Себе дороже, другим на радость

Бензиновый кризис: причины и решения

Россияне не успели как следует осознать почему, но уже успели привыкнуть, что любые изменения в стране или в мире так или иначе сказываются на их благополучии. Вот и рост цен на нефть и нефтепродукты, который должен бы обогатить страну в целом, на деле обогащает не население, а только некоторые компании. А в крупнейшей нефтедобывающей стране мира ни с того ни с сего возникает дефицит бензина. Как такое становится возможным и что предпринять?

Бензиновый кризис: причины и решения

Нежданный кризис

Не первый, и наверняка не последний бензиновый кризис длится в России уже пару недель. Наиболее острой фазы, после которой о нём заговорили СМИ, он достиг на Алтае. Большая часть небольших заправочных станций там приостановила работу, а АЗС «Роснефти» и «Газпромнефти» стали отпускать бензин с ограничениями. С 25 апреля дефицит главного автомобильного корма ощущался уже в паре десятков регионов страны. Нервозность коснулась и Ростовской области, где многие автомобилисты стали спешно заполнять канистры впрок. На биржевых торгах рост цен на бензин 92-й марки составил почти 19%, 95-й – меньше, всего 5%. Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба усмотрели на рынке нефтепродуктов сговор и начали масштабную проверку нефтяных компаний. Только в Бийске Алтайского края возбуждено 10 дел по признакам согласованных действий.

Не сумев удержать ситуацию в нормальном русле, правительство решило применить радикальные меры: взвинтить пошлины на экспорт до заоблачного уровня. Рынок оцепенел, не понимая как себя вести в столь неоднозначной ситуации. На Алтае цена на Аи-92 упала на 70 копеек за литр. В других регионах выросла на 2–4 рубля и падать не спешит.

Законодательные тиски, «ручное управление» и другие напасти

Вообще, поведение игроков на любом рынке напоминает поведение жидкости, которая просачивается во все щели, которые найдёт в том, в чём она содержится. А поскольку в России количество таких щелей и в экономике, и в законодательстве не поддаётся оценке, чётких правил игры и механизмов саморегулирования ещё не выработано, власти пытаются решать проблемы по мере их поступления, причём в ручном режиме.

Когда в результате нестабильности на Ближнем Востоке и кризиса атомной энергетики, спровоцированного аварией на «Фукусиме», поползли цены на нефть и, как следствие, на автомобильное топливо, цены на внешнем и внутреннем рынке потеряли равновесие. С февраля 2011 пришлось на внутреннем рынке заморозить рост цен на бензин, которые стали разбухать вслед за мировыми. Что не могло не привести к увеличению объёмов экспорта. Ведь желание получить прибыль, спекулируя на разнице цен, трудно было не спрогнозировать. Хотя Федеральная таможенная служба ещё не опубликовала данные об экспорте в марте, эксперты его объём представляют вполне определённо. По данным РБК daily, с января по март 2011 года экспорт нефтепродуктов из РФ уже составил 1,8 млн т, в то время как за весь 2010 год было экспортировано около 3 млн т. То есть в марте наметился четырёхкратный рост экспорта.

Экспорт был золотым дном, ведь до 1 мая пошлина на бензин составляла 67% от ставки пошлины на нефть – $283,9 за тонну. Чтобы насытить внутренний рынок, пришлось рост пошлины увеличивать не до плановых $304 за тонну, а до $408, то есть на 44%. «Заградительные» пошлины естественно сделают наш бензин неконкурентоспособным на внешнем рынке и компаниям не останется ничего другого, как вернуть бензин на внутренний. Но эти меры для системного оздоровления ситуации недостаточны.

Ведь таким образом, вместо того чтобы создать условия для выгодной реализации бензина на внутреннем рынке, не лишая одновременно возможности заработать на рынке внешнем, правительство бросается из крайности в крайность. Оно не предлагает действительно эффективных мер поддержки своих граждан и в то же время бьёт по рукам экспортёров. Замкнутый круг?

Сапожник без сапог

Чтобы понять, в чём дело, давайте посмотрим, как обстоят дела в мире, ведь не только же россияне покупают бензин. В то время как в Ростове литр Аи-92 стоит около 23 рублей, американцам он обходится в пересчёте по 15 рублей, а, например, жителям Египта по 7–8 рублей. Почему же такая разница? Да по той же причине, по которой в Ростовской области, экспортёре электроэнергии, цены для жителей региона на продукт, производимый внутри региона, выше, чем для жителей регионов, в которые эту электроэнергию продают! Прибыль для крупных компаний и корпораций-монополистов оказывается важнее благосостояния населения.

Себестоимость нефти сегодня колеблется в пределах 2 300–2 500 рублей за тонну. Себестоимость тонны самой популярной марки высокооктанового горючего, изготовленной на нефтеперерабатывающем комбинате, также не запредельно велика: всего около 11–12 тыс. руб. Но продаёт эту тонну бензина комбинат по 26 тыс. И дело не в алчности нефтепереработчиков. Просто такую наценку они вынуждены делать из-за непосильного налогового бремени. До 63% конечной цены российского топлива составляют государственные сборы. Доходы посредников сравнительно невелики, оптовики и розница накидывают не более чем по 10%. Таким образом, при себестоимости около 6 рублей бензин гражданам нефтедобывающей страны поступает в три раза выше! А ведь доходы большинства россиян увы намного ниже среднеамериканских. Следовательно, реально литр бензина обходится нам ещё дороже. И не только простым автовладельцам. Ведь эта стоимость включается в цену всех товаров, которые производятся внутри страны, всех перевозок, всей отопительной системы, и в итоге, даже сферы услуг, делая все наши отрасли менее конкурентными по сравнению с зарубежными!

Что надо менять?

Представим себе, что Россия пойдёт по пути США и снизит налоговую нагрузку на 40%, чтобы доля налогов и сборов составляла 20% от стоимости топлива. Получается, что бензин будет стоить как в США: до 15 рублей. Однако вместо этого в 2011 вводится новый акциз на топливо, средства от сбора которого должны якобы пойти на ремонт и строительство дорог. Да и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) для нефтяных компаний немаленький: 419 рублей с тонны добытого и обогащённого продукта. Естественно, что это не вдохновляет компании на модернизацию производства или геологоразведку, которые удешевили бы стоимость нефти. Напротив, это подталкивает максимизировать прибыль сегодня. А после нас, хоть… новый энергетический кризис, вызванный деградацией единственной успешной отрасли экономики? В общем, существующая сегодня ситуация мало того что не выгодна ни населению, ни бизнесу, мало того что порождает периодическую нестабильность и дефицит даже в условиях благоприятной конъюнктуры рынка, так ещё и ущербна по своей стратегической сути.

В связи с этим некоторые экономисты додумались до того, что в России вообще не стоит производить бензин, мол, переработка нефти в России экономически бессмысленна и приносит стране убытки. А тонна сырой нефти стоит больше, чем все продукты перегонки, получаемые из неё. К таким выводам пришли специалисты ЭЭГ под руководством Евсея Гурвича. По их логике даже имеющиеся производства надо обанкротить, чтобы сэкономить стране 3% ВВП. Таким образом, уже многие виды сложных производств вымываются из России. Что не может не сказываться в конечном итоге даже на обороноспособности страны: ведь если мы закроем собственные производства, мы не застрахованы от того, что завтра нам перестанут продавать самолёты, корабли или бензин. Независимость такого государства не продержится и месяцев. Так что решение нужно искать всё же в обратном.

Ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев считает, что проблему с дефицитом и ростом цен можно решить комплексом мер. По его мнению, необходимо отвязать НДПИ от цен внешнего рынка и привязать к затратам на воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов. Что ж. Вполне обоснованное мнение.

Но нужно добавить и главный аспект: Россия продаёт слишком много сырой нефти за рубеж, не расширяя и не модернизируя производство нефтепереработки на своей территории. С одной стороны, это даёт возможность существующим заводам диктовать цены. С другой – сдерживает рост всей экономики за счёт отсутствия развития целой цепочки производств внутри страны. А ведь это – рабочие места, рост уровня жизни, возрождение депрессивных регионов. В нефтепереработку государству нужно вкладывать и вкладывать средства, ведь она начала отставать ещё в советский период, когда капвложения в добычу превышали инвестиции в переработку в 20 раз.

Когда мы будем производить столько дешёвого бензина, что цена на него на внутреннем рынке не будет колебаться в зависимости от ажиотажа за рубежом, мы получим тот базис экономики, который способен потянуть за собой остальные отрасли. Ну а что такое дешёвый бензин для автолюбителей?

Это новая, особая степень свободы, которой нам так не хватает.

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру