В моей семье четыре человека. Из них двое детей. Для того, чтобы расширить жилплощадь, нам пришлось взять ипотечный кредит. Кто тогда мог знать, что случившийся вскоре кризис резко подкосит доходы моего мужа? Помочь семейному бюджету я на тот момент ничем не могла, поскольку находилась в отпуске по уходу за ребенком. Дочери исполнилось полтора года, и существенных выплат нам уже не полагалось, а выйти на работу я не могла, потому что в детский сад принимают детей с трех лет.
Поняв, что финансовое положение нашей семьи сильно не дотягивает до прожиточного минимума, я решила обратиться в «Муниципальное учреждение социальной защиты населения» Советского района Ростова-на-Дону для того, чтобы нам назначили субсидию на оплату коммунальных услуг. Собрав все документы, я обратилась в эту организацию.
Как оказалось, для того, чтобы попасть к специалисту отдела субсидий, необходимо совершить почти героический поступок. Для начала нужно прийти в единственный день недели – понедельник с 8.30 до 13.00 и получить талончик, в котором будет указано время и день подачи документов специалисту отдела субсидий. То, что происходит в эти часы в организации, которая призвана оказывать социальную помощь, описать трудно. Очередь здесь занимают часов в 5 утра, и к 8.30 она составляет уже человек сто. Подавляющее большинство в борьбе за субсидию – это пенсионеры. Люди они, конечно, уже закаленные, но, тем не менее, пять часов старики и инвалиды вынуждены провести стоя, так как лавочек на всех не хватает! Конечно, работники собеса выдают талончики очень оперативно, но это не избавляет от нервного напряжения, так все боятся пропустить свою очередь.
Несколько часов в этой душевной атмосфере, и вот он – заветный талончик у меня в руках! Через два дня к специалисту я попала уже без проблем, но тут… нашлись-таки неточности в справке о доходах! Я попросила о возможности донести исправленную справку через несколько часов (так как работа моя находилась на другом конце города), но ответом на эту просьбу была фраза: «У нас доносчиков НЕТ!!!» Что ж, пришлось пройти через горнило бюрократического аппарата заново: понедельник, подъем в пять утра, четыре часа в очереди, талончик… На этот раз все обошлось. Как оказалось, мне еще повезло, что остальные справки за это время не утратили своей актуальности, ведь за неделю их срок годности мог истечь.
Спустя полгода процедуру нужно было повторить для продления субсидии. Опять предстоял сбор всевозможных справок, стояние в очередях. Когда я, наконец, попала к специалисту, та очень тщательно проверяла мои документы и сверяла их с прошлой партией. И тут произошло то, чего я никак не ожидала. Она обнаружила, что в прошлой справке с моей работы о доходах было сказано, что я нахожусь в отпуске по уходу за ребенком и не получаю никаких выплат, а в свежей, что я получаю 50 рублей в месяц!
Конечно, я объяснила, что знать не знаю ничего об этих 50 рублях, и это просто ошибка бухгалтера. Но когда уже в следующий раз я привезла с работы исправленный документ, мне сообщили, что за ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ЗАВЕДОМО НЕВЕРНЫХ СВЕДЕНИЙ МЫ С ВАС УДЕРЖИВАЕМ СУБСИДИЮ НА СЛЕДУЮЩИЕ ПОЛГОДА...
Я, конечно, была в состоянии легкого шока. Ведь они прекрасно понимали, что это бухгалтер ошибся в справке за прошлое полугодие. Меня никто не ставил в известность о том, что мне будут выплачиваться эти несчастные пятьдесят рублей. Все это со слезами на глазах я объясняла специалистам и их начальникам, но безуспешно. Ответ был таков: «Если хотите, то подавайте в суд на вашу бухгалтерию». То, что нашей семье с двумя детьми придется следующие полгода жить на семь тысяч в месяц и три с половиной тысячи из них отдавать за квартиру, а полторы за ипотечный кредит, никого, конечно, не трогало. И даже, когда моя фирма-работодатель была готова дать документ о том, что это была их ошибка, в собесе мне навстречу не пошли. Хотя этот документ вполне мог бы послужить доказательством того, что сведения, мною предоставленные, не были ЗАВЕДОМО мною искаженными. Ошибка бухгалтера на сумму пятьдесят рублей в месяц стоила мне около двадцати тысяч рублей. Разумеется, мы пережили эти полгода. Слава Богу, что у нас есть родители, которые, отказывая во многом себе, помогали нам.
Конечно, можно было подать в суд, но я не сторонник таких мер добывания справедливости. Да и сотрудники соцзащиты, которые не пошли мне навстречу, наверняка поступили в соответствии с буквой закона.
Вместо послесловия
Хотелось бы дать совет: проверять все справки очень тщательно, копировать их, сохранять до следующей подачи документов, а перед тем, как подавать, сверять новые бумаги с копиями предыдущих, чтобы не было никаких несоответствий... Но возможно ли все предусмотреть?
Правительство обещает, что социальные блага можно будет в скором времени получить, не выходя из дома, пользуясь Интернетом или даже телефоном, но избавит ли это от бюрократической волокиты, от абсурда, с которым приходится сталкиваться каждому, кто хоть раз обращался в социальные службы? Глядя на то, как в смертоубийственной давке старики и инвалиды укорачивают себе жизнь в коридорах собеса, с ужасом думаешь о том, что рано или поздно сам окажешься на их месте.