Обед на рубль, обид на миллион

Сеть ростовских ресторанов «РИС» обиделась на критическую газетную статью и требует компенсации за причиненный ей вред.

ООО «РИС» оценило свой «аналогичный моральному» вред от прочтения статьи в один миллион рублей.
 

Сеть ростовских ресторанов «РИС» обиделась на критическую газетную статью и требует компенсации за причиненный ей вред.

Когда вы приходите в магазин, ресторан или столовую и остаетесь недовольны обслуживанием, вам предлагают сделать запись в книге жалоб и предложений. Специфика журналистской деятельности состоит в том, что мы можем донести свое мнение и мнение других потребителей ненавязчивой услуги до более широкого круга читателей. Более широкого, чем круг читателей одной или нескольких отдельно взятых книг жалоб и предложений.

Претензии потребителей, высказанные в сети Интернет, и мнения наших многочисленных друзей и читателей, в разное время посещавших сеть столовых «РИС», были отражены на страницах издания.

Вы думаете, руководство сети «РИС» задумалось и сделало какие-то выводы из сказанного в их адрес? Думаете, руководство сети «РИС» провело проверки, выявило недочеты и приняло меры к своим нерадивым сотрудникам? Нет.

«РИС» в лице своего представителя по доверенности обратился в суд с исковым заявлением «о защите деловой репутации и возмещении нематериального (компенсационного) вреда» на сумму один миллион рублей…

Исковое заявление

В тексте статьи «Питаться в «РИСе» опасно и противно», опубликованной 1 апреля 2011 года в газете «Мой город Ростов», представителей сети так называемых «ресторанов РИС» возмутили следующие фразы:

– «Кто-то еще жаловался на грубость к посетителям, кто-то на таракана, бегавшего по принесенным роллам».

– «Указывали на близость сети мини-маркетов «Империя продуктов», намекая на то, что в «РИСе» доедают то, что не продалось в этих магазинах».

– «К тому же каких симпатий потребителей стоит ожидать сети ресторанов, которая втыкает свои заведения с довольно-таки скромным и посредственным обслуживанием и качеством пищи на каждом городском углу. Согласитесь, что не так приятно ездить по городу и сталкиваться с одними и теми же вывесками, за которыми прячется один и тот же ненавязчивый сервис...»
Представители ООО «РИС» – собственника сети ресторанов «РИС» – посчитали, что сведения, опубликованные в указанной статье, не соответствуют действительности и носят порочащий характер для сети ресторанов, называемых на три буквы.

Лингвистическая экспертиза

Поскольку сам истец не обладал специальными знаниями в области лингвистического исследования, им была назначена лингвистическая экспертиза.

ООО «РИС» в лице управляющего ИП Чагаяна Г.Я, именуемое в дальнейшем «ЗАКАЗЧИК», обратилось в независимую экспертно-оценочную организацию с целью проведения лингвистического исследования.

Эксперту независимой экспертно-оценочной организации Месропян Лилит Месроповне, имеющей специальную подготовку и стаж работы с 2008 года, предстояло ответить на вопросы о содержании статьи, поставленные перед ней представителями сети «РИС».

Суть вопросов сводилась к цитированию фраз, вырванных из контекста, и дальнейшему выяснению того, содержится ли в приведенных предложениях негативная информация о сети ресторанов «РИС»?

Приговор эксперта

Каким бы там специалистом ни была Лилит Месроповна, но учитель русского языка, литературы, выпускница педагогического университета ЮФУ образца 2008 года качественно выполнила свою работу. Экспертиза превзошла все мыслимые и немыслимые ожидания.
Выводы экспертизы поражают своей глубиной и безжалостностью.

Эксперт посчитала, что предложение – «Кто-то еще жаловался на грубость к посетителям, кто-то на таракана, бегавшего по принесенным роллам» содержит негативную информацию о сети ресторанов «РИС».

Предложения, указывающие на близость сети ресторанов «РИС» к сети мини-маркетов «Империя продуктов», путем выводов и рассуждений эксперт расценила как утверждение о том, что сеть ресторанов «РИС» использует некачественные просроченные продукты из мини-маркетов «Империя продуктов».

Отрывок статьи, в котором говорится о непереполненной столовой «РИС» и высказывается недоумение автора на счет того, что какое-нибудь чудо, отправляясь в столовую, задумывает заказать себе столик, эксперт расценила, как оскорбление типичного клиента сети ресторанов «РИС», которого автор статьи называет словом «чудо». Использование слова «столовая» применительно к одному из «ресторанов» сети «РИС» эксперт расценила как использование лексического синонима слова ресторан и искажение автором значения дефиниции, что становится основой для иронического осмысления последующих действий типичного клиента сети ресторанов «РИС», при этом умаляя его вкусы и указывая на низкое общественное положение.

Относительно высказанного автором статьи мнения о том, что неуважение к клиентам наблюдается во многих заведениях городского и сельского общепита, задуманных сельскими рестораторами, эксперт заключила, что через употребление компонентов сельский ресторатор и сельская местность автор указал на низкое общественное положение клиентов ресторана, плохую репутацию и низкий статус, что также задевает достоинство клиентов сети ресторанов «РИС» и может считаться оскорблением.

Ближе к концу исследования эксперт отмечает, что крайне негативная оценка выражена уже в самом названии статьи «Питаться в «РИСе» опасно и противно».

В заключение экспертизы учитель русского языка и литературы указывает, что негативная информация о ресторанах сети «РИС», связанная с отрицательной оценкой обслуживания клиентов, использованием некачественных просроченных продуктов питания, угрозой причинения вреда посетителям, неприятными эмоциями и сильным желанием автора «отомстить за хамство», умаляет деловую репутацию сети ресторанов «РИС»…

Контуры взаимодействия

В качестве компенсации за понесенные моральные страдания ООО «РИС» в лице своего представителя потребовало взыскать с ответчиков компенсацию морального (репутационного) вреда в размере 1 млн рублей. Опубликовать статью (ответ) на публикацию, текст которой приложен к заявлению.

Требования ООО «РИС» более, чем странные, и вызывают некоторое недоумение. Если бы «РИС» хотел защитить свою репутацию и высказать свою точку зрения на наших страницах, мы бы с удовольствием выслушали его представителей и опубликовали на наших страницах их статью.

В свою очередь, сумма исковых требований в размере один миллион рублей говорит лишь о желании «РИСа» оказать моральное давление на редакцию и журналиста с целью побуждения к тому, чтобы тема общепита и нареканий клиентов сети ресторанов «РИС» больше не появлялась на страницах нашего издания. В таком случае действия ООО «РИС» в лице его представителей по своим признакам могут вполне попасть под действие ст. 144 УК РФ («Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов путем принуждения их к распространению либо отказу от распространения информации»).
Но это все предположения. В реальности же происходит следующее.

Письмо читателя

Такое письмо пришло автору статьи вскоре после поступления иска и ознакомления с ним части читателей моего интернет-блога.

«Здравствуйте, Сергей! Сведения из искового меня позабавили))) Во-первых, я как потенциальный «новый» посетитель хотела все же сходить в этот «РИС» и посмотреть, соответствует ли действительности написанное вами в газете.

Пока я тренировалась брать роллы палочками, появилось это исковое заявление. Теперь в этот «РИС» просто ни ногой. Вдруг что-то не понравится, вдруг компот на голову прольют (мало ли что), нельзя будет даже и претензии предъявить – боюсь, сразу в суд потянут.

Во-вторых: лингвистическая экспертиза – это что-то! Т. е., если кто-то решит покритиковать, то экспертиза всегда подтвердит, что это не критика, а унижение деловой репутации.

В-третьих: нас, дольщиков кинутых, поливают грязью, распространяют разные слухи типа «захотели на халяву, купили за шапку сухарей, перекупщики и т. п.», причем не просто прохожие на улицах, а люди, облеченные властью и без всяких доказательств того, что говорят, и суд не усматривает в этом беспределе унижение деловой репутации или унижение достоинства личности. А в здоровой критике торговых и общепитовских точек усматривается такая вещь. Я в шоке просто! Людям уже и сказать ничего нельзя, воспротивиться некачественной пище, плохому обслуживанию – сразу в суд. Вместо того, чтобы заниматься ерундой, лучше бы повышали качество обслуживания. Хотя я так и не узнала, какое у них качество обслуживания, пищи и теперь уже и не узнаю никогда, наверное. Исковое заявление с лингвистической экспертизой тому причина. Кстати, друзьям всем тоже надо рассказать, что посещение «РИСа» может закончиться судом с иском на мильон…

Таким образом

«РИС» еще не проиграл суд и даже не встретился с нами, но уже потерял ОДНОГО потенциального клиента и часть друзей этого клиента, которым он скажет не ходить в столовые «РИС», чтобы не столкнуться с ненавязчивым сервисом и не получить исковое заявление ценой в один миллион рублей…

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру