Всё дело в том, что в результате проведения конкурса, право обслуживать городские маршруты по трём из четырёх лотов выиграло предприятие ОАО «НПОПАТ», а обитающий последние годы на многих городских маршрутах ООО НТК «Курьер», соответственно, проиграл. Полностью. К выполнению условий договора НПОПАТ приступил 15 июня.
И началось.
Следует сделать оговорку, что парк машин в НПОПАТ всегда оставлял желать лучшего. Наличествовало некоторое число относительно новых автобусов, но их «в натяжку» хватало только для тех маршрутов, которые и обслуживало последнее время предприятие, потеснившиеся с приходом «Курьера». Но как только НПОПАТ стал единственным властителем новочеркасских дорог (лот №4, в который входят 9 маршрутов – 37, 43, 52 и другие, выиграла ростовская фирма «Янтарь-1», но позже от обслуживания отказалась), то сразу же возник дефицит.
На маршруты популярнейших в городе «единичек», «двоек» и «четырнадцатых» выпустили таких «мастодонтов», что люди просто обалдели, вспомнив, как ездили на них ещё в советские времена. Эту мысль подтверждали и пожелтевшие «агитки» в салоне. Автобусы кряхтели, дымили, и казалось, вот-вот потеряют какую-нибудь трубу или просто развалятся на глазах. Впрочем, и этих старичков было на остановках не дождаться.
Но ситуация ещё и запуталась до крайности. Несмотря на то, что «Курьер» конкурс на пассажирские перевозки проиграл, их машины снова стали выходить на линии. Хотя такие действия одна противоборствующая сторона считает незаконными, вторая объясняет их жёсткой необходимостью, продиктованной самой жизнью. Администрация города встала на сторону НПОПАТ.
Как утверждает заместитель мэра Вячеслав Журавлёв, на телефон доверия администрации жалобы на «Курьер» поступали регулярно. Директор же ООО НТК «Курьер» Виталий Гордиенко в свою очередь заявляет прямо противоположное: «Наши телефоны обрываются. Люди интересовались, почему нас нет на линии, почему они стоят часами на остановке, почему администрация не отвечает на телефон доверия». Руководство НПОПАТ в большинстве случаев от комментариев отказывается.
И всё-таки очень похоже, что условия конкурса на этот раз были сделаны именно под старейшее в городе предприятие по перевозке пассажиров. Условия эти сильно изменились не в лучшую для «Курьера» сторону. К примеру, в конкурсе не могли принимать участия фирмы, машины которых находятся в субаренде; фирмы, имеющие организационно-правовую и финансовую зависимость друг от друга, и фирмы, которые эксплуатируют автобусы вместимостью от 22 до 40 человек.
Условия проведения конкурса и его пункты тут же вызвали претензии антимонопольной службы. Она вынесла администрации Новочеркасска ряд предписаний по проведению конкурса на пассажирские перевозки. Администрация города готовит документы в Арбитражный суд. Но «Курьер», как говорит директор фирмы, снова вышел на маршруты как раз в рамках постановления антимонопольной службы, которая вынесла решение о том, что решение конкурсной комиссии отменено. На сегодняшний момент обслуживает «Курьер» и «отказный» четвёртый лот.
Смягчить проблему может проведение нового конкурса, на котором определится, кто же будет обслуживать маршруты четвёртого лота. Но в случае, если арбитражный суд примет решение не в пользу администрации, а в пользу решения антимонопольной службы, повторный конкурс может пройти и по всем другим лотам.
Пока же на новочеркасских дорогах сошлись «лёд и пламень», и жители могут наблюдать интересные истории. Так, к примеру, несколько дней назад дорогу жёлтенькому курьеровскому автобусу перекрыли несколько машин, из которых вышли несколько крепких парней, вытолкнули водителя автобуса, пару раз стукнули и стали доказывать пассажирам, что те не имеют права пользоваться этим транспортом. И снова запахло «лихими девяностыми». Провокация? Возможно. Но горожане в такой ситуации сильно злятся, и их можно понять.