Об одном из примеров того, как на деле происходит борьба за регулярность платежей, рассказал корреспонденту «МК на Дону» житель Таганрога Виктор Пахомов, ощутивший это на личном опыте.
В конце июня Виктор обнаружил в своём почтовом ящике документ, озаглавленный «Уведомление о необходимости погашения задолженности». В бумаге было написано: «ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» уведомляет вас о том, что у вас имеется задолженность за потреблённый природный газ…» Далее приводилась конкретная сумма, которая была им якобы не доплачена.
– На самом деле все платежи за газ я совершаю регулярно, – говорит Виктор. – Самое страшное нарушение с моей стороны – опоздание с оплатой на пару дней. Оно связано с дикими очередями, которые образуются в почтовых отделениях, где происходит оплата за услуги ЖКХ. Дозвонившись по номеру, указанному в уведомлении, я узнал, что для выяснения ситуации необходимо лично явиться в участок по работе с потребителями.
Поскольку режим работы у нашего читателя строгий, отпроситься для поездки в участок и выяснения обстоятельств мифического газового долга ему было непросто. Но в конце концов он добрался до этой организации и оказался там… в очереди таких же потребителей, вынужденных тратить личное время, чтобы доказать, что ты «не верблюд».
Что примечательно, потребителей, вызванных в участок по работе с этими самыми потребителями, в помещение с кондиционером пускать не спешили – несмотря на жару и то, что в очереди было немало людей пожилого возраста. Как рассказал наш читатель, гражданам были отведены пара квадратных метров тамбура с деревянной лавкой. А также неограниченное пространство прилегающего тротуара на главной улице Таганрога. На страже спокойствия работников «Газпром межрегионгаза» стоял охранник, который вместо «здравствуйте» выпроваживал пытающихся войти в участок граждан, производя впечатление человека, мягко говоря, хамоватого. Впрочем, большинство потребителей уже воспринимали подобное обращение как должное, знали своё место и смиренно ожидали возможности войти. Впускали по одному.
– У меня потребовали квитанции за нынешний и прошлый год, – вспоминает потребитель. – В результате изучения этой пачки выяснилось, что моей вины в задолженности нет. Как оказалось, один из платежей в прошлом году, сделанный мной в почтовом отделении, «где-то потерялся» и не дошёл до газовщиков.
Однако, полагая, что квитанция, подтверждающая факт оплаты, это достаточное алиби, наш читатель сильно ошибся. Ему разъяснили, что если этот платёж в течение нескольких дней не обнаружится в самом газоснабжающем предприятии, то сие будет означать, что проблемы с ним случились на почте. И в этом случае выяснение отношений с сотрудниками почтового отделения – проблема честного плательщика.
От всех этих перипетий житель Таганрога, обратившийся в редакцию, конечно не в восторге. В самом деле, в подобной ситуации возникает несколько вопросов, весьма актуальных для потребителей жилищно-коммунальных услуг. Во-первых, как потребителю добиться сатисфакции за личное и рабочее время, потраченное на выяснение отношений с поставщиками услуг и управляющими компаниями. Ведь не секрет, что приёмные часы в организациях коммунальной сферы таковы, что работающему человеку попасть туда крайне проблематично. С ответом на этот вопрос, пожалуй, могли бы помочь опытные юристы, создав прецеденты защиты прав потребителей в сфере ЖКХ. Но, увы, они чаще всего предпочитают не связываться с этой неприятной трёхбуквенной аббревиатурой.
Во-вторых (и это уже проблема социальная), с подобным подходом к выявлению неплательщиков при несовершенстве технической базы и возможности элементарной потери платежа где-то по пути к поставщику услуги мы рискуем получить изрядное количество «отрезанных потребителей» и судебных исков. Уже спустя несколько месяцев – как раз к зиме. То есть даже в случае исправного осуществления платежей никто не застрахован в результате простой, казалось бы, технической ошибки оказаться «злостным неплательщиком» со всеми вытекающими последствиями. Точнее, не вытекающими.
Согласно новым правилам предоставления коммунальных услуг неплательщику, конечно, обязаны отправить письменное предупреждение. Но на деле оно способно потеряться ещё проще, чем платёж, будучи просто брошенным в подъезде мимо ящика. Или прийти с опозданием. В общем, так или иначе ничего не подозревающий потребитель может в одночасье лишиться, к примеру, электричества. Отключить неплательщикам согласно новым правилам можно электроэнергию, газ и горячую воду. Лишать тепла и холодной воды, к счастью, нельзя. Но технологически для жителей домов с индивидуальным отоплением отключение газа в холодное время года автоматически означает замерзание. Но, похоже, от этого коммунальщикам ни холодно, ни жарко.