просить прощения
Вот, например, зайдя в одно кафе в Ростовской области и заказав тарелку «японского» супа, посетители узнают, что ни гренок, ни даже обычного хлеба нет. Официантка, объясняя, что, мол, они только подали заявку на привоз хлеба, дискредитировала не только себя как якобы профессионала, но и заведение в целом. Проецируя на турецкое обслуживание, можно предположить, как бы сделали там. И понимаешь, что ничего особенно умного в этом бы не было. Турок бы просто сбегал в соседний магазин и, чтобы не терять этого клиента в будущем, достал бы все, что душе посетителя угодно. Наши же будут просить прощение за то, чего у них не оказалось, рассказывать минут десять, что хлеб будет часа через четыре, пока у клиента не остынет одинокая тарелка супа… Печальные, но достоверные факты.
Торговые центры идут навстречу
Магазины в торговых центрах, которые многих отталкивают своей дорогой брендовостью, бутики, в которых консультанты или менеджеры не признают названия «торговец», зачастую не считают нужным быть внимательными к потенциальным клиентам… Этот «персонал» надо привозить в Турцию на мастер-классы по действительно продуктивной торговле.
Так, в один из дней отдыха в Турции можно услышать объявление о том, что именно сегодня цены падают на 50%. Естественно, это маркетинговый ход, возможно, такие акции случаются каждый день, на то и расчет. А что, спрашивается, мешает нашим делать так? И заметим, это реально действует, очередь в кассу увеличивается за 15 минут втрое.
Убыток привычнее активной торговли
Обращаясь к местным работодателям, хотелось бы сказать: уважаемые работодатели, вашим наемным работникам куда важнее вместо того, чтобы ублажать посетителей, поговорить о том, с кем сейчас спит их сменщица, сколько денег у Абрамовича и где отдыхает Жанна Фриске. Поймите, кроме работы, им и продуктивно поговорить больше негде и не с кем. Даже если за 5 часов такой «работы» подойдут несколько человек и спросят цену, и она им покажется слишком высокой, они не сделают даже 10% скидку ради клиента, ради хотя бы каких-то денег. С чувством гордости наши будут стоять на своем, показывая непримиримость характера. Даже если это «свое» ничего не принесет в кассу. Так, к примеру, поступают гордые таганрогские работники пляжей. Предлагая, как кажется, не совсем адекватную стоимость аренды ржавого советского катамарана – 200 рублей в час… Ни больше, ни меньше.
В то время, как в Турции активный турецкий продавец сделает комплимент тысяче женщин, которые в благодарность за внимание купят столько, сколько наши не наторгуют за месяц. И это – при наличии улыбки на гордом лице торговца.
Дурманящие минусы
Естественно, при наличии плюсов для равновесия всегда существуют и минусы. В Турции они, конечно, тоже есть. К примеру, активный и доброжелательный продавец в какой-нибудь лавке может невзначай предложить вам, пока вы выбираете товар, чашечку чая. Но – не торопитесь принимать такие жидкие «подарки». Козленочком, конечно, стать вероятности мало, но вот купить то, что не планировал, можно – и все благодаря «расслабляющим турецким добавкам». У нас, конечно, чай или кофе тоже могут предложить, причем хорошие. Но уровень магазина с таким сервисом соответствует тем немногим нескольким процентам людей, которые могут позволить купить себе яхту…
При активном участии наших уважаемых русских туристических компаний неопытные отдыхающие также могут потерять несколько десятков долларов. Как правило, на следующий день после заселения в отель туристов посещает гид, который рассказывает о всевозможных экскурсиях, и, по идее, должен помочь сэкономить часть денег своим соотечественникам. Однако, нельзя забывать, что за границу он приехал работать, а не отдыхать, поэтому не очень-то гид и заинтересован в сохранности вашего кошелька. К примеру, предложив посетить знаменитую турецкую баню, он скажет, что поскольку до нее нужно еще как-то добраться, можно у него взять билеты в баню с учетом того, что компания и отвезет, и привезет в отель. А также предупредит, что на улице вам продадут дешевку, но по дороге вас заставят доплачивать – это, действительно, так. Естественно, в чужой стране мало кто решается на самостоятельные действия. Тем более, что гид предупреждает, что «именно сегодня единственный день для покупки экскурсий». Но не исключено, что в конце отдыха по закону подлости (кто в него верит) вы найдете за углом баню в 2 раза дешевле. Имейте в виду, баня в Турции представлена не в единственном числе.